14.01.2013 18:30:20
Виктор Саулкин
Беседа с обозревателем радио «Радонеж» о воине Евгении Родионове …
Не страшись опасности, подвизаясь за правду: лучше умереть за нее, нежели пережить ее.
Искупи кровью для потомков те блага, которые кровью купили для тебя предки.
Уклоняясь от смерти за честь веры и за свободу отечества, ты умрешь преступником или рабом;
умри за веру и отечество, и ты приимешь жизнь и венец на небе.
Свт. Филарет, митрополит Московский
- Виктор Александрович, Вы много передач на радио «Радонеж» посвящаете Русскому воинству. Радио «Радонеж» - одно из первых православных СМИ рассказало о подвиге нашего современника воина Евгения Родионова. В Ваших прямых эфирах можно услышать голос солдатской матери - Любови Васильевны Родионовой. После публикаций в православных изданиях многие светские газеты с большим уважением рассказывали о воине Евгении. Как Вы расцениваете утверждение секретаря синодальной комиссии по прославлению святых протоиерея Максима Максимова, которое он озвучил в интервью «Комсомольской правде», о том, что «Евгению Родионову не быть святым»? Для того чтобы наши читатели знали о чем идет речь, приведем отдельные отрывки из этого интервью:
«ВОИН ЕВГЕНИЙ РОДИОНОВ НЕ СТАНЕТ СВЯТЫМ
- А почему воин Евгений (Родионов) почитается лишь Астраханской и Енотаевской епархией?
- Насчет указанной вами епархии это неправда. Сама епархия канонизировать его не могла и не канонизировала, а потому и местночтимым он быть не может.
- Сразу несколько источников в Интернете говорят об этом...
- Добросовестно или недобросовестно заблуждаются...
- Но почему не канонизировали?
- Нет никаких документальных сведений об обстоятельствах смерти человека. Все рассказы, которые существуют в развернутом или сжатом виде, есть всего лишь умопредставление людей на эту тему.
- То есть нужно привести чеченцев, которые отрезали ему голову, чтобы они подтвердили, что Евгений отказался снять нательный крестик?
- Вопрос вообще в ответственности таких свидетелей. Тем более они убиты, время упущено.
- С другой стороны, уже написано о его христианской жизни, которой он жил до армии...
- Не знаю, никто этого не подтвердил.
-...а в ряде храмов той же Сербии его почитают как святого...
- Ввести в заблуждение даже вас оказалось возможным. И их тоже.
-...а еще один известный священник говорил, что Евгений принял мученическую смерть за Христа.
- Он это сказал, видимо, исходя из существующих легендарных представлений об этом. Единственный живой свидетель, который может рассказать об этом, - это мать, которая, заметим, не присутствовала при гибели сына, поэтому свидетелем может быть названа условно. Я вот так же, как вы сейчас мне вопросы задаете, у нее спросил: «Откуда известно, что сын принял смерть именно так?» Она сказала, что это общая, типологическая ситуация со всеми русскими воинами, попавшими в плен и убитыми. Но Церковь не может опираться на типологические свидетельства. Потому что в одной и той же ситуации люди поступают по-разному. Ведь так мы придем к тому, что поставим вопрос о канонизации тысяч погибших в Чечне солдат. А почему нет, если вопрос типологический? Или вы меня будете уверять, что все солдаты - христиане и знают, за что умирают?.. Знаете, что меня лично удивляет здесь?
- Что?
- С какой легкостью люди берутся судить о смерти. Обвиняя меня, например, что я не почитаю реального мученика, что я за это - проклятый от Бога человек... Хотя я совершенно не понимаю, откуда у них-то столько дерзновения!.. За осторожность никто не будет наказан. А вот за оплошность... Были пионеры-герои, и вся страна зачитывалась их житиями. Теперь это все неактуально. Для молодежи нужны теперь новые герои. Вот как рассуждают люди! А при чем здесь Церковь тогда и канонизация?»
В. Саулкин. Надеюсь, мнение этого довольно молодого протоиерея не выражает мнение всей Синодальной комиссии. Там есть и более опытные люди, с более взвешенной и глубокой позицией. Как можно расценивать такое заявление? Как бы получше подобрать слова... Во-первых, как безответственное и не очень компетентное. И вот почему я так считаю; протоиерей Максимов должен по роду своей деятельности знать, что прославляет святых Господь. А задача комиссии собирать материалы о почитании церковным народом угодника Божия, свидетельства о чудесах. Проверять, разумеется, действительно ли такое почитание присутствует, истинные ли чудеса. Народное почитание является одним из критериев святости, как и чудеса по молитвам к святому, его нетленные мощи. Но есть множество святых мучеников, в древности пострадавших за Христа, чьи мощи не сохранились, и о жизни их ничего неизвестно. Известно лишь, что они не отреклись от Христа. Кстати, о некоторых мучениках мы знаем, что они и крещены не были - крестились кровью. Они и крестик, как Женя не могли отказаться снять - не носили в те времена еще нательные крестики. Помните, как один из тех, кто охранял Севастийских мучеников увидел небесные венцы и присоединился в ледяном озере к воинам-христианам, заменив собой того малодушного, что отрекся от Спасителя? Дополнил число - 40 святых Севастийских мучеников, пострадал за Христа. Известно ли протоиерею Максимову что-либо о жизни этого мученика? Поэтому утверждение о том, что Евгений Родионов никогда не будет прославлен, потому что, якобы, ничего неизвестно о его христианской жизни до службы в армии, в устах секретаря комиссии по канонизации удивляет. Может быть, ему стоит перечитать жития святых мучеников первых веков?
