14.01.2019 15:55:57
МОСКВА
В результате вынужденного разрыва с Константинополем церковная жизнь в Русской Православной Церкви не изменится — об этом 12 января в передаче «Церковь и мир» сказал председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
«Прихожан у нас меньше не стало, наоборот, с каждым годом их становится все больше и больше. А относительно общения с Константинопольским Патриархатом могу сказать, что наша церковная жизнь никак от этого не изменится, не ухудшится, не пострадает», — подчеркнул митрополит Иларион.
Глава ОВЦС провел параллель с ситуацией раскола 1054 года, когда Римская Церковь отпала от сообщества православных Церквей, и одной из важнейших причин было проповедуемое Римом учение о главенстве Папы над всем христианским миром. Владыка напомнил, что и сейчас Римско-Католическая Церковь, признавая апостольское преемство и таинства Православных Церквей, считает, что полнота церковности наступает только в случае, если Церковь находится в общении с Римом. «То же самое теперь проповедует Константинопольский Патриарх, заявляя, что полнота церковной жизни наступает только тогда, когда Церковь вступает в общение с ним», — отметил митрополит Иларион.
Он указал на то, что в истории Русской Церкви были периоды, когда она не была в общении с Константинопольским Патриархатом, например, когда в середине XV века Патриарх Константинопольский подписал унию с Римом. «Именно тогда, как известно, в Москве самостоятельно избрали митрополита без благословения Константинопольского Патриарха, потому что он на тот момент находился в унии. И от этого Русская Православная Церковь не только не пострадала, но, наоборот, даже выиграла, потому что она фактически стала автокефальной», — констатировал архипастырь.
Русская Православная Церковь не получала томос от Константинополя, отметил также митрополит Иларион: «Патриаршее достоинство Московского Патриарха и пятое место в православном диптихе были признаны, причем не только Константинопольским Патриархом, а всеми четырьмя восточными Патриархами: Константинопольским, Александрийским, Антиохийским, Иерусалимским».
Сегодня на Украине происходит грубое и массовое нарушение прав верующих, отметил глава Отдела внешних церковных связей.
«То, что сейчас происходит, не вписывается не только в рамки здравого смысла, но и в рамки международных норм, на которых строится современное общество и приверженность к которым декларирует современная Украина», — отметил глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
Он, в частности, указал на нарушение таких норм, как право человека на выбор веры, принцип самоопределения религиозных организаций, право конфессии самой устанавливать для себя наименование. «Сейчас все эти права попраны, на Украине происходят грубые и массовые нарушения прав человека», — подчеркнул иерарх.
В свете происходящих событий все больше опасений вызывает судьба общепризнанных духовных центров на территории Украины, в частности, Киево-Печерской, Почаевской Лавр, других монастырей Украинской Православной Церкви. Что будет с насельниками этих обителей, если они будут захвачены и переданы церковной структуре, созданной Константинополем?
«Можно предположить насильственный захват монастырей и изгнание оттуда монахов, — высказал свое мнение митрополит Иларион. — Но я думаю, что насельники этих обителей, которые являются гражданами и патриотами своей страны (а именно на украинской земле родилось большинство из них), все равно останутся на Украине — просто если, не дай Бог, что-нибудь подобное случится, они будут создавать новые обители».
«Победа, которая сейчас представляется таковой президентом Украины, является пирровой победой» — так председатель ОВЦС прокомментировал слова Петра Порошенко о том, что создание в стране новой церковной структуры и реализация проекта автокефалии — это инструмент не религии, а геополитики, инструмент борьбы в гибридной войне с Россией.
«Идея заключалась в том, чтобы объединить православных верующих Украины, но невозможно объединить верующих путем навязывания им ложной идеи, — подчеркнул глава ОВЦС. — Верующих можно объединить только одним путем — вернув тех, кто уклонился в раскол, в лоно канонической Церкви. И это надо было делать не административными мерами или какими-то законами, а теми церковными методами, которые существуют испокон веков».
По его словам, эта возможность «была не просто упущена, а сознательно не допущена украинской властью для того, чтобы совершить то, что они совершили» с целью легитимизировать раскол.
--
Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
+7 (495) 781-97-61
Добавить комментарий