05.08.2013 08:21:51
Виктор Саулкин
В 2000-м году, когда состоялось прославление в лике святых Государя Императора Николая II и его Августейшей Семьи, мы надеялись, что навсегда умолкнут голоса тех, кто много лет упорно сопротивлялся канонизации Царственных мучеников. Разумеется, никто не сомневался в том, что либеральные историки, верные ленинцы-коммунисты и завывающие на телеэкране сочинители-драматурги, не прекратят вещать об «отсталой России», «отжившем самодержавии» и «слабом царе». Но была надежда, что наконец-то смогут смириться и умолкнут те, кто себя считает чадами Русской Православной Церкви.
Вспомним, прославление Царской Семьи происходило дважды. Первыми прославили подвиг Государя русские люди, оказавшиеся в рассеянии и построившие православные храмы по всему миру - от Аляски до Южной Африки, от Аргентины до Австралии. Затем состоялось торжественная канонизация Царственных мучеников на Русской земле. И в нашем Отечестве и в Русском Зарубежье причисление Государя Императора Николая II и его Семьи к лику святых встречало упорное, можно сказать отчаянное сопротивление либеральных кругов, но и в России, и в Зарубежье сопровождалось необыкновенно широким народным почитанием угодников Божиих и множеством чудес. Никогда в истории Церкви канонизация святых не сопровождалась таким упорным нежеланием части церковного сообщества признать святость мучеников, при столь широком народном почитании. И это сопротивление канонизации, и горячее почитание святых православным народом говорили о том, что прославление Царской Семьи имеет особое значение для России и Русской Православной Церкви.
Россия прославляет Царственных Страстотерпцев
Перед прославлением в 1981 году Царской Семьи в лике святых Русской Зарубежной Церковью не один год велась горячая полемика о царствовании Государя Императора Николая II Александровича. Это было неудивительно, так как среди русских людей, оказавшихся в рассеянии, были как те, кто сохранил верность Царю, сражался за Веру, Царя и Отечество, пытаясь спасти Родину, так и люди, восторженно приветствовавшие в феврале «Великую бескровную» и падение «проклятого самодержавия». Часть этих людей боролась «за свободу, равенство и братство» и республику, а часть желала устранить «слабого царя» и ввести просвещенную конституционную монархию. Некоторые члены этой «бытоулучшительной партии», как называл их служка прп. Серафима Николай Мотовилов, искренне раскаялись, увидев, что сотворили с Россией. Скорби Русского лихолетья, жизнь на чужбине, потеря Родины превратили многих «теплохладных» российских интеллигентов начала ХХ века в глубоко верующих православных христиан. И прислушиваясь к голосу Церкви, они сумели осознать причину Русской трагедии. Хотя и слишком поздно, но вспомнили слова св. прав. Иоанна Кронштадского и других духоносных старцев, призывавших хранить верность Помазаннику Божию, опомниться от революционного безумия. Но оставались представители эмиграции, упорно не признававшие, что их борьба с «отсталым самодержавием» привела Россию к катастрофе. Именно они и старались вину за гибель Русской Державы, братоубийственную войну и реки русской крови, возложить на преданного ими Царя.
Но большинство православных русских людей молитвенно почитали память Государя. Проповеди и Слова святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Франциского, таких выдающихся иерархов, как Антоний Храповицкий, Аверкий Таушев, Нектарий Концевич, и многих замечательных пастырей Русского Зарубежья объясняли истинные причины бедствия, постигшего Русскую землю, открывали смысл христианского подвига Царственных мучеников, призывали к покаянию. Почитание Императорской Семьи русскими людьми, чудеса, явленные по молитвам к Царственным Страстотерпцам были засвидетельствованы сразу же после их мученической кончины. Наиболее глубоко выразил чувства всех русских людей, оставшихся верными Государю в своих замечательных произведениях «Царский гусляр» Сергей Сергеевич Бехтеев.
В 1981 году состоялось прославление Царской Семьи и Собора новомучеников и исповедников Российских. Вслед за этим было явленно необыкновенное чудо - 24 ноября 1982 года стала обильно источать благоуханное миро Иверская Монреальская икона Богородицы. Хранитель чудотворного образа Иосиф Муньос был убежден, что непрерывное мироточение иконы Матери Божией - ответ на прославление Царской Семьи в Русской Православной Церкви Зарубежом.
Но в России в то время о прославлении Государя Императора и Его Августейшей Семьи говорить не приходилось. Почитание подвига Царя-мученика и в подъяремной России никогда не прекращалось, но по вполне понятным причинам, священники Московской Патриархии об этом могли говорить только самым близким из своих духовных чад. И даже некоторые молодые священники, выросшие в советское время, воспитанные на советских учебниках, хоть и не жаловали атеистическую власть за ее богоборчество, но не задумывались о личности последнего Русского Царя. Что уж говорить о простых прихожанах.