Во-вторых, утверждение о том, что нет никаких свидетельств о подвиге Жени, кроме слов его матери - откровенная ложь. Почему я так уверено об этом говорю? Да потому, что несколько лет назад мы в ряде передач подробно ответили на подобное утверждение протоиерея Максима, высказанные в одном из его интервью в церковных СМИ. Приводили свидетельства о гибели мученика. В наших передачах о подвиге воина Евгения размышляли известные пастыри. Они называли подвиг воина достойным прославления, считая, что Женя, отказавшись снять крест, несомненно принял смерть за Христа. Замечательно сказал протоиерей Димитрий Смирнов, который возглавляет синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами: «Прославят воина Евгения через 10 лет, через 5, или через 50, или 100 не столь важно. Но я не сомневаюсь, что он мученик за Христа». На чем основана наша уверенность в том, что воин Евгений сохранил верность Христу? Дело в том, что когда главарь банды Хайхороев увидел фотографию Жени в руках Любови Васильевны, он сказал: «Этот сам виноват. Снял бы крестик - остался бы жив». Сказано это было в присутствии представителей ОБСЕ, «Врачей без границ», солдатских матерей, так что свидетели были. Не совсем понятно, почему этого свидетельства о подвиге воина-мученика недостаточно протоиерею М.Максимову. Когда журналист, удивившись, спрашивает:
«- То есть нужно привести чеченцев, которые отрезали ему голову, чтобы они подтвердили, что Евгений отказался снять нательный крестик?» Протоиерей Максимов уверено отвечает: - Вопрос вообще в ответственности таких свидетелей. Тем более они убиты, время упущено».
Вызывает удивление и утверждение протоиерея М.Максимова о том, что всех, кто считает воина Евгения святым, оказывается, ввели в заблуждение. Неужели он считает, что многие священники, среди которых есть люди известные высокой молитвенной жизнью, русские и сербские архиереи, монашествующие и огромное число простых православных людей почитающих память воина-мученика - это все недалекие или слишком экзальтированные люди? Люди, которых можно легко ввести в заблуждение, так как они не имеют духовного опыта и лишены трезвости в рассуждениях, в отличие от самого протоиерея М.Максимова. Удивляет подобное отношение к православному народу. Может быть, стоит более внимательно и уважительно относится к народному почитанию. Напомню, что народное почитание всегда считалось одним из самых главных свидетельств святости подвижника.
Но самое возмутительное в высказывании протоиерея Максима, это явное оскорбление Любови Васильевны Родионовой. Неужели он не понимает, постоянно подчеркивая, что все, что мы знаем о смерти Евгения известно со слов матери, тем самым оскорбляет Любовь Васильевну? Таким образом он косвенно обвиняет ее в обмане, считая, что словам матери нельзя доверять. Как будто мы слышим слова некого судейского клерка и речь идет о материальном наследстве, правах на недвижимость. Надо заметить, что житие святых князей-мучеников Василька Ростовского и Михаила Черниговского составила дочь Михаила и супруга Василька княгиня Марья Ростовская. Она же обретала мощи у доблестного князя Василька, брошенные татарами в поле. В отличие от чеченских бандитов татаро-монголы не продавали тела замученных. Я думаю, что протоиерей Максим Максимов не поверил бы княжне Марии. Татары же не оставили документальных свидетельств, что князь Василько отказался от почетного предложения Батыя вступить в их войска и стать монголо-татарским воеводой. Но мы знаем, что монголо-татары всегда старались особенно доблестных полководцев побежденных народов поставить воеводами своих туменов. Так что это тоже можно назвать «умопредставлениями». И не верить словам летописи, на том основании, что составлялся летописный свод при дворе княгини Марии. «Нет никаких документальных сведений об обстоятельствах смерти человека. Все рассказы, которые существуют в развернутом или сжатом виде, есть всего лишь умопредставление людей на эту тему» - мог бы сказать протоиерей Максим, если бы решал вопрос о возможности прославления св. блгв. князя-мученика Василька. Многие бы наши святые, если руководствоваться подобной логикой, не стали бы святыми, их жития также можно назвать «умопредставлениями» - документальных свидетельств нет.
