О святости воинского служения богословы, как древние, так и современные, рассуждали всегда. Мы уже приводили свидетельства святителя Феофана Затворника, а в этой программе обратимся к недавней дискуссии в связи и самоподрывом в Сирии летчика Романа Филиппова.
Известен также случай императоре Никифоре Фоке (963-969 гг.)патриарх с архиереями отказали царю в просьбе причислять всех стратиотов погибших на бранях, к мученикам за веру. Но имеет ли вероучительное значение этот единичный случай в истории для самой Церкви и так ли в нем все однозначно?
Вот как этот казус при царе Никифоре Фоке трактует знаток христианской истории святитель Димитрий Ростовский:
«Спрашивали некогда при греческом царе Никифоре: как нужно мыслить о спасении тех, которые на бранях за честь Божию и царскую и за целость христианства умирают? И разрешили вопрос этот так: если великое дело - умереть за одного человека, по словам Господа: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15, 13), - то тем более великое дело - умереть за Бога и за Царя, то есть Помазанника Божия, и за все множество верных. Поистине, "нет больше той любви", и они достойны венца мученического, как это и указано было во время бывшей некогда брани великого князя Димитрия с нечестивым Мамаем, ибо тогда были усмотрены сходящие с высоты венцы на полк православных воинов, храбро сражавшихся, которые, "подвигом добрым подвизались" (2Тим. 4, 7), души свои за всех полагали. Такова честь и надежда у Господа Бога для воинства христианского, только бы сами они не теряли спасения своего какими-либо злыми делами!»
Добавить комментарий