20.03.2013 11:20:24
- У меня заболевание, панкреатит, при нем надо употреблять мясо и творог. А сказано, что употребивший мясо анафеме предается. Как быть во время поста?
-Отвечаю. Исключение составляют беременные, кормящие, больные, старые, дети, люди, находящиеся в тюрьме, на тяжелой работе и в армии. Так что вы под анафему не подпадаете. Кушайте во славу Божию. Конечно, особо налегать не надо. Но никто вас не попрекнет, раз вы больны. Только не надо попечение о плоти превращать в похоть. У меня с одной прихожанкой недавно вышел спор. Она спрашивает: можно мне не поститься? Я говорю, конечно. Миллиарды людей не постятся. Вообще-то на вид ей было лет 70, и я не понимаю, какая нужда старому человеку Постом есть мясо. Нет такой болезни, при которой человек, отказываясь в понедельник, среду и пятницу от мяса, понес бы урон для здоровья. Великий русский хирург Пирогов даже тяжелым больным никогда не отменял поста. Конечно, пост надо согласовывать, с состоянием здоровья, с возрастом и так далее. Если какую-то минимальную меру поста человек на себя возьмет - от этого будет не вред, а польза. Вы тоже для себя изберите меру. Анафема здесь совершенно ни при чем. Во-первых, никто не будет провозглашать ее, во-вторых, сам Устав разрешает изменять пост. И вообще, Устав - это общие правила. Но в правилах всегда бывают исключения.
- Скажите, в постные дни можно зажигать свечи и лампады или на это время надо воздерживаться?
- Пост - это ограничение себя в пище, в зрелищах, в торжествах, в танцах, в одежде, в веселье. В супружеской жизни. А в свечах - зачем? Может быть, постом нельзя газ зажигать? Или надо мерзнуть, не включать электрообогреватель, когда сыро в комнате? А может, постом нельзя открывать холодильник, потому что там лампочка загорается? Странный вопрос. Чтобы на него самому ответить, вы сходите в храм. И увидите, что лампады горят каждый день - и на Пасху, и постом. Также и свечи. Свеча даже играет определенную роль в богослужении. Когда служится Литургия Преждеосвященных Даров, ею освящают всех склоненных до земли прихожан. Если в храме можно свечу зажигать, почему же нельзя зажечь ее дома?
- Мне принесли кассету с фильмом Дзефирелли "Иисус из Назарета". Можно ее смотреть во время Великого Поста?
- Постом ограничиваются развлечения и веселье, но не всякого рода назидания. Я этот фильм не смотрел, не могу сказать, хорош он или плох. Такой вопрос несложен. Любой человек старше 12 лет вполне может разрешить его самостоятельно. Если вам уже больше 12 - примите решение сами. Нам вообще нужно в жизни стараться самим отвечать на подобные вопросы. Есть русская пословица «на каждый чих не наздравствуешься». Наша жизнь нам предлагает множество вопросов. И, в общем, надо подумать над ценой каждого. Если взять яйцо, то между белком и скорлупой есть пленочка. Если мы сварим яйцо, мы ее увидим. Так вот, вопрос, стоит ли смотреть какой-то фильм, он не стоит не только самого выеденного яйца, а даже этой пленочки. Поэтому надо учиться такие вопросы решать самим.
- Как вести себя во время причастия человеку, который кодировался от пьянства?
- Вести себя надо благопристойно, независимо от того, кодировался он или нет. Он может спокойно принимать Святое Причастие. Причащение совершается во исцеление души и тела. Им даже чуму останавливали. Больные начинают причащаться - и болезнь их оставляет. Нужно полностью довериться Богу, и ничего с вами дурного произойти не сможет.
- Я читаю Акафист Богородице, а сейчас в пост можно или нет?
- Ответ простой. В своей келье я хозяин, я игумен, я и настоятель. У меня свой устав, и никого это не касается. Поэтому, если вам охота читать Акафист в келье - читайте на здоровье. Я тут с одним мужчиной разговаривал, он говорит: сейчас 1-я Седмица Великого Поста, а у меня настроение Пасхальное. Я говорю: это нормально, Христос Воскресе! А он: Воистину Воскресе! И дальше спрашивает: а Пасхальное можно читать? А я отвечаю, если ты в храме вдруг заорешь: «Христос Воскресе!» - скажут, рехнулся. Потому что есть Устав, по которому служат в православной церкви. А если ты в своей келье, какие проблемы-то? Возьми, и спой Пасхальный Канон, кто тебе мешает? Лишь бы сердце назидалось и умягчалось. Читаете Акафист? И дальше читайте. Только не надо рассказывать об этом каким-то сумасшедшим, потому что обязательно вас осудят, будут пальцем показывать, а может, и на костре сожгут при случае. То, что в келье делается - это дело частное, ваше и нашего Отца Небесного.