- Логика железная. Вроде бы трудно возражать. Нет документальных свидетельств - и мы не прославляем воина-мученика. А свидетельство матери не подходит...
В.С. Мне хотелось бы напомнить протоиерею М.Максимову, что Любовь Васильевна, когда рассказывала впервые о том, как погиб Женя, была человеком еще невоцерковленным. Она не имела никакого представления и не могла в то время даже думать о канонизации Евгения. Просто рассказала, как все было. Что ей сказал Хайхороев, как боевики ей говорили: «Сама виновата. Плохо его воспитала. Снял бы крест, стал бы нашим братом. Мы его бы женили, дом купили. А он у тебя борзый был». И поверьте, Любовь Васильевна искренне всегда говорит, что ей не нужна канонизация. Она же не вернет сына и ничего к ее любви к Жене не добавит. Любовь Васильевна довольно долго была удивлена отношением православных к Евгению, как к святому. Она говорила, что Женя был очень добрый и хороший мальчик, но обычный, такой как все. Для матери, конечно, самый дорогой и любимый. Женя крестик надел, когда был у бабушки в 1989 году. А ему было 11 лет. Бабушка уговорила внука причаститься Святых Таин, а на нем не оказалась крестика. Батюшка надел крестик на мальчика и первый раз в жизни Женя исповедался и приступил к Чаше. Любовь Васильевна потом уговаривала Женю снять крест: ребята засмеют. Он не снимал никогда. На фотографии секции самбо, в которой занимался Женя, (все раздеты по пояс) крест на груди только у Родионова. Любовь Васильевна, когда откапывали тело Евгения, сказала: если крестика нет, значит не он.
Что еще нужно, как свидетельство христианской жизни юноши протоиерею Максимову? В 11 лет надел крест, соединился со Христом в таинстве Причастия. Не снимал крест, несмотря на уговоры матери, на недовольство тренера. И не снял крест под угрозой смерти. По отзывам всех в школе и на фабрике, где поработал до армии, был очень добрый, отзывчивый чистый юноша. Что желает услышать протоиерей М.Максимов: «По средам и пятницам не вкушал младенец Евгений материнского молока, на переменах в школе творил непрестанную молитву»?
Я, признаюсь, не могу понять этого протоиерея. Священник как никто должен чувствовать чужую боль, страдание. Может протоиерей М.Максимов представить, что пережила мать, которая год ходила по горам с фотографией пропавшего сына. Затем нашла его тело. Должна была продать квартиру, все вещи, чтобы выкупить сначала тело сына у боевиков, а затем достать еще денег, чтобы выкупить его главу. И сама везла на родину, чтобы похоронить. Для нас это глава святого мученика, мощи. А для матери это голова родного сына. Это протоиерей М.Максимов способен понять и почувствовать?
Любовь Васильевна с тех пор более 70 раз была в Чечне. В зоне боевых действий, где и вертолеты валили, и колоны на фугасах подрывались. Да и сейчас в горах Кавказа идут постоянно спецоперации, иногда очень интенсивные. Потери есть. Так что даже сегодня это не поездки на курорт. Любовь Васильевна на горные заставам, к пограничникам, к десантникам, к мотострелкам десятки тонн грузов перевезла лично ею для ребят собранных вещей и продуктов. Ее ребята там встречали криками: «Мама! Мама приехала!». А сколько раненных она вытащила из тяжелых ситуаций, некоторым нашла деньги на сложные операции за рубежом, дорогие немецкие протезы. Она и есть настоящая «солдатская мать». Любовь Васильевна так и говорит: «Они теперь все мои дети». И это сказано не для красного словца. Вам это подтвердят все, кто знает Любовь Васильевну. Живет она очень нелегко. Но вся ее жизнь - бескорыстное служение ребятам, которые, как Женя, защищают Родину. Она не понаслышке знает сложности их службы, тяжелой и опасной боевой работы. То, о чем протоиерей Максим Максимов, по-видимому, представления не имеет. Да ему это, наверное, не интересно. Любовь Васильевна не только дела милосердия творит, но и ко Христу многих привела. Помогает и храмы открывать в воинских частях. Вся ее жизнь сегодня это проповедь о Христе. Не только словом, но и делами. При этом Любовь Васильевна уверена, что таких как Женя было немало. Бандиты многих пытались заставить принять ислам, чтобы сделать предателями и заставить себе служить. Были и малодушные, те, кто становился для боевиков «братьями по вере». И известно, чем они закончили.
