Перейти к основному содержанию

12:24 24.06.2025

Протоиерей Артемий Владимиров. Ответы на вопросы слушателей.

20.03.2013 11:20:28

- Батюшка, из Евангелия мы знаем, что в день Преображения Господня Спаситель взял на гору Фавор трех своих учеников - Петра, Иакова и Иоанна. Не могли бы вы сказать, почему именно эти ученики были призваны видеть Преображение Спасителя? Что, другие не были достойны этого видения?

- На иконе Преображения мы видим троих, кроме Господа: Иоанна и Иакова, сынов Громовых и Петра, поверженных, лежащих ниц в страхе и ужасе прикрывающих очи от нестерпимого сияния славы Божьей. И другие тоже были достойны, рассуждает  святой Иоанн Дамаскин. Все, кроме Иуды - ленивого, отягченного сном. Такого малоподвижного, всегда неохотно молившегося и потому оставленного у подошвы горы Фавор. Но, представим себе, чтобы было, если Спаситель взял бы 11, а двенадцатого, предателя, оставил одного?

Не взъярился бы он. Не открылась бы злоба дьявольская, которая в нем уже свила свое гнездо. Не упредил бы он Божественного Провидения, которое миловало этого несчастного человека. И сам Христос, вы знаете, до последнего возгласа на Кресте желал покаяния и обращения Иуды. Итак, были выбраны трое, чтобы у Иуды не было оправданий на Страшном суде: меня оставили, мной пренебрегли, поэтому я предал. Ну, конечно, не только по причине Иуды Господь своим перстом назначает этих трех. Вы помните, именно уста Петровы исповедовали чуть ранее Христа-Спасителя Сыном Бога Живого. «Не плоть и кровь, но Отец сущий на Небесах открыл тебе это», - засвидетельствовал Господь  о правом исповедании Петровом. И ныне, он как достойнейший, должен был услышать глас самого Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный. На Нем мое благоволение. Того послушайте». А почему Иаков, о котором Евангелие говорит совсем не так много? Брат Иоанна Богослова. А потому что Иаков сподобился особой чести - он первый пролил кровь за Христа из числа его учеников. Первый был усечен мечом иродовым в угоду иудеям. А значит, и нуждался в особенном утешении, помощи, уверении со стороны Сына Божьего в Божественном достоинстве последнего. Иоанн, девственник, чистейшее сердце которого соделалось трубою Духа Святого. Вы знаете, что Иоанну Богослову открыты были впоследствии конечные судьбы мира и церкви. И он, который в своем прологе возгремел: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было  Бог», он должен был видеть славу Единородного от Отца, чтобы впоследствии благовествовать всем народам, племенам и языкам непреложное свидетельство единосущия Отца и Сына и Святого Духа.

- Хочу попросить, батюшка, Вашего вмешательства, может, обратиться в Патриархию. Вот что произошло с моим внуком. На выставке-ярмарке мы купили книжки Тамары Крюковой, мы так радовались, мальчик читает взахлеб. А книжки преотвратительнейшего содержания. Вот, книжечка "Призрак сети". Там действующий герой мальчик - такой врун. Из элитной школы ушел, пришел в другую школу, наврал с три короба. Друг хороший попался, он и его вовлек. Уроки прогуливает. Оба они путешествуют во времени, попали в 1240 год. И оказалось, никакого православия нет, все Перуну поклоняются, верят колдунам.

- И что же с вашим внуком произошло?

- А внук у меня ушел из математической спецшколы в другую школу,  там скатился на «тройки», хотя в прежней школе учился весьма прилично. Стал прогуливать уроки.  Его стали называть: «подлый, лживый и трусливый».

- Неужели это все от Крюковой?

- Я прочла книжечку, это настоящий учебник, как таким становиться.

