10.06.2024 13:02:05

КЛИН
В Московской области в Клинском городском округе в урочище Теплое 8 июня 2024 года состоялся историко-архитектурный и литературно-художественный фестиваль, посвященный творческому наследию одного из крупнейших деятелей эпохи русского Просвещения: архитектора, ученого, поэта, инженера и изобретателя Николая Александровича Львова (1753-1803 гг.)
Фестиваль организован при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив и Администрации Клинского городского округа возле одного из архитектурных шедевров, созданных Львовым – Знаменской церкви в Теплом.
По доброй русской традиции мероприятие началось богослужением, за которым присутствующие помолились о даровании Божией помощи в восстановлении храма и села Теплого и об упокоении Николая и Марии Львовых со сродниками. Богослужение провел настоятель Преображенского храма в с. Нудоль, протоиерей Аркадий Штейнберг. В трапезной части храма прямо на строительных лесах разместилась выставка станковой живописи «Гений вкуса», на которой были представлены работы художников участвующих в проекте «Искусство и Наследие», в том числе академиков Российской Академии художеств А.И. Дубова и Е.В. Ромашко, член-корреспондента Российской Академии художеств Ю.А. Орлова и других авторов, посвященные творчеству Н.А. Львова
Фестиваль открыли Глава администрации Клинского городского округа Алена Дмитриевна Сокольская и Президент Благотоворительного фонда им. Н.А. Львова Александр Владимирович Киселев. Выступающие отметили успехи в восстановлении объекта культурного наследия федерального значения «Знаменская церковь, 1797 г.», поздравили собравшихся с проведением Второго историко-архитектурного и литературно-художественного фестиваля, поделились дальнейшими планами по развитию культурной и хозяйственной жизни в окрестностях Знаменского храма. Президент фонда вручил благодарности партнерам фонда и волонтерам принимавшим участие в работах по благоустройству территории.
Гости увидели выступления театральных и фольклорных коллективов из различных муниципальных образований Московской области. Особый отклик в сердцах зрителей вызвали зажигательные русские танцы клинского образцового хореографического коллектива «Акулина». «Дачные миниатюры» по произведениям А.П. Чехова представил на фестивальной сцене У-Дачный малый театр из пос. Загорянский Щелковского городского округа. Хоровым пением порадовал гостей образцовый коллектив детского хора «Мандрагора». Со сцены прозвучали стихи Н.А. Львова и его современников в исполнении поэта и переводчика Максима Амелина.
Юные художники смогли принять участие в мастер-классе по акварельной живописи под руководство художника Антона Батова. По итогам пленэра всем участникам были вручены дипломы и ценные подарки, предоставленные организаторами и производителем художественных материалов Pinax.
Кроме того на площадке фестиваля работал коллектив реконструкторов усадебного быта, мастер-классы по уникальному землебитному строительству и традиционным народным ремеслам: гончарному мастерству, плотницкому делу, обработке белого камня, игровое погружение в археологические исследования.
Посетившие фестиваль художники А.К. Полковниченко, И.А. Помелова, Д.В. Дурандин, Ф.В. Помелов провели пленэр вдохновленный красотой Знаменской церкви, пусть руинированной и одетой в металлические леса, но сохраняющей былое величие, заложенное гением Н.А. Львова.
На фестивальных площадках состоялись выступления И.А. Бочкаревой, историка и исследователя творчества Н.А. Львова, посвященное его работе в Москве и архитектора-реставратора В.В. Коваля о разработке проекта реставрации объекта культурного наследия федерального значения «Знаменская церковь, 1797 г.».
Значительное количество гостей фестиваля и их заинтересованность не только в развлекательной, но и в научной части программы, по словам организаторов, подтверждает важность и актуальность проведения ежегодного фестиваля и популяризации имени «Русского Леонардо», Николая Александровича Львова.