Но, повторяю, почитание Царской Семьи, отношение к Самодержавной Монархии как Богоустановленной власти сохранялось православными русскими людьми, священниками и мирянами в России и в советское время. С благоговением хранились чудом уцелевшие фотографии Государя, репродукции из журнала «Нива» с изображением Царской Семьи. Для многих стало великой радостью, когда в 80-е годы в Россию из Русской Православной Церкви Зарубежом стали поступать не только книги об Августейшей Семье, фотографии, но и первые иконы Царственных мучеников. С прославлением Царской Семьи Русской Зарубежной Церковью явно стала меняться и обстановка в Советском Союзе. В 80-е годы у русских патриотов появилась возможность более свободно говорить о необходимости восстановить Храм Христа Спасителя, старались рассказывать правду о истории Императорской России, о Русских Государях. Все больше православных людей открывали для себя светлый образ последнего Императора Российской Империи и Его Августейшей Семьи. Переломным стал 1988 год - год Тысячелетия Крещения Руси.
Рухнул СССР и о необходимости прославления Царской Семьи в Московской Патриархии смогли заговорить открыто архипастыри, священники и миряне. И как когда-то в Русской Православной Церкви Зарубежом, в России завязалась не менее горячая полемика. Тем более что с началом «перестройки» в Церкви появились новые священники, воспитанные на «идеалах «демократии и свободы». Им, естественно, оказались близки все аргументы февралистов, упорно сокрушавших «азиатский деспотизм царей». На их стороне оказались все «демократические СМИ» и прокатолические радиостанции, вроде «Софии». Особенно возмущало «демократически мыслящих» священников и мирян то, что прославление Царской Семьи станет «прославлением монархии». Всех, кто почитал память Государя, они обвиняли в навязывании Церкви прославления Царя-мученика исключительно из политических соображений и даже обвиняли в «прелести» и духовной поврежденности. При этом свое категорическое неприятие монархии и приверженность либеральным идеям они почему то отказывались считать политическими пристрастиями. В либеральных СМИ, при поддержке церковных либералов старательно формировали образ современного «православного монархиста» - мрачного бородатого ксенофоба и антисемита, черносотенца и охотнорядца, врага просвещения, свободы и европейской цивилизации. Церковные либералы возможную канонизацию Царской Семьи искренне считали огромной бедой для Русской Православной Церкви и сопротивлялись, как могли.
Но в многочисленных полемических выступлениях, радиопередачах, публикациях все доводы противников канонизации были полностью опровергнуты авторитетными и опытными пастырями и богословами, учеными-историками, писателями и публицистами. А, главное, правда о нравственном и духовном облике Царской Семьи, став доступной, очень легко рассеяла всю ложь и клевету, которые десятилетиями нагромождали вокруг светлой памяти Страстотерпцев.
Замечательно, что невероятно упорное сопротивление противников канонизации только помогало более полно раскрыть правду. Ложь не могла устоять, несмотря на все ухищрения. Многотысячные Царские Крестные ходы, молитвенные стояния. И как ответ - множество чудес милости Божией; мироточение икон и даже фотографий, исцеления, скорая помощь по молитвам Царственных мучеников. Во время Царских Крестных ходов 19 мая, 17 июля, 15 марта на праздник Державной иконы Царицы Небесной мы могли наблюдать пасхальную игру солнца, радугу в небе.
В 1997 году впервые стала источать благоуханный елей знаменитая мироточивая икона Царя-мученика. Мироточивую икону Государя принимали во многих храмах Москвы и других городах России, на Малой и Белой Руси, в Русском Зарубежье. Тысячи людей с благоговением молились перед чудотворным образом по всей стране. Образ Государя во многих храмах и монастырях встречали колокольным звоном, расстилали ковры и дорожки из цветов. Как будто православная Русь вновь встречала своего Царя. Мироточение иконы Царя-Мученика на протяжении этих лет можно сравнить только с великим чудом ХХ века - непрерывным источением благоуханного мира Иверской Монреальской иконой Пресвятой Богородицы.
Царскую Семью прославляли, как местночтимых святых в разных епархиях Русской Православной Церкви Московской Патриархии - Екатеринбургской, Владивостокской, Новосибирской, Одесской. 15 февраля, на праздник Сретенья Господня, когда в Успенском соборе Одессы происходило чтение покаянных молитв, а затем торжественное прославление Царской Семьи над заснеженным городом и скованным льдом морем встала огромная радуга.