- Мы непременно, если удастся  раздобыть, изучим эту прельстительную книгу. Думаю, что, конечно, не она одна виновата. Сейчас очень сложно молодым людям, юношам нравственно сформироваться, укрепиться. Книга могла послужить поводом к его сползанию по наклонной плоскости. Но, тем не менее, сигнал Вы нам дали. Будем  надеяться, что лучи, исходящие от пресветлого лика нашего Спасителя, достигнут и закоулков души Вашего милого Митрофанушки. Он еще совсем юн, неопытен, неискушен. Может быть, какие-то знакомства расслабили его волю, подорвали его целеустремленность. Будем надеяться, что свершившийся с ним неудача не толкнет его в глубину отчаяния. Но молитвами бабушки, матери, благочестивых сродников, да и всех слушателей "Радонежа", Господь  да просветит его ум, умягчит его сердце и даст ему вновь твердую  опору под ногами.

- Батюшка, вы сейчас говорили о том, почему Спаситель взял Петра, Иакова и Иоанна на святую гору Фавор. Но мы знаем, что в Евангелии и в Новом Завете эти апостолы нам не рассказали о событии Преображения. Мы узнаем о нем из Евангелия от Марка, Матфея и Луки, которые не были на Фаворе. Как можно объяснить это явление?

- На гору Фавор Спаситель берет тех, кто стали свидетелями его Воскресения. Между тем, как Евангелисты восприняли слово этих трех первенствующих. Равно и многие другие события они запечатлели, которым не всегда являлись свидетелями. Но будем помнить, что Дух Божий, сошедший на всех апостолов, Он-то и воспомянул в глубинах их чистых сердец все глаголы, слова Иисусовы. Дух Святый и даровал им, евангелистам, изложить евангельскую историю без малейшей погрешности. Так, что каждый евангелист поневоле восполняет опущенные другими тремя.

- Обычно христиане носят крестик из металла. А я видела на некоторых деревянный. Что это значит?

- Даже у священников, которые носят большой священнический крест, встречаются, особенно Великим Постом, деревянные наперсные кресты. Что это значит? Может быть, ничего особенного и не значит. Может быть, деревянный крестик лучше нам напоминает о самом Животворящем Древе, на котором был распят наш Спаситель. Деревянные крестики часто как  благословение раздаются в великих обителях, лаврах, на Афоне, на Фаворе, в Иерусалиме. Многие, наверное, из наших слушателей встречали такие крестики с надписью «Иерусалим». А вы знаете, когда отцу Иоанну Кронштадтскому архиерей пожаловал крест с украшениями,  то есть драгоценными камнями, то праведный пастырь, еще молодой, но Духом Святым умудренный, написал в своем дневнике: "Стыжусь носить на груди своей драгоценное изображение Того, Кто на плечах нес крест деревянный". Так что много крестиков хороших  и разных. Важно, чтобы мы черпали от  нашего малого креста благодать Господню.

 - Почему событие Преображения, имевшее место в феврале, загодя до Крестных Страданий, празднуется в августе?

 -  Если бы оно, событие Преображения праздновалось на своем месте,  то падало бы на Великий Пост. Между тем, как явление Славы Божьей приносит радость, мир, торжество веры. Мы переживаем, созерцая Христа, испускающего лучи животворящей благодати. Поэтом святые отцы отсчитали от событий Воздвижения Животворящего Креста - а Воздвижение празднуется осенью - 40 дней. Чтобы  таким образом мы могли в радости славить Господа.

- Я сегодня попала в  храм Преображения. Всегда хожу в храм Бориса и Глеба в Дегунино. Там у нас нет общей исповеди. А здесь я поразилась, когда увидела общую исповедь. Батюшка сказал: «Порвите записочки, я ваши грехи прочитал». Как вы относитесь к этому? Так можно исповедаться?

- Грехи он прочитал?

- Он прочитал, какие грехи могут быть. И говорит: «Подходите ко мне и просто имена называйте».