О Львове:
Гавриил Романович Державин писал о Н.А. Львове: «…если бы гении нужду имели в памятниках, то Музы обязаны были бы поставить сему один из лучших».
По мнению академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «…Н. А. Львов – явление исключительное для России конца XVIII века своею способностью откликаться на все возможные требования, с которыми страна обращалась к людям творчества: учёным, поэтам, инженерам, архитекторам, садоводам, фольклористам, создателям книг. Н. А. Львов – один мог удержать в своих руках быстро развивающуюся культуру эпохи во всём её разнообразии».
По масштабу творческих изысканий его сравнивали с Леонардо да Винчи: архитектор, изобретатель, инженер, художник, поэт. Наиболее широко Львов известен своей архитектурной деятельностью. По его проекту были возведены Невские ворота Петропавловской крепости, здание Почтамта в Санкт-Петербурге, грандиозный собор и величественная колокольня Борисоглебского монастыря в Торжке, великолепная усадьба Знаменское-Раёк, уникальный функционально и конструктивно Приоратский дворец в Гатчине.
Разительно отличающийся от остальных произведений Н.А. Львова Приоратский дворец выполнен по технологии землебитного строительства, пропаганде которого Николай Александрович посвятил многие годы своей жизни. Экономические и экологические достоинства этой технологии заключаются в строительстве из грунта добываемого непосредственно на строительной площадке с добавлением привозной извести.
Ещё одним делом жизни для Н.А. Львова была забота об использовании в промышленности и отоплении отечественного угля, запасы которого он лично разведал на Валдае. В результате экспериментов Львов получил высококачественный каменноугольный деготь и попутно изобрел многофункциональный кровельный материал — «каменный картон», как назвал его сам автор, прообраз современных рулонных кровельных материалов.
В 1795 году Львов опубликовал свою работу по отоплению и вентиляции «Русская пиростатика, или употребление испытанных каминов и печей», где описываются некоторые изобретённые им усовершенствования отопительных приборов. В 1799 году была опубликована вторая часть, где была предложена инновационная для своего времени конструкция калориферной печи. Таким образом популярное в XIX веке в России калориферное отопление тоже результат деятельности Николая Александровича Львова.
Красной нитью через всю жизнь Львова прошло его служение русскому художественному слову. Кроме стихосложения и написания пьес, которые ставились в том числе и в Эрмитажном театре, Николай Александрович собирал и издавал русские народные песни, которые он весьма высоко ценил и в предисловии к одному из изданий описывал их богатство следующим образом: «Не знаю я, какое народное пение могло бы составить столь обильное и разнообразное собрание мелодических содержаний, как российское».
Все перечисленное не охватывает всей широты интересов Н.А. Львова, дружившего с Г.Р. Державиным и Дж. Кваренги, покровительствовавшего В.Л. Боровиковскому и Д.Г. Левицкому, издававшего русские летописи и собственные переводы итальянских средневековых трактатов об архитектуре, открывшего целебные свойства кавказских минеральных вод.
История личной жизни Николая Александровича Львова тоже небезынтересна. Он полюбил дочь обер-прокурора Сената Марию Алексеевну Дьякову, и она ответила ему взаимностью и они обвенчались, но по каким-то причинам несколько лет скрывали свой брак.
Что интересно, три сестры Дьяковы были замужем за тремя друзьями, тремя знаменитостями конца XVIII века. Старшая, Мария Алексеевна, – за Николаем Александровичем Львовым, средняя, Александра Алексеевна, – за поэтом и драматургом Василием Васильевичем Капнистом, а младшая, Дарья Алексеевна, – за Гавриилом Романовичем Державиным. А ещё прямым потомком Н.А. Львова является великий русский живописец В.Д. Поленов.
Комментарии
07.06.2025 - 18:43 Побывали компанией.:
Побывали компанией.
Хорошая идея. Только без орущего и бухаезего аккустического сопровождения. Львов бы не одобрил.
Добавить комментарий