- Мы крестили младенца, мальчика, а батюшка не занес его в алтарь. Почему?
- Я думаю, забыл. Ничего страшного. От этого мальчик не становится некрещеным. Просто есть у нас такой обычай, обряд, который именуется воцерковлением. Девочку прикладывают к местным иконам, мальчика обносят вокруг Престола. Если это не совершилось - ничего. Если вам очень хочется, принесите дитя в храм, скажите, что забыли воцерковить. Батюшка тут же это сделает. Таинство от этого не повреждается. Ребеночек все равно полноценно крещен. Главное, его причащать регулярно. А также воцерковлять полагается обязательно. И даже во время воцерковления мать и крестные делают земные поклоны перед святым алтарем, совершают молитву за вновь крещеного человека. Если к этому присоединятся и все остальные, своей молитвой коленопреклоненной за просвещенного члена Церкви, будет только лучше.
- Я прочитал Иоанна Златоуста и апостола Павла. Они говорили, что Литургию надо вести на понятном языке для людей. Я стою на службе - и не понимаю церковнославянский язык. Так же и многие молодые ребята не понимают. Процентов пять только понимаем от всех с лов.
- А вы понимаете, что значит "хэлп ми"? Я думаю, наверное. И я думаю, по крайней мере, четыре десятка английских слов вам известно. Чтобы понимать церковнославянский язык, нужно выучить 50 слов. И нет проблем. Можно взять текст Литургии, и все будет понятно. Поэтому язык церковнославянский вообще понятен. Главная молитва, которая произносится на Божественной литургии, звучит по-русски: "Господи, помилуй". Всякая ектенья заканчивается этим. Вы говорите, молодые ребята не понимают. Это естественно. И дети не все понимают. Главное не в этом. Если мы даже все на современный язык переведем, это не значит, что Литургия приблизится. А я, например, молодежный сленг не понимаю. Стоят ребята, разговаривают, и какие они употребляют термины, я не понимаю. Но мне же не оказывают снисхождения! А почему Церковь должна переходить на молодежный язык? Есть небольшое количество слов, которые, действительно, нуждается в переводе. «Прости, приимше», «иже херувимы», «Елице во Христа окреститися». Так это выучивается за 15 минут. Если приложить известный труд, будет понятно. Тут вот еще в чем дело. Можно как - то доперевести эти слова. А потом, кто-то скажет: а я икону не понимаю. Давайте икону переведем на современный язык. Вместо иконостасов сделаем светящиеся слайды. А некоторые архитектуру церковную не понимают. Давайте хрущевскую коробку поставим. И это будет как бы храм. Пока что никто не сказал: я не понимаю церковную архитектуру. Никто же не предлагал на основании того, что церковную архитектуру он не понимает, перестраивать храмы! Церковнославянский язык относится к тем же сокровищам. Для нас, людей церковных, это - драгоценность, которую никак не хотелось бы терять. Наоборот, как-то подтянуть себя к пониманию лучшего. У какого-нибудь парня на улице спроси: перекреститься можешь? Он скажет, могу. Перекрестился. А что это значит? Почему персты надо складывать таким образом, пусть он разъяснит. Он не скажет, если в воскресной школе не учился. Ну и что нам теперь? От того, что он не понимает, креститься одним пальцем что ли? И так далее. Практически церковнославянский язык совершенно понятен. Отдельные тексты, например, чтение Псалтири или Апостола - это уже, затруднительно. И труд надо известный приложить. А чтобы Литургию понимать или Евангелие… Когда мне было 15 лет, я прочел Евангелие по-славянски, никогда не учивши этого языка. И все понял. Какие-то, отдельные слова не понимал, потом дошло уже до ума. И ничего, кроме удовольствия, от этого не получал.
- Я недавно прочитал книжку об Оптинских старцах, которые уходили в безмолвие. Уйти в безмолвие и уйти в затвор - это одно и тоже? И что такое затвор? Если уйти в безмолвие, можно грешить не только словами, а помышлением.