С нетерпением мы ожидали общероссийского прославления Царской Семьи. Собирали тысячи подписей под обращением в Синодальную комиссию по канонизации святых. Надеялись, что канонизация состоится в 1998 году... Но Господь все устроил самым наилучшим образом.
В 2000-м от Рождества Христова году в восстановленном Храме Христа Спасителя состоялось торжественное прославление Государя Николая II Александровича и Его Августейшей Семьи в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских. Огромный храм был полностью заполнен и тысячи православных русских людей, когда прзвучали имена Царственных мучеников подняли вверх иконы и фотографии Императорской Семьи. Над возрожденным Храмом Христа Спасителя плыли в небе кресты из белых облаков.
Трагический ХХ век Россия завершала покаянной молитвой и прославлением подвига своего Царя. В третье тысячелетие от Рождества Христова Россия вступила, прославив Собор Новомучеников и Исповедников Российских, прославив Святых Царственных мучеников и страстотерпцев.
В то время нам всем и показалось, что состоявшееся общероссийское торжественное прославление Царской Семьи навсегда заставит умолкнуть противников канонизации. Не может православный человек не смириться перед словами постановления Собора: «Изволися Святому Духу и нам». Не только послушание Церкви, прославившей Царскую Семью, но и чувство элементарной тактичности не должно позволить дальше злословить святых.
Ложь против покаяния
Но и сегодня, к великому сожалению, мы слышим всю ту же привычную ложь о Святом Царе, которую пытаются лукаво прикрыть, якобы «объективным взглядом» на царствование Императора Николая II. Не выступая открыто против совершившейся канонизации Царской Семьи, церковные либералы пытаются убедить общество в том, что Государь прославлен лишь за последнюю часть своей жизни, за проявленное терпение и смирение в заточении. Как выразился протоиерей Георгий Митрофанов: «Русский человек часто не умеет хорошо жить, но умеет хорошо умирать. Николай II, как русский человек не умел хорошо жить, но сумел хорошо умереть». В этом откровенно хамском высказывании протоиерея Митрофанова, который осмеливается не только судить, но и прямо осуждать Царя- мученика, выражено горячее желание внушить, что Государь жил, оказывается, не очень хорошо. Сделав вид, что смирились с совершившейся канонизацией, подобные люди продолжают клеветать на святого Царя. Их задача - заронить сомнение в душах людей и воспрепятствовать подлинному осмыслению подвига Царственных мучеников. Дело в том, что если большинство русских людей не смогут осознать, в чем же заключался грех цареотступничества, приведший к ритуальному убийству Царя изуверами и гибели Российской Империи, то не сможет совершиться то покаяние, к которому призывали нас многие святые. Не случайно Святейший Патриарх Алексий II 20 лет назад в послании к 75-летию убиения Царской семьи призывал народ к покаянию, напоминая о причинах многих нынешних бедствий: «Грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Будучи преступлением и Божественного, и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании». Святейший Патриарх Алексий II от лица Русской Православной Церкви призывал к покаянию в этом грехе в своих Посланиях к 80-летию, а затем и к 85-летию убиения Царской Семьи. И сегодня все, кто продолжает распространять ложь и клевету о Государе, препятствуют покаянию, к которому призывает русских людей Церковь.
Для многих православных христиан сегодня ясно, что отказываясь от власти Помазанника Божия, русские люди отрекались от Бога. Отступление благодати Божией, попущенные скорби и испытания, которые должны вернуть Россию к Богу - вот причины всех бедствий и несчастий. Об этом неустанно напоминали и напоминают нам все наши святители и старцы. И почившие патриарх Алексий II и митрополит Иоанн Санкт-Петербургский и Ладожский, архимандрит Иоанн Крестьянкин, протоиерей Николай Гурьянов. Об этом не раз говорили архимандрит Кирилл Павлов и схиархимандрит Илий Ноздрин и многие другие известные своей молитвенной жизнью архиереи и священники. Все они горячо почитали и почитают святую Царскую Семью. Что же заставляет церковных либералов не считаться со словами этих известных всей России пастырей? Что заставляет их продолжать распространять ложь и клевету о Государе? Почему эта ложь оказывается созвучной их настроениям?