Любовь Васильевна считает, что большинство ребят, попавших в плен, не отреклись и многие за это приняли смерть. Она сама видела тела трех распятых солдат и надпись «Пусть ваш бог вас воскресит». До сих пор скорбит, что не пыталась узнать их имена. Наверное, к этим ее словам и придрался протоиерей М.Максимов, считая, что, по словам Любовь Васильевны, такая смерть «типологическая». Но мы считаем, что прославление воина-мученика Евгения, когда состоится, должно звучать так; «воина Евгения и иже с ним пострадавших». Имеем виду при этом не только расстрелянных бандитами попавших вместе с Женей в плен Андрея Трусова, Игоря Яковлева и Александра Железнова, но и всех наших ребят, чьи имена нам неизвестны. Мы же знаем, как иногда Церковь чтит память древних христианских мучеников; святой и воины иже вместе с ним пострадали. Любовь Васильевна постоянно подчеркивает, что не считает Женю самым достойным, думает, что таких ребят было много. А я знаю не только от Любови Васильевны, но и от офицеров о распятых русских солдатах, чьи тела им приходилось снимать с крестов. Могу протоиерея М.Максимова познакомить с этими офицерами. И думаю, настоящая мать Русского солдата, Любовь Васильевна имеет не меньше права говорить людям о Христе, чем этот молодой протоиерей.
- Суровое высказывание. Но вероятно, справедливое. То, что выпало на долю Любови Васильевны Родионовой, то, что ей пришлось пережить, трудно представить...
В. С. Объясню свои слова о протоиерее и солдатской матери. Пусть протоиерей М.Максимов представит себя в горах. 100 дней плена. Что такое чеченские концлагеря и зинданы, пусть спросит у игумена Филиппа Жигулина. Священник Сергий Жигулин, работник ОВЦС был захвачен бандитами вместе с настоятелем храма Архистратига Михаила в Грозном во время первой Чеченской войны отцом Анатолием Чистоусовым. Отец Анатолий тогда ему сказал: «Слушай, если нас тобой убьют, мы же за Христа пострадать можем?» Игумен Филипп говорит, что о. Анатолий по состоянию своей души, как бы даже порадовался, был готов к этому. Их разделили затем. о. Анатолий пророчески сказал ему: «Ты выйдешь». Игумена Филиппа Жигулина после долгих месяцев плена освободили. Священник Анатолий Чистоусов сподобился мученического венца. Это было ясно. И хотя его матушка, тоже Любовь, до конца не желала верить в смерть мужа, но во время второй Чеченской на теле убитого боевика нашли документы ДГБ республики Ичкерии. И подтвердилось - бандиты казнили о. Анатолия.
Мой друг, военный писатель Виталий Носков, во время второй войны много ездил по горам Чечни, искал мощи о. Анатолия. Дело в том, что бандиты перед войной обратились в епархию с предложением продать тело убитого священника за 20 тысяч долларов. Но начались боевые действия, огромное количество бандитов перебили, и концов уже было не найти. Хотя, как говорят батюшки, Господь иногда чудесно открывает мощи святых.
- Кажется, Виталий Носков один из авторов фильма «Миротворцы», посвященного отцу Анатолию, в этом фильме рассказывают и о подвиге воина Евгения Родионова?
В.С. Совершенно верно. Фильм Сергея Роженцева. Виталий Носков рассказывает о замечательном священнике, святом мученике Анатолии Чистоусове, с которым Виталий познакомился в Грозном весной 1995 года. Фильм, кстати, получил Гран-при фестиваля «Золотой Витязь», лауреат многих других фестивалей. Писатель Виталий Носков - кавалер ордена Мужества за тяжелейшие мартовские бои в Грозном, о которых вспоминают в этом фильме, участник боев в Первомайской. Автор книги о чеченской войне «Любите нас, пока мы живы», в которой много документальных материалов, составитель «Книги Памяти» о погибших героях. Удивительный человек, в свое время много потрудившийся над возрождением Далматовского монастыря. Виталий не просто писатель, военный журналист - он человек необычайно доброй и широкой души. Помогает постоянно людям, многих спас в прямом смысле этого слова. Виталия я бы сравнил с Константином Симоновым, для которого его боевые товарищи-фронтовики были не только героями очерков. Я бы посоветовал протоиерею Максиму встречаться с такими людьми, прежде чем рассуждать о подвиге воина Евгения. Я настоятельно рекомендую протоиерею М.Максимову узнать у игумена Филиппа, что собой представляли чеченские концлагеря. Нацистские, по сравнению с ними, тоже, конечно, не курорт, но по уровню зверской жестокости все же уступают. Игумен Филипп объяснит протоиерею Максиму, что ведут себя люди в этих зинданах по-разному, и некоторые ломаются. А Женю сломать не смогли. Пусть протоиерей М.Максимов представит себе эти условия...