- Конечно, можно. А в затворе можно пивко попивать. Но уходят в безмолвие-то не для того, чтобы грешить мыслями, а для того, чтобы молиться. Для этого нужно сосредоточиться. Чтобы ничто не мешало - ни окружающая речь, ни твоя собственная. Также и затвор. Для этого затворяются, чтобы отстраниться от посетителей, чтобы все понимание ума, а потом, может, Бог даст, и сердца сосредоточилось на молитве. Вот какая цель. А не потому, что там можно чему-то предаваться. Некоторые экскурсоводы сочиняют: вот женский монастырь, вот мужской. А там был туннель, они туда взад-вперед ходили. Спрашивается, зачем? Ты выходишь за ворота и идешь, куда надо, зачем в туннель-то лезть? Также и это - можно, нельзя. Взял, да ушел. Кто тебя силком будет связывать, что ли? Ну, за исключением преступников. Помещения некоторых монастырей государственная власть иногда использовала как тюрьму. Тогда уж другое дело. Тогда тебя не выпускали. А для всех остальных, пожалуйста, на все четыре.
- Объясните, что значит для православного христианина поститься правильно.
- Это значит воздерживаться от осуждения, зависти, гордости, злоречия, клеветы, объядения, хульных, блудных помыслов. Воздерживаться от жадности, воздерживать свой язык. От уныния. Вообще, обуздывать свои страсти. Вот это правильный пост.
- Был человек крещен перед смертью, больной раком. У священника не оказалось мира для помазания. Он сказал, что приедет позже, но человек умер. Является ли это крещение действительным?
- Разумеется. Можно такого человека и отпевать по-православному. И поминать в церкви на проскомидии. Он, во-первых, изъявлял желание креститься, а во-вторых, был крещен. А если бы это было недействительно, тогда церковь не благословляла бы в таких случаях крестить человека мирянским чином. Церковь благословляет в острой ситуации даже мирянам крестить. Довольно часто это совершается над младенцами. Часто младенцы рождаются мало к жизни способные. Тогда их крестят быстро. А потом, когда, если Бог даст, оклемается, то священник восполняет это таинство миропомазания и прочее.
- Какими критериями человек должен руководствоваться для ухода в монастырь? Как он может определить, что действительно ли он готов к монашеской жизни?
- О том, что он готов - со стороны должен оценить человек, который его наблюдает. Бывает такой внутренний, душевный романтизм, он мешает человеку оценить себя правильно. А критерий тут ясен. Человек должен сильно захотеть спасти свою душу. Должен любить молиться. Знать, что такое монашеская жизнь. Прежде чем уходить в монастырь, полезно в нем потрудиться. Сначала месяц, потом через некоторое время - три месяца. Потом полгода. Еще через некоторое время - год. И вот, если после этого останется такое сильное желание уходить в монастырь, тогда уже можно. Но и то не спешить с пострижением. Чем человек дольше побудет в послушниках - тем лучше, надежнее. Послушничество - основание будущего монаха. Хотя, во многих монастырях, большая нужда в иеромонахах, иеродьяконах. Но, тем не менее, лучше подольше побыть в послушниках, чтобы развиваться правильно.
- Мы с внучкой находимся в одной комнате. Она включает компьютер, а мне вечером хочется почитать какие-нибудь духовные наставления, например, преподобного Серафима или других старцев. Можно ли это совмещать?
-Если одновременно смотреть на экран и читать - это некоторые люди могут. Зачем совмещать? Она своим делом занята, вы своим. Одна по себя читает, другая слушает что-то на компьютере - никто друг другу не мешает. Если нужно ей прослушать не непосредственно через колонки, а через наушники - это вполне приемлемо. И ничего тут страшного нет. Допустим, человек хочет почитать, а другому уже спать пора. Так надо свет прикрыть, чтобы засыпающему не мешать. А засыпающий, в свою очередь, может что-то на глазки положить. Также и здесь. Ничего особенного.
- Невеста сына спросила, как ей причаститься. Но она практически не воцерковленная. Лишь приходила один-два раза в церковь. Я, например, душой чувствую, что она вряд ли сможет прочитать все каноны и молитвы к причастию. А мне очень хотелось бы, чтобы она очень причастилась. Как быть?