Ритуальная клевета
Наверное, это можно объяснить, вспомнив о том, что преступление совершенное ночью 17 июля в подвале Ипатьевского дома было ритуальным убийством, совершенном сатанистами, чтобы разрушить Православную Империю и стереть с лица земли Русский народ. Замечательно объяснил в своей брошюре «О ритуальных преступлениях» протоиерей Георгий Городенцев, как клевета и ложь на святого мученика должна связать и сделать соучастниками преступления всех, кто эту ложь принимает. Мы с вами видели это и в первых лживых сообщениях СМИ о ритуальном убийстве на Пасху сатанистом Оптинских Новомучеников, в том, как убийство в Тверской епархии священника Андрея Николаева вместе с женой и детьми пытались выдать за самоубийство, и в других случаях ритуальных убийств священнослужителей. Сегодня ритуальная ложь и клевета не сработала. Народ почитает память Оптинских новомученников, Тверской архиерей назвал смерть отца Андрея и его семьи убийством мучеников, пострадавших за Христа. Правда о мучениках, почитание их православным народом делает бессмысленными всю ритуальную ворожбу и волхования сатанистов. Те же, кто повторяет ложь и клевету сами попадают под влияние темной силы.
Клевета и ложь о Царской Семье, которую в начале века принимала значительная часть русского общества и привела к гибели Российской империи. Со злобной клеветы и чудовищной лжи о Государе, которую распространяли враги России и Православной Церкви, со сплетен о «слабом и безвольном монархе, неспособном управлять страной», которые повторяло все «прогрессивно настроенное общество», начиналась трагедия России в ХХ веке. «Не прикасайтесь помазанным Моим». Не случайно прп. Серафим Саровский напоминал в беседах с Мотовиловым о том, что великий грех даже словом осуждения прикасаться к Помазаннику Божию. Принимая клевету и ложь, осуждая благочестивого Государя, «передовое общество» готовило убийство Царя и Его Августейшей Семьи в подвале Ипатьевского Дома, крушение Державы, братоубийственную войну, голод, мор, гибель миллионов русских людей.
И потому, так невыносимо слышать сегодня эту ритуальную клевету врагов Церкви Христовой из уст тех, кто называет себя православными людьми. Все, кто после прославления Царской Семьи продолжает повторять ложь, которая стала причиной Русской Трагедии, совершают сугубый грех. И священники, и миряне. И грех этот невозможно оправдать либеральными политическими взглядами, симпатиями к февральской революции и демократическому устройству общества.
Любовь сильнее зла
В 1928 году Николай Давыдович Жевахов в своей работе «Причины гибели России» писал о том, что произошло, когда изменники насильно лишили власти Помазанника Божия: «Россия лишилась Божией Благодати... Свершился акт величайшего преступления, когда-либо бывшего в истории. Русские люди, восстав против Богом дарованного Помазанника, тем самым восстали против самого Бога. Гигантские размеры этого преступления только и могли привести к гигантским результатам и вызвали гибель России».
Николай Давыдович Жевахов в то время одним из первых указал и на вину Правительственного Синода Греко-Российской Православной Церкви, который, находясь в неком помрачении, не решился заступился за Помазанника Божия:
«Поразительнее всего то, что в этот момент разрушения православной русской государственности, когда руками безумцев насильственно изгонялась благодать Божия из России, хранительница этой благодати Православная Церковь, в лице своих виднейших представителей, молчала. Она не отважилась остановить злодейскую руку насильников, грозя им проклятием и извержением из своего лона, а молча глядела на то, как заносился злодейский меч над священной Главой Помазанника Божия и над Россией, молча глядит и сейчас на тех, кто продолжает делать свое антихристово дело называясь православным христианином».
Русская Православная Церковь Зарубежом и Русская Православная Церковь Московского Патриархата покаянными молитвами и торжественным прославлением Царской Семьи изгладили этот грех. Но хотелось, чтобы те, кто сегодня, по словам Жевахова «продолжает делать свое антихристово дело, называясь православными христианами», опомнились и прекратили быть соучастниками ритуальной лжи.
Любовь и молитвы русских людей к Царственным мученикам делают бессильными всю злобу и ложь цареубийц. Мы вспоминаем пророческие слова из завещания Государя, которое передала всем верным Царевна-мученица Ольга Николаевна: «Отец просит передать всем тем, кто остался Ему предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за Него, так как Он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь».
Зло будет увеличиваться. Но победит не зло, а любовь. По мере возвращения нашего народа ко Христу Спасителю в сердцах русских людей, несмотря на все усилия врагов, будет во всей полноте восстанавливаться правда о своей истории. Окончательно потеряет силу ритуальная ложь сатанистов, и в возрожденной России русские люди с благоговением и любовью будут чтить светлые имена святых Царственных мучеников и страстотерпцев; Царя-мученика Николая Александровича, Царицы-мученицы Александры Феодоровны, Светлого Отрока Царевича Алексия, Царевен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии.
Да воскреснет Русь Святая молитвами Святых Царственных мучеников и страстотерпцев, всех Святых в земле Российской просиявших, и расточатся врази Ея!
Пресвятая Богородица спаси нас!
Виктор Саулкин, публицист, обозреватель радио «Радонеж»
Добавить комментарий