- Такое случается в храмах, особенно при многолюдстве, когда священник, хорошо зная своих прихожан, напоминает им об общечеловеческих немощах - раздражился, рассеялся в молитве, слегка переел, на службу опоздал. Господи прости и помилуй нас! И затем не дает себе  особого труда выслушивать индивидуально кающегося. На самом деле, не так уж много времени у батюшки заняло, если бы он, приклонив ухо, как милосердный Отец Небесный, выслушал два-три слова кающегося блудного сына. И таким образом, и батюшка был бы рад, что он заглянул в сердце кающихся. А уж как были бы прихожане рады, освободившиеся именно от тех помыслов, что словно занозы впились в их сердца! Наше священноначалие всегда нам заботливо внушает необходимость людей исповедовать, выслушивать каждого, применяясь к обстоятельствам. Но не будем батюшку пригвождать к позорному столбу. Может быть, он прочитает "Радонеж" и согласится, что дать возможность хотя бы одно словечко произнести тем, кто подходит со страхом и трепетом на исповедь - значит получить обильную благодать. Ведь в противном случае, священник не может быть уверен, что он так вот молча, принимая безгласных прихожан, не допустил кого-то к причастию, кому нельзя. А, может быть, там был человек некрещеный, он просто пришел с батюшкой поговорить? А, может быть, там был человек, который так и не нашел в себе силы простить ближнего? Батюшка не разгадал написанное на лице смущение. А человек приобщился в осуждении. А, может быть, кто-то вообще не собирался приобщаться, а хотел выяснить у батюшки, когда можно отпеть сродника почившего, и причастился со всеми заодно без веры, без любви, без покаяния? И батюшка не застрахован от таких ошибок, если он слишком поспешает в святом деле исповеди, требующего большого благоговения и рассуждения.

- У меня неприятности - муж опять запил. И со свекровью неприятности. Я ночью проснулась прошлый раз и говорю: «Матушка Божья, кому мне молиться?» И стала засыпать, и мне голос: « Иконе Божьей Матери Грузинская». Это искушение или, действительно, что-то?

- Благодарю за вопрос. Вы знаете, что святые отцы учат быть очень осторожными и разборчивыми, когда речь идет о каких-то голосах, внушениях. Кто мы такие, чтобы руководствоваться этими сигналами? Тем паче, что лукавый очень хитер и может обвести нас вокруг пальца. Но против иконы Грузинской Божьей Матери - чудотворной святыни нашего народа сказать ничего нельзя. Конечно, у любой иконочки вы можете молиться и просить Богородицу: "Матерь Божья, отрезви моего супруга. Матерь Божья, дай ему покаяние. Матерь Божья, даруй нам согласие и единомыслие". Съездите на улицу Коммунистическую, простите, улицу Солженицына. Вы найдете там огромный храм святого Мартина Исповедника. И там впереди, в особом киоте Грузинская икона, вся обвешанная драгоценностями в знак признательности за то, что она услышала и помогла. Там преимущественно молятся о даровании детей. Этой иконе дана благодать вспомоществовать в чадородии. Но, конечно же, и на муженьков она, Богородица, найдет управу. Особенно, если не забудете поставить свечку святителю Чудотворцу Николаю.

Другая чудотворная икона, древняя Грузинская, находится  в Сокольниках в храме Воскресения. Раньше принадлежала она Алексеевскому монастырю, на территории которого находится  храм Всех Святых. Так что в зависимости от места проживания наш корреспондент может направить свои стопы и в знаменитый храм Воскресения в Сокольниках, где царствует Иверская древняя икона, лик которой потемнел от времени. Но лик вещий. И многие ходят не к батюшкам, а именно к этой иконе Иверской помолиться в тайне, отвести душу, ибо Матерь Божья слышит всех.

 - Моя мама привезла мне кольцо из Швейцарии. И там были три камня - изумруд,  рубин и сапфир. А не верю в магию камней, и я их не ношу. Правильно ли я делаю?