- Есть такое правило - не возлагать на человека бремена неудобоносимые. Как можно с невоцерковленного человека требовать чтение канонов? Это безумие. Это, как новорожденному младенцу совать в рот говяжий фарш. Всему свое время. Придите с ней в храм, объясните, как нужно на исповеди себя вести. Пусть она скажет священнику, что она здесь третий раз в жизни. И ей окажут всякое снисхождение. Это ее молитвенная жизнь, это не ваше дело. Это дело ее отношений с Богом. Вот и все.
- В телепрограмме «Вести» объявили о смерти митрополита Лавра. Давайте, помолимся.
- Конечно! Он совершил великий поступок. То, что он вышел навстречу Русской Православной церкви - это войдет в историю на века. Хотя каждый глава церкви и так уже историческая личность. Но, в общем, личность складывается из поступков.
Главное событие ушедшего года для нас, людей церковных, это объединение Церквей. Особенно знаменательно, что это случилось в наше время, когда весь мир кишит расколами, разделениями, обидами. Как радостно, что именно в нашей Русской Церкви произошло это соединение! Этот потенциал любви преодолел и расстояние между двумя континентами, и преодолел разное воспитание. Ведь понятно, что даже самые пожилые люди, которые сейчас живут в Америке, в Европе, которые составляли народ Русского Зарубежья, воспитаны вне России. И, тем не менее, любовь к Церкви, к единству, преодолела многолетнее воспитание в духе разделения. Это, в некотором смысле, чудо. И, конечно, владыка Лавр сыграл в этом одну из ключевых ролей. Честь ему и слава за это. Царство ему небесное.
- Батюшка, спрашивают у старца Паисия Святогорца, правильно ли мы поступаем, когда молимся о своем здравии. Он отвечает так. Когда мы просим у Бога исцеления от болезней, мы растрачиваем наше небесное достояние. Что такое небесное достояние, и есть ли оно в нас вообще?
- Оно есть в каждом человеке. Это наше достояние духовное. Потому что человек, помимо того, что принадлежит земле - это наша плоть, он принадлежит и небу - это наша бессмертная душа. Поэтому, когда мы тратим силу души на то, чтобы вымаливать здравие телу, то мы ее растрачиваем на земное. Но человек немощен. Поэтому наши молитвы о здравии и боязнь, трепет за свою плоть - следствие нашей духовной немощи. А при немощи, конечно, Церковь нам это дело благословляет. И не отвергает такой молитвы. Но старец Паисий человек духовный. Конечно, он советует лучшее. То, что есть едино на потребу. А едино на потребу - спасение души. Если мы посмотрим Евангелие, ярче всего, на мой взгляд, это выражено у Христа Спасителя, когда один человек говорит: Господи, пойду за тобой, куда бы ты ни пошел, только похороню своего отца. И Спаситель отвечает: предоставь мертвым погребать своих мертвецов. Звучит сурово. Вроде святая обязанность отца похоронить, что тут такого? Но здесь смысл в другом. Смысл в том, что Господь зовет к высшему, которое должно преодолеть все наши земные устремления. Потому что человек, если хочет стяжать духовного, должен все земное оставлять. Стараться, стремится к этому.
- В Евангелии сказано, что враги ваши домашние вам. Когда мы все спасемся по Милости Божьей, будет ли сказано: молитесь за врагов, за ваших домашних, за ваших недругов? Будет ли открыто Господом Богом тем, кто спасся, чьими молитвами они спаслись?
- Мы спасаемся не молитвами, а Благодатью Божьей. Молитвы в этом, конечно, участвуют. Но одними молитвами не спасешься. Открыто будет или закрыто - это любопытство праздное. Христианин должен молиться и за врагов, и за ближних, и за тех, кто нас оскорбляет и тех, кто творит нам напасть. Это Господу так угодно, чтобы мы любили не только тех, кто нас любит, как это делают и язычники, а любили тех, кто нам всячески досаждает. Причем, любили - это не значит испытывать к ним такое какое-то чувство. Нет. Относиться с любовью. Так к ним относиться, как будто мы их любим. И вот это правильное христианское устроение.