А затем представит: твой день рождения, тебе исполняется всего 19 лет. Стоишь ты в этих горах, а перед тобой настоящие звери, получающие удовольствие от жестокости. Хорошо бы протоиерею М.Максимову показать видеозаписи, на которых боевики перерезают горло пленным русским солдатам. Снимали они такие зверства не только для собственного удовольствия, на память о своих «подвигах». Одну такую запись первые два дня крутили по ичкерийскому ТВ, когда банды Басаева и Хатабба вторглись в Дагестан. Для поднятия боевого духа. Пусть протоиерей М.Максимов посмотрит, с какой бесовской радостью и наслаждением эти осатаневшие изуверы, режут людей. Может быть, что-то екнет. Но должен сказать нашим читателям, что зря изверги позировали на этих кадрах. По видеозаписям этих нелюдей, кто участвовал в казнях, определяли, находили и предавали суду. Не ушли они от возмездия и на земле.
И вот стоишь ты перед этими нелюдями. День рождения Жени, 23 мая, в том году этот день совпал с праздником Вознесения Господня, хотя Женя вряд ли об этом знал. А перед тобой стоят звери в человеческом обличье с кинжалами в руках и предлагают: «Сними крестик - останешься жив». И главное, никто и никогда не узнает, где ты погиб - «пропал без вести» и все. Никто никогда не узнает, как ты погиб, снял ты крестик, или нет.
Как думает протоиерей М.Максимов, перед кем стоял в этот миг Женя, прежде чем в очередной раз отказался снять крестик? Я думаю, 19-летний русский солдат в этот миг предстоял Христу. Нелюди ему отрезали голову, но крестик с мертвого тела так и не сняли. И смерть у него была такая же, как у многих христиан воинов-мучеников - «усекновение главы».
Протоиерей М.Максимов не понимает, что это подвиг мученика такой же, как у первых христиан?
- Святые говорят: кто не почитает святых, близких по времени, прерывает связь с древними святыми Церкви.
В.С. Совершенно верно. Но главное, мне кажется, вот в чем. Мы молимся, ходим в храм Божий, приступаем к Чаше - чтобы быть со Христом. И всегда на Страстной Седмице в Великий Четверг на чтении двенадцати Евангелий с волнением слышим, как апостол Петр «начал клятся и ротится», что не знает этого Человека. А затем «изшед плакася горько». Никто из нас не может с уверенностью сказать, что в час «Х» не отречется, останется со Христом. Надеемся, конечно, на милость Божию, что Господь укрепит. А Женя уже не отрекся. И со Христом Спасителем пребывает. Что еще нужно, какое «житие» должно быть, по мнению протоиерея М.Максимова?
- Для канонизации необходимы и чудеса...
В.С. Думаю, что в комиссию присылали свидетельства о явлениях воина Евгения Родионова, о случаях чудесной помощи, о мироточении фотографий и икон святого воина-мученика. Есть свидетельства раненных ребят, лежавших в госпитале Бурденко, солдат бежавших из плена. Народное почитание воина Евгения очень широко. Иконы его есть и в России, на Украине, и в Сербии. Иконы находятся во многих храмах, даже в кафедральных соборах. И на них висят украшения, принесенные в благодарность за молитвенную помощь. Хотя протоиерей М.Максимов скажет, что это невозможно, так как неканонично до официального прославления писать иконы. О почитании народном будет упрямо твердить: «как легко вести в заблуждение! Их всех вели в заблуждение. Вас также ввели в заблуждение...».
В погранотрядах, да и в других воинских частях узнав из бесед о подвиге Жени, о том, что он не снял крестик, многие 18-летние ребята просят их крестить. Об этом могут рассказать многие офицеры и священники, окормляющие войска. Мне рассказывали батюшки, что как только начинаешь говорить о Жене с бойцами, то наступает особенная тишина, строгая и благоговейная. Лица становятся задумчивыми. Ребята примеряют его подвиг к своей жизни. Это ли не свидетельство того, что подвиг Евгения Родионова приводит души ко Христу?
Я бы посоветовал протоиерею М.Максимову съездить в Курилово 23 мая в день памяти воина Евгения. Посмотреть, как собирается у его креста сотни людей, как его собратья священники служат панихиды. Причем панихиды часто служатся одна за одной. Одни священники снимают фелони, другие уже в это время начинают облачаться. Однажды приезжал и американский военный капеллан. Сказал: «Я будем своим солдатам рассказывать о русском воине-христианине. У нас таких нет». Может быть, не эти тысячи православных людей введены в заблуждение, а сам протоиерей М.Максимов заблуждается? Или вера у него какая-то иная, чем у большинства православных русских людей? Я ни в коем случае не обвиняю протоиерея в каких-то ересях, но говорю только, что дух иной. Так бывает. Часть церковных либералов не почитает до сих пор Царственных мучеников, кто-то не почитает блаженную Матронушку, а кто-то считает, что Благодатный огонь зажигают зажигалкой, спрятанной в кармане...