- Я тоже не верю в магию камней. Но мамочка с любовью, без всякой магии везла Вам это колечко. Поэтому давайте оставим в стороне всякие суеверия, а просто  будем взирать на это колечко, как на чудо Божьей премудрости. Камни эти - суть природные минералы, создал их  Господь, а не какой-нибудь дядька Черномор.  Искусный ювелир огранил эти камни, вправил их в золотую оправу. Так что -  долой суеверия. И, по крайней мере, в день рождения мамочки  не грех было бы надеть это колечко. Вот, мамочка, твоя любовь сияет у меня на перстах. А эти три камешка, конечно, есть образ Отца, и Сына, и Святого Духа.

 - Батюшка Артемий, у меня сын жил 19 лет с женой, 17 лет мальчику. И вот она теперь говорит: «Уходи к своей маме, я тебя больше не люблю». А он такой семейный, все дома делает,  любит ее, очень переживает. Помогите, как сходить мне куда помолиться?

- Может быть, неплохо было бы придти и поосновательнее побеседовать со священником. Венчаны ли родители, причащаются ли они Святых Животворящих Христовых  Тайн? Здесь очень важно, чтобы родители  вместе по соглашению молились за свое чадо. Может быть, это чадо тоже начиталось книжки Татьяны Крюковой. А то, видите, что творится с нашей молодежью! Что за фантасмагория на русской земле творится?

- Отец Артемий, я купила платок. Он очень яркий, броский. И я себя неловко чувствую в храме. Даже матушка нашего батюшки ходит в таком платке. Можно его носить?  А  то я смущаюсь.

- Ну, так Вам повезло. Вас могут даже случайно за матушку принять. И, знаете ли, русским поясным поклоном встретить. Если день праздничный, если на дворе не Великий Пост, но торжество церковное - не бойтесь одеться поярче. Я, например, как священник замечаю, что наши христианки - девушки, женщины пытаются даже цветовую гамму своих платочков сообразовать с самим праздником. На Пасху приходят в розовых, красных платках - и как хорошо смотреть на эти маки расцветшие! На Преображение все белым - бело, словно черемуха расцвела на дворе. А Вы в Вашем индийском, красочном платочке появитесь как боярыня, но не Морозова, конечно. И я думаю, Вас никто не осудит. Тем паче, что наши христианки - это все-таки не мышки серенькие. Не в засаленных салопах, паутиной покрытые должны появляться. Бог вам в помощь. Не робейте, русские женщины! Старайтесь нравиться вашим мужьям. Надевайте индийские платки с турецкими огурцами, узорами. Все это вам будет к лицу.

- Батюшка, почему Спаситель повелел Своим ученикам никому ничего не рассказывать о чуде Преображения?

- Потому, что еще не пришло время. Еще Спаситель не пролил своей крови на Кресте. А значит, свидетельство о Богосыновстве было бы преждевременным. Коль скоро многие сомневались, не верили, ожесточались и после Воскресения -  то, как бы они встретили эти преждевременные свидетельства апостолов Иоанна, Иакова, Петра, когда о Христе Спасителе лишь говорила народная молва как о пророке, слово которого врачует, воскрешает? И так в глубокой сокровенности свершилось событие Преображения. Мне кажется, оно нам свидетельствует нам и о том, как сокровенна и глубока должна быть собственная жизнь во Христе. Не случайно апостол говорит, что она сокрыта со Христом с Богом. И помните наставление Иисуса Христа: "Ты, когда молишься, войди в клеть твою и, заперев  за собой двери, молись Отцу Твоему иже в тайне". Как вы думаете, преподобный Серафим, который узрел Славу Господню и подобно Моисею сам сиял немеркнущими лучами Божественной Благодати, или Святитель Григорий Палама - провозвестник Божественного Фаворского света? Разве на торжищах, на базарах больших городов они молились и восходили к  нравственному совершенству? Нет. Один - на Афоне, куда не ступала уже тогда нога женщины, в уединенных скитах мало помалу возрастал в умной покаянной молитве, покуда его не осенил нетленный свет. Другой - сокрылся в Саровских лесах. И даже не в общежитии в монастыре, где он обучил себя многим послушаниям, стяжав смирение, кротость, чистоту. Нет, в дальней пустыньке, не видя лица человеческого, мало -  помалу становился тайнозрителем, способным восприять зарю Божьей Благодати. Стало быть, и нам нужно понимать, что молитва - дело сокровенное,  дело тайное, сокрытое от людских взоров. Праздник Преображения говорит нам о том, что не без трудов, не без потов святые апостолы, утрудившиеся долгим восхождением, увидели Христа Преобразившимся. Значит, и мы тоже должны  понимать: никто не восходит на небо, живя прохладно. И поэтому и нам не должно гнушаться малых разумных трудов воздержания, покаяния. Надлежит нам порабощать собственную плоть, держать ее в известных пределах,  дабы душа обрела, наконец, крылья, и взошла в область невечернего света.