- В молитве Господней сказано: прости нам долги наши, как мы прощаем должникам нашим. Вопрос следующий. 1 февраля сего года, за месяц до переизбрания верховного правителя в России, был принят закон, согласно которому по суду судебные исполнители - приставы могут взламывать дома россиян, которые имеют задолженности. И даже в их отсутствие, с помощью МЧС. Насколько это соответствует православной морали? У нас как бы президент считается православный, ходит в храмы, крестится там на виду. Мы это видим. И насколько он такие законы принимает, не обдуманные, на мой взгляд, которые ведут к разорению граждан, когда каждый, хотя бы и 50 рублей должен, все равно всего лишается? За копейки могут твои вещи вынести, продать своим же друзьям!
- Отвечаю. Никоим образом не соответствует, ни в каком пункте! Особенно, всю страну возмутила ситуация, когда раба Божия Ицхакова выкинули на улицу, а у него двое маленьких детей и жена беременная. Потому что это настоящий фашизм! Причем, человек-то ни в чем не виноват. Не пьющий, работящий, народ за него вступился. Вот это и есть правовое государство? Это и есть диктат закона? Это самая бессовестная и отвратительная вещь, когда закон, который, по идее, должен человека защитить от произвола, дает возможность его уничтожить! И еще смешнее ситуация, что ему-то жилье потом предоставили! В этом случае от журналистской уже братии оказалась большая польза, вся страна узнала о случившемся. Правда, предоставили им на год жилье временно, чтобы он за год себе квартиру нашел. Но разве возможно для человека, работающего дворником, купить не только квартиру просто шубу своей жене? Разве это реально, если он занят физическим трудом. Вот, говорят, понаехали. А почему он понаехал? Ему же элементарно дома нечего есть. Вот потому он понаехал и принялся за эту работу. И получает мало, потому что из москвичей за эти деньги такую работу никто выполнять не хочет. Зарплата, которую получает средний москвич, намного больше. Я знаю и не такие случаи. С помощью судебных приставов человек триста уже осудили. Эти судебные приставы, они же еще исполняют заказы рейдеров - отнимают имущество по каким-то фальшивым печатям, решениям суда. Часто этот суд где-нибудь на острове Ямал. И вот приезжают приставы, закрывают помещения, всех выгоняют и отбирают дома, потому что какие-то жулики завладевают собственностью. Это делается среди Москвы, Руками судебных приставов! Сложилась такая ситуация, когда правоохранительные органы используют не для того, чтобы защитить гражданина, а чтобы выполнять заказ бандформирований, у кого-то что-то обнять. Получается, что приставы участвуют в ОПГ - объединенной преступной группировке. И, естественно, получают за это конкретные деньги. Я таких случаев много знаю. Ко мне обращались даже люди за помощью. У меня один парень - алтарник работал в фирме. На эту фирму "наехали" рейдеры. И ему, так как он юрист, поручили организовать юридическую защиту. А рейдеры как делают? Они нанимают ОМОН, какие-то ЧОПы приезжают с автоматами, всех, кто в помещении выкидывают и выставляют вооруженную охрану. Причем, оставляют там личные вещи, паспорта, сумочки, деньги работающих, и не дают забрать. Шуруют в компьютерах, все разоряют. И чтобы их вытолкать назад, нужны суды. А это годами тянется. Сейчас один благодетель, который построил в Москве пять храмов и строит шестой, не будут называть его фамилию, такую беду терпит. На него рейдеры напали. Правоохранительная система вместо того, чтобы защитить человека, наоборот, потворствует захватчикам. Святейший Патриарх вынужден генеральному прокурору письмо писать по этому поводу. А все это делается руками приставов. Ситуация архивозмутительная. С другой стороны, она совершенно привычная. Вот, Владимир Владимирович сказал, что руку отпиливать взяточникам Может быть, Бог даст, что-то изменится. Но, конечно, когда на простых бедных людей, бедных нападает вся мощь государственного аппарата - мое сердце возмущается. Каждый нормальный человек должен иметь гарантию, если он бедный, что Юрий Михайлович Лужков скажет: я за него заплачу. Всю квартплату беру на себя. Ведь не обеднеет! Ведь смог же пенсию повысить всем москвичам? Смог. Также и здесь, при таком могуществе, помочь бедному - это же его обязанность. Не выкидывать же людей на улицу! Конечно, эта ситуация, не соответствует христианским ценностям. Чему тут соответствовать? /Это просто бандитизм в государственном масштабе!
- Хотелось бы от вас послушать правила культуры поведения в храме взрослых и детей. Бегают детишки - лет 6-7 стайками по храму, мешают сосредоточиться. Детям трудно стоять на службе, это понятно. Но это очень отвлекает.