Но дело в том, что подвиг Евгения Родионова почитает не только православный народ. Любой воин, хоть в США, хоть в Японии, Германии, Франции или Китае скажет, что поступок Жени - воинская доблесть, верность присяге, проявление силы духа. На таких подвигах воспитывают. Не только в армии. Воспитывают народ. Подобные подвиги - свидетельство величия народной души. И подвиг воина Евгения имеет великую силу для проповеди Христа среди людей. Наш современник оказался верным Христу, совершил поступок, подобный подвигам первых христиан, 19-летний русский мальчик. Замечательно и то, что для Жени верность Христу означала и верность Родине, верность своей матери, всему, что для него дорого. Как можно это не понимать?
- Вы говорили в своем последнем эфире, посвященном воину Евгению Родионову и этому скандальному интервью в «Комсомольской правде», что икона воина-мученика была и в Оптиной Пустыни...
В.С. Да, в Оптиной почитают подвиг мученика воина Евгения. Его икона одно время висела в часовне над могилками Оптинских новомучеников о. Василия, о. Ферапонта, о. Трофима. Находилась у креста о. Ферапонта, он ведь тоже был пограничник, как и Женя. Но потом паломники с Украины выпросили: «Вам еще привезут». Не знаю, может быть, подвиг Оптинских новомучеников тоже у протоиерея М.Максимова вызывает сомнения... У него вообще странная логика. Несколько лет назад протоиерей М.Максимов заявил: «Эпоха новомучеников закончилась». А убитые на Пасху сатанистом оптинские монахи, отец Анатолий Чистоусов, о. Даниил Сысоев, убитый в храме, и многие другие, пострадавшие в наши дни за Христа, они кто? Неужели в наши дни стать мучеником за Христа невозможно или открылась эпоха «новейших мучеников»?
Всем, кто почитает подвиг воина Евгения как подвиг мученика-христианина, всем, кто почитает Оптинских новомучеников, совершенно неважно, когда Церковь официально причислит их к лику святых. Произойдет это через 5, 10, или 50 лет. «Бог никогда не спешит, но никогда не опаздывает». Господь прославляет Своих святых. Многие были огорчены в 90-е годы тем, что, несмотря на народное почитание, явленные многочисленные чудеса, не происходит ожидаемое народом прославление Царственных мучеников. Но прославили их в 2000 году от Рождества Христова в возрожденном храме Христа Спасителя. Прославлением Царственных мучеников, собора новомучеников и исповедников Российских завершилось ХХ столетие, и Россия вступила в новый век и новое тысячелетие. Отсутствие официальной канонизации не мешает нам почитать их память, а мученику молиться о нас, помогать нам, укреплять в вере, приводить людей ко Христу. Мы ничего не требуем, никаких немедленных канонизаций. Но пусть комиссия собирает свидетельства, изучает их. А секретарь комиссии не делает весьма странные заявления, которые смущают народ. Повторяю, если бы протоиерей Максим сказал, что комиссия изучает материалы, но пока не находит оснований для канонизации, то никто бы особенно не возмущался. Ну, пожалуй, кроме самых горячих голов. Церковный народ понимает, что все совершается по воле Божией. Но зачем же говорить, что все, кто почитает подвиг воина Евгения, заблуждаются?
- Но иерей Максим Максимов отвечает в своей беседе в «Комсомольской правде» вроде бы логично: «С какой легкостью люди берутся судить о смерти. Обвиняя меня, например, что я не почитаю реального мученика, что я за это - проклятый от Бога человек... Хотя я совершенно не понимаю, откуда у них-то столько дерзновения!.. За осторожность никто не будет наказан. А вот за оплошность...» Протоиерей просто проявляет осторожность...
В.С. Во-первых, это сам протоиерей М.Максимов с легкостью судит о смерти. Среди тех, кто почитает святым воина Евгения, очень много людей военных, тех, кто прошел Афганистан и Чечню, и не понаслышке знает, что такое смерть. Во-вторых, я ни от кого не слышал, что протоиерей М.Максимов «проклятый от Бога человек». Верующий человек так никогда не скажет. Но то, что очень многие огорчены его высказываниями, несомненно. Мне приходилось очень часто слышать, после его прошлых подобных заявлений о мученике Евгении - «фарисей и лицемер, наемник, а не пастырь» и т.п. Звонили на радио, письма присылали. Многие говорили об этом не только с возмущением, но, как православные люди, с искренней жалостью к протоиерею Максимову: «Что же, такой молодой, а Бога не боится, мученика оскорбить не боится... Помоги ему Господи!». Действительно, не желаешь почитать мученика, сомневаешься - никто не заставляет. Проявляй похвальную осторожность. Но зачем выступать в СМИ в таком оскорбительном тоне для всех, кто чтит память воина-мученика, оскорблять подозрениями Любовь Васильевну. Ну сказал бы, что свидетельств пока не достаточно, время покажет. Но нет - свидетелями смерти могли быть только боевики, считает протоиерей, а раз их нет, то тогда: «Они убиты, время упущено». Т.е. раз Хайхороева и прочих нелюдей уничтожили, то и разговаривать не о чем.