- Скажите, пожалуйста, что можно почитать помимо духовной литературы? Я сконцентрировалась именно на ней, но мои знакомые говорят, что нельзя так себя ограничивать. Нужно что-что читать из художественной литературы.

- Пушкина читайте. Пушкин дает удивительно глубокое  и верное осмысление уже канувших в Лету, однако, великих исторических событий. Трудно поверить в гений этого художника. В 25 лет он написал "Бориса Годунова" - произведение, которое раскрывает глубочайшие тайники человеческой души. Перечитайте того же самого "Дубровского". О "Капитанской дочке" я молчу - любимое произведение русской литературы для многих и многих. Но с ранними романтическими, лирическими стихотворениями Пушкина будьте осторожны. Не сразу этот светоч нашей культуры взошел к постижению глубин человеческого духа. И лукавый Купидон, и мамочка его Киприда много его запутали. Однако он всегда прекрасен.

- Батюшка, вы говорили о том, напоминали нам о том, что преображение произошло за 40 дней до Крестной Пасхи, до распятия Спасителя. А что предшествовало Преображению? В Евангелии от Луки говорится, что после слов сих через 8 дней Спаситель взошел на Фавор, чтобы помолиться. Напомните, что предшествовало, что было за 8 дней, после каких слов это произошло.

 - Всякий, кто внимательно читает Евангелие, помнит, что Спаситель за несколько дней предварил учеников. Есть,  говорил Он, среди вас некоторые, которые не умрут, но прежде вкусят Царства Божия.  И почему Спаситель предварил восхождение на гору Фавор таким таинственным замечанием? Дело в том, что Бог всегда предупреждает нас загодя о значительных вехах нашей жизни. Например, двунадесятый праздник, в том числе и Преображение, имеет предпразднство. И апостолы, услышав эти слова: "Есть из вас некоторые...", не сказано, кто именно, должны были день второй, третий, пятый, шестой, седьмой пребывать в спасительном напряжении. И, наверное, более всего были трепетны Иоанн Богослов, Иаков и Петр, потому что на них Спаситель указал своим Вещим  Перстом. И нам, следовательно, нужно быть очень внимательными в нашей жизни. Потому что не только в отношении церковных праздников, но и событий нашей биографии Господь мысли наши знающий наперед, всегда каким-то образом предварит, предупредит. Ну, например, вчера мне пришлось посмотреть новости. И очень я сокрушался по поводу трагедии на Саяно-Шушенской ГЭС, и очень меня опечалила гибель лучшего нашего пилота - летчика высшего пилотажа. Такая кончина преждевременная. Но даже в новостях было предположение высказано, не получил ли он предупреждение несколько лет назад, оказавшись в такой ситуации.

Как бы то ни было, будем внимать себе. Спаситель учит нас прислушиваться к собственному сердцу. И Божья Благодать всегда предупредит об опасном для нас происшествии. Ибо не хочет Господь смерти грешнику, дабы он обратился и жив был.

- Сегодня мы беседуем о празднике Преображения. Завтра на божественной литургии мы услышим песнопение: "Приидите, взыдем на Гору Господню в день Бога нашего и узрим славу Преображения Его". Батюшка, каким образом христианин в наше время, сегодня может созерцать Славу Господню?