- Культура поведения в храме фактически такая же, как и в универсаме. А дети они и есть дети. Желательно, чтобы дети находились под контролем родителей, и они бы их приводили на тот кусочек службы, который детям по силам выстоять. И, конечно, в этом направлении надо работать. Это тоже сложно. Если детей у мамы несколько, а руки-то только две, то тем более. Тут только один выход - несмотря на то, что вы приходите в храм без детей, старайтесь вести себя по-христиански. Не раздражайтесь. Окажите снисхождение. И это будет самое культурное поведение.
- У меня вопрос по поводу ИНН. Разъясните, как нам быть, некоторые православные течения советуют нам отказываться.
- Обязательно. Надо обязательно отказываться от ИНН и прекращать есть хлеб, не ходить в магазин. Почему? Потому что деньги нельзя брать в руки. Потому что Госзнак, который выпускает деньги, имеет ИНН. У хлебозавода, который выпекает хлеб, есть ИНН. Все люди, которые пекут хлеб, имеют личный ИНН. Поэтому хлеб есть нельзя. Даже тот, который бомжи находят в мусорных баках, недоеденный, сухой, нельзя есть. Почему? А потому что он испечен с помощью ИНН. Нельзя ничего ни покупать, ни продавать, нельзя ездить на транспорте, нельзя носить одежду. Только телогрейку и резиновые сапоги, которые выпущены еще во времена СССР, когда ИНН не было, можно носить. Нельзя жить в доме, потому что дом подчиняется ДЭЗу, а у него есть ИНН. Нельзя жить в городах, потому что городское хозяйство имеет ИНН. Нельзя жить в деревне, потому что каждая деревня, поселковый совет имеет ИНН. Нельзя пользоваться электричеством, потому что энергокомпании имеют ИНН. Поэтому светом пользоваться нельзя. Если замерз, нельзя разжигать костер, потому что деревья принадлежат лесному хозяйству, и у него есть ИНН. Можно жить только голым в пустыне, которая никому не принадлежит, и питаться теми насекомыми, которые там ползают. Все остальное ни в коем случае нельзя. Реки принадлежит речному хозяйству. Лес или поля принадлежат каждый своему хозяйству. Вся земли поделена. А тот, кто не принимает ИНН, должен жить на той земле, которая никоим образом с ИНН не связана, и питаться тем, что на ней вырастет. Понятно, да? Вот и хорошо. Передайте всем остальным инэнэнщикам. Только так. Потому что, если хлебушек ешь, уже тяжко - претяжко согрешаешь.
- В последнее время, я слышу, летят камни в передачу доктора Малахова. А почему? Ведь он все рецепты берет у народа. Даже священники дают из монастырей. И на передачу батюшки приходят. Все рецепты комментируют врачи. Он вылечил очень много людей, которых даже врачи не смогли. Почему он у вас попал в немилость?
- Да он-то сам ни в какую немилость не попадал. Речь идет о передаче. Она, к сожалению, душевредная. Потому что этот гражданин все время путает Божий дар с яичницей. И в голове у людей создает путаницу. Если человек трезво посмотрит на все эти рецепты - то увидит, что это жулик и проходимец. А то, что он запомнил 500 народных рецептов - ничего не значит. Вот, например, цыган разбирается в лошадях, но это не значит, что он перестал быть вором и конокрадом. Сам Малахов может знать какие-то рецепты. Молодец. Если он рецепт кому-то применил, что-то помогло, Слава Богу. А причем тут полнолуние и прочая дребедень? Зная, что люди помешаны на здоровье, он использует телеэкран для того, чтобы посеять в них оккультные представления, а не христианские, православные. Против него самого никто не выступает - мало ли людей с немножко тронутым умом? Подумаешь, новость! Но ведь он таким образом порчу наводит на душу человека. Мы, если вы говорите, кидаем камни, только жалеючи народ. Что Малахов, что Кашпировский, что Глоба - это из одной и той же серии колдуны. Или вот, Пореченков ведет передачу "Битва экстрасенсов". Морочат людям голову всяким сатанизмом. Понимаете, в чем опасность? Если бы он пришел и сказал: я сатана, сейчас я вас всех вылечу? Многие бы отвернулись. Вот он и изображает целителя какого-то. Да никакой не целитель. Обыкновенный проходимец.
Добавить комментарий