Должен заметить, что это интервью в «Комсомольской правде», судя по реакции людей, нанесло очень серьезный ущерб репутации Церкви в глазах многих наших соотечественников. Даже невоцерковленные люди понимают, что Женя герой. Это ясно любому нормальному человеку. Один человек написал: «Я не понимаю, почему Церковь от воина Евгения отказывается?» Как ему объяснить, что Церковь вовсе не подвергает сомнению подвиг Жени Родионова. Хорошо бы протоиерею М.Максимову внимательно относится к каждому слову в своих интервью. Простые люди не могут понять, почему церковный чиновник так холодно и цинично говорит о подвиге солдата. Как будто это не священник, а какой-то чиновник в мэрии, который отказывает инвалиду-ветерану чеченской войны привычными словами: «Я вас туда не посылал. У вас не достаточно документов, что вы ногу потеряли при подрыве фугаса. Надо было раньше думать. Все. Время упущено». Не говоря уже о том, как больно слышать подобное интервью тем, кто прошел войну. От священника ждут совсем другого.
- Судя по всему, иерей Максим Максимов желает обвинить почитателей памяти воина Евгения Родионова в идеологических мотивах: «Были пионеры-герои, и вся страна зачитывалась их житиями. Теперь это все неактуально. Нужны новые герои. Но причем здесь Церковь и канонизация?»
В.С. Все мученики за Христа при этом являются и настоящими героями. И мы с вами это хорошо знаем. Но дети, которые сражались с оружием в руках за Родину - тоже герои. Либералы в последние десятилетия поставили задачу внушить, что героев нет. К сожалению, церковные либералы им в этом помогают. Не думая, что отталкивают своими заявлениями от Церкви простой народ, который, несмотря ни на что, свято хранит память о Великой Отечественной войне, память о героях. У Владимира Мединского в последней книге о мифах, которые создают либералы о Великой Отечественной войне, есть глава о львятах и лисятах. Мединский приводит список генералов и высокопоставленных офицеров, чьи сыновья не стали прятаться за отцовскими спинами и погибли на Чеченской войне. Среди сыновей «элиты» и русской версии журнала «Форбс» на этой войне не было ни одного. Львята ушли на войну, а лисята спрятались в теплых норках на Рублевке, пишет Мединский. Так и протоиерей М.Максимов, совершенно справедливо замечая о невозможности канонизации всех, кто погиб на чеченской войне, т.к. люди себя ведут по-разному в различных ситуациях, одновременно заявляет: «Или вы меня будете уверять, что все солдаты - христиане и знают, за что умирают?» Это очень циничное заявление. Протоиерей М.Максимов оскорбляет память всех погибших ребят, оскорбляет всех отцов и матерей погибших. Все, кто хотел «отмазаться» от армии и не попасть на чеченскую войну, смогли это сделать. Когда Любовь Васильевна отговаривала Женю ехать в Чечню, он отказался выполнить просьбу матери. Знаете, в первую чеченскую, когда матери приезжали забирать своих сыновей, чтобы увезти домой, подавляющее большинство ребят отказывались уезжать. Не хотели бросать товарищей, им было стыдно. Многие из них погибли. По логике лисят - они «лохи». Но странно, что священник не понимает, что есть такое понятие Священный Долг защиты Отечества. Есть понятие «святости товарищеских уз», как писал Гоголь. И Господь всех этих ребят будет судить, как «положивших души за други своя». А это высочайший подвиг, ибо «нет большей той любви».
- В интервью «Комсомольской правде» протоиерей Максим Максимов говорит о том, что любую святую идею можно поставить с ног на голову: «Давайте еще Зою Космодемьянскую канонизируем... К тому же и она сама, наверное, против этого была бы. Она же комсомольский работник, жизнь посвятила делу партии, а ее в святые...» Говоря о невозможности прославления всех воинов, погибших во время Великой Отечественной (что, кажется, никто никогда не предлагал) протоиерей М.Максимов заявляет: «И потом - что нам известно о прошедшей войне? Мы и сейчас не можем понять, за кого воевал советский народ: за товарища Сталина? За Русь православную? За своих близких и Родину?» Как вы это прокомментируете?
