02.12.2025 14:45:32

МОСКВА
28 ноября 2025 года в Николо-Угрешской духовной семинарии состоялась V Всероссийская научная конференция «Монастыри и монашество в истории Русской Церкви». В этом году научный форум был посвящен теме старчества.
Мероприятие проводилось при информационной поддержке Учебного комитета Русской Православной Церкви и транслировалось на портале Богослов.ru.
В начале конференции с приветственным словом к собравшимся обратился и.о. ректора Николо-Угрешской духовной семинарии иеромонах Лука (Пронских). Он подчеркнул важность изучения богатейшего духовного наследия представителей русского старчества. Также ректор отметил актуальность и востребованность погружения в данную тему в свете непростых вызовов современности, требующих особого духовного рассуждения и правильного внутреннего устроения. Отец Лука пожелал всем докладчикам помощи Божией в научно-исследовательской работе, а слушателям — интересных и познавательных открытий.
Затем был оглашен приветственный адрес председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополита Каширского Феогноста. Владыка, в частности, подчеркнул, что сущность старчества заключается в преемстве, передаче духовного, благодатного опыта от отца к сыну, от старца к послушнику. В свою очередь, духовное делание и духовная жизнь невозможны без преемства. Архиерей особо отметил, что своими историческими корнями старчество как духовное преемство восходит к эпохе появления монашества. С древнейших времен монашеская традиция на протяжении многих веков передается, обогащаясь новым опытом и новыми силами, при этом сохраняя древнее предание. В завершение своего обращения митрополит Феогност выразил надежду, что участие в данном мероприятии будет плодотворным и принесет духовную пользу.
Пленарная часть конференции была представлена следующими докладами:
- «Почитание памяти старцев Высоко-Петровской обители современной братией Высоко-Петровского монастыря» — епископ Бронницкий Иоанн, наместник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы;
- «Влияние Оптинских старцев на развитие монастырей и религиозно-нравственную жизнь российского общества» — игумения Магдалина (Чекулаева), настоятельница Никитского женского монастыря г. Каширы;
- «Старческая литература советского периода как объект научного исследования» — иеромонах Иосиф (Лужнов), кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой богословия Коломенской духовной семинарии;
- «"Любовь никогда не перестает": из истории жизни и служения игумена Бориса (Храмцова) на благо Церкви» — игумен Гавриил (Лысов), настоятель мужского монастыря Животворящего Креста Господня Шуйской епархии, О.А. Балагуров, кандидат культурологии, помощник настоятеля по образовательной и научно-исследовательской работе мужского монастыря Животворящего Креста Господня Шуйской епархии;
- «Современное русское старчество в контексте мирового Православия» — протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат богословия, кандидат филологических наук, профессор Николо-Угрешской духовной семинарии;
- «Особенности духовнического служения игумена Варнавы (Столбикова)» — иерей Валерий Духанин, кандидат богословия, клирик храма преподобного Пимена Угрешского Николо-Угрешской духовной семинарии.
После обеденного перерыва работа конференции продолжилась по трем секциям.
В рамках первой секции прозвучали следующие доклады:
- «Преподобный Антоний Радонежский как духовный деятель и церковный устроитель» — иеромонах Антоний (Шкурметов), соискатель ученой степени кандидата теологии Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, ризничий Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Твери, клирик Успенского мужского монастыря г. Старицы Тверской епархии;
- «Пастырское служение архимандрита Иоанна (Крестьянкина)» — игумен Августин (Заярный), первый проректор Псково-Печерской духовной семинарии;
- «Преподобный Зосима (Верховский) как устроитель и духовный руководитель женских иноческих общин» — иеромонах Михаил (Булочев), старший преподаватель кафедры церковно-практических дисциплин Перервинской духовной семинарии;
- «Старчество как живая цепь преемственности духовной традиции» — игумен Алексий (Андреев), наместник Покровского мужского монастыря г. Корсакова Южно-Сахалинской епархии;
- «"Женская Оптина": традиции женского старчества в Русской Православной Церкви» — монахиня Екатерина (Захарова), насельница Борисоглебского Аносина ставропигиального женского монастыря, заведующая канцелярией Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата;
- «Соловецкий старец Феофан († 1819): жизненный путь и посмертное почитание» — иерей Владимир Алёшков, кандидат богословия, и.о. проректора по научной работе Николо-Угрешской духовной семинарии, А.В. Алёшкова, кандидат исторических наук, научный сотрудник Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника;
- «Труды и дни иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова) (к 140-летию преставления афонского старца, духовника Пантелеимонова монастыря)» — А.Н. Чумаков, кандидат филологических наук, доцент Белгородского государственного университета.
На второй секции были представлены следующие доклады:
- «Проблематика старчества в решениях Первого Всероссийского съезда монашествующих (1909 г.)» — иерей Вячеслав Масин, преподаватель кафедры церковной истории Московской духовной академии;
- «Архиепископ Варфоломей (Ремов) как старец и духовник и его высказывания о старчестве» — Е.Г. Балашова, научный консультант паломнической службы Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы;
- «Традиции Оптинского старчества в служении преподобноисповедника Севастиана Карагандинского» — протоиерей Александр Гайченя, заведующий кафедрой церковно-исторических дисциплин Алма-Атинской духовной семинарии;
- «Преосвященный Леонид (Поляков), митрополит Рижский, и его роль в деле сохранения старческого служения в Русской Церкви в середине XX века» — протоиерей Максим Горожанкин, председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии, аспирант Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия;
- «Воспоминания о посещении монастыря Коренная пустынь старцем схиархимандритом Илием (Ноздриным), исповедником веры и почитаемым подвижником благочестия современности» — иеромонах Агапий (Чернышов), благочинный монастыря Рождества Пресвятой Богородицы Курская Коренная мужская пустынь;
- «Старчество и женские монастыри Урала XIX — начала XX вв.» — М.С. Стародубцева, кандидат педагогических наук доцент кафедры теологии и религиоведения, и.о. декана факультета теологии и религиоведения Курского государственного университета;
- «Преподобный Амвросия Оптинский и его письма о воспитании детей» — иерей Николай Дубинин, ответственный за реализацию Патриаршей программы по изучению Библии в Белгородской епархии, аспирант Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
В рамках третьей секции с докладами выступили:
- иеромонах Иннокентий (Мелихов), ассистент кафедры богословия Московской духовной академии, — «Наследие русского старчества в трудах иеромонаха Серафима (Роуза)»;
- иеродиакон Иннокентий (Юхименко), насельник Николо-Угрешского ставропигиального монастыря, аспирант Московской духовной академии, — «Жизнь и подвиги старца Николо-Угрешского монастыря иеромонаха Иова (в схиме — Иосифа)»;
- послушник Артемий (Гладков), соискатель ученой степени кандидата теологии Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, — «Антропологическая диада (старец — послушник) как личностный способ трансляции опыта в духовной традиции»;
- чтец Максим Теребун, студент I курса аспирантуры Московской духовной академии, — «Психосоматический метод творения Иисусовой молитвы в трудах преподобного Льва Оптинского»;
- чтец Николай Щербатых, студент I курса аспирантуры Московской духовной академии, — «Доникейские истоки православного старчества: к вопросу о соотношении Божественной благодати и свободы воли в духовном руководстве»;
- чтец Кирилл Разбейкин, студент II курса магистратуры Сретенской духовной академии, — «Место преподобного Серафима Саровского в духовном наследии архимандрита Иоанна (Крестьянкина)».
Фото: Николо-Угрешская духовная семинария


Добавить комментарий