- Для начала пусть научиться созерцать собственные грехи. Иначе мы сейчас с вами в эмпиреи взойдем. А кто высоко забрался, тому и падать больнее. Видящий грехи свои больше, нежели чем тот, кто видит ангелов. Поэтому созерцание Славы Господни - это милость никем никогда незаслуженная. Но нам вменяется в обязанность плач о своих несовершенствах. И уже путь сам господь Бог, когда ему ведомо, если то нам будет полезно, наш взор подымет к Самому Себе и утешит нас несказанным образом. А наше дело, потупив очи, вместе с мытарем, от сердца сокрушенно плакать пред Создателем: «Боже, милостив буди мне, грешному, Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешного". Вот, мы заговорили о Пушкине. В иных его произведениях встречаешь такое, что недоумеваешь: что за мировоззрение было у поэта? Да, он был прельщаем, особенно в юности. Но Пушкин никогда не был атеистом, вольтерьянцем едким и циничным. Хотя иногда вызывал у  своей лиры ложные звуки, однако глубоко и горько в этом каялся. Сейчас нет времени беседовать о том, почему поэт мог произносить с улыбкой полукощунственные вещи до поры до времени. Видимо, был отравлен ложным чтением, как наши молодые люди, напоровшиеся на Тамару Крюкову. На крюк какой-то она их зацепила. Кстати, нас спрашивают, нужно ли читать книгу Пановой "Откровения англов-хранителей". Дрянная книжонка. Ни ангелов там, ни хранителей. Дурь, при этом весьма опасная. Я думаю, что Крюкова -  младенец по отношению к Пановой. Потому что пановское произведение - чисто оккультного сектантского характера. И там бесы говорят, преображаясь в ангелов света. Ни в коем случае в руки не берите! Лучше читать Пушкина, особенно его поздние произведения.

- Среди монашествующих существуют бывшие человекоубийцы?

- Монашество открыто всем. Монашество - это поприще покаяния. Когда человек принимает монашеский постриг, то он простирается долу как блудный сын и буквально ползет по полу к восприемнику, который восставив его, будет облекать в брачные одежды. Существует суждение вполне основательное, что в постриге человеку прощаются все его грехи, которые он оплакивает. Собственно, ради этого он и уходит от мира, дабы в келье своего сердца плакать пред Господом. И если вы  пожелаете узнать, например, откуда пошла история Оптиной пустыни - то увидите, что с некоторого Опты - разбойника, который кривой булатный нож заменил на четки. А слыхали, наверное, песню "Жили 12 разбойников", и среди них некто Кудеяр, ставший монахом Питиримом? Связывают и с Соловецким монастырем такое предание. Так что, даже тот, кто пролил человеческую кровь, может, оставив мир с его обольщениями, восприняв монашеские ризы, стяжать невинность и чистоту, ибо милость Божья беспредельна.

- Как Пушкин относился к грехам своей юности - поэме «Гавриилиада», членство в масонской ложе?

- Отношение к "Гаврилиаде" у Пушкина было покаянное. И он, как свидетельствует одна весьма почитавшая его великосветская дама, никогда не мог без  горечи стыда, без слез сокрушения слушать, когда ему напоминали об этом юношеском кощунственном его преступлении. Теперь относительно Пушкина и масонства. Слава тебе Господи, Пушкин разорвал с идеологией декабристов. И, будучи близок к ним как человек, отшатнулся от всего того, что раскрылось в декабрьском заговоре. Не последнее место в прозрении Пушкина занимает Арина Родионовна и, конечно, Государь Николай Павлович, после беседы с которым с Пушкина была снята цензура. «Я буду твой цензор», - сказал Государь. И поэт, вдохновленный его милостивым отношением, не только идейно порвал с либеральными западными веяниями, а значит и масонством, но и стал убежденным глашатаем русского самодержавия как выражения нашего национального духа. Читайте, мои дорогие, письма, статьи Пушкина на общественные и политические темы. Мы  увидите, что это был истинно русский человек. Идеал, который он провозглашал, совершенно вписывается в православное миросозерцание. До свидания, храни вас Бог.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
2 + 18 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+