В.С. Известная логика. Высказывание вполне в духе тех, кто последние десятилетия ведет мощнейшую информационную компанию по «дегероизации» Русской истории. Цели этой компании всем понятны. Особенный удар направлен на Великую Отечественную войну. Мы понимаем, ради чего пытаются уравнять Сталина и Гитлера, СССР и нацистскую Германию, понимаем, что за этим последует. Какие политические цели преследуют противники России. Самое страшное, что и в церковную ограду им удается принести эти споры, используя приемы и методы разрушения сознания. Хотя у Русской Православной Церкви отношения к подвигу народа в Великой Отечественной войне никогда не менялось.
Знаете, мне пришлось комментировать на радио письмо одного игумена, который заявил, что если бы он оказался на Великой Отечественной войне, то сразу понял, что это не его война. За что, де, ему умирать - за колхозы и лагеря, за безбожные власти? При первой возможности сдался бы в плен, а затем постарался бы попасть в любую страну, где можно спокойно молиться и ходить в храм на богослужение. Интересно, правда? Родины нет, ближних твоих, соотечественников давят танки, рвут бомбы и снаряды, а тебе что до этого? Главное спокойно молиться в храме. Предварительно сдавшись в плен. Прямо апология предательства какая то. А угодно ли Богу такая молитва? И главное, что любой иуда всегда сдает свой экзамен хозяевам. «Ты наш. Теперь, докажи. Расстреляй товарища». Помните фильм «Восхождение»? «Ты снял крестик, ты теперь наш брат мусульманин. Докажи, держи нож, зарежь неверного». Это только в фильме Лунгина «Остров» предатель может стать святым. Обычно каждого иуду ждет один конец.
Конечно, никто не предлагает прославлять как святых всех воинов, погибших в Великую Отечественную войну. Но мы чтим их подвиг, жертвенный подвиг. А судить их будет Тот, кто сказал: «Нет больше той любви, как кто душу положит за други своя».
Я понимаю, что протоиерей М.Максимов довольно молод. А последние 20-25 лет стало модно поливать грязью подвиг в Великой Отечественной войне. На некоторых эта пропаганда «смердяковых» подействовала. Получили контузию. Но чтобы понять, наконец, протоиерею М.Максимову, за что воевал народ в Великую Отечественную войну, пусть спросит об этом у матушки Адрианны Малышевой, которая 18-летней студенткой ушла в октябре 41-го, в самые тяжелые дни, добровольцем в дивизию народного ополчения. И всю войну прошла в диверсантах, сражалась в Сталинграде. Пусть спросит у о. Николая Поповича, у других священников-ветеранов. Может, они сумеют ему объяснить. Хотя, сомневаюсь. Это, судя по всему, идейная позиция протоиерея. Но все равно недопустимо так глумливо ерничать над подвигом Зои Космодемьянской. Она была такой же юной девушкой, как и мать Адриана. И сумела с величайшим мужеством и достоинством умереть. Какое-то уважение к подвигу должно быть. Но либералы должны над всем смеяться, все убивать иронией. Прав был Гегель: «Для лакея нет героя, не потому, что герой не является героем. А потому, что лакей является лакеем». В наше время подобное ерничанье уже не удивляет в либеральной прессе. Но не от священника же слышать такое! Такие утверждения церковных либералов приводят к страшным последствиям. Вольно или невольно они отталкивают людей от Церкви. Понятно, что «грантоеды», всякие подрабинеки, злобно набрасываясь на Великую Победу, выполняют поставленную им задачу. Но зачем церковные либералы старательно вбивают клин между еще невоцерковленным народом и Церковью? Сознательно ли они это делают?
За Родину они все воевали, протоиерей М.Максимов! И коммунисты, и раскулаченные, и те, кто прошел лагеря. Как и молодой иеромонах Пимен (Извеков), прошедший до войны лагеря и ссылку. Будущий патриарх воевал не за «колхозы и гулаги», а за Русскую землю. За нее воевала и внучка убитого священника-новомученика Космодемьянского, и такие же комсомольцы в то время, Наталья Малышева и Николай Попович - они, кстати, из семей потомственных русских офицеров. За Родину и воевали, как их отцы и деды.
Всех погибших на войне нельзя прославлять. Но блаженная Паша Саровская говорила во время Германской о погибавших за Отечество: «Милостив Господь! Разбойнички, а целыми полками в рай идут». Т.е. в миру жили не очень благочестиво, а, отдавая жизнь за Отечество, - в рай идут. Я думаю, если мы попадем когда-нибудь в рай, то протоиерей Максим Максимов очень удивится, увидев не только фелони и монашеские рясы, но и очень много кольчуг русских ратников, мундиров петровских гренадер, суворовских и кутузовских чудо-богатырей, много защитных русских гимнастерок и камуфляжей. Если в раю святые выглядят так, как их изображают на иконах (а воина-мученика Евгения изображают в камуфляже и красном мученическом плаще), разве удивительно, что люди, ничего не знающие о подвиге Евгения Родионова, сподобившиеся помощи небесных покровителей, рассказывают о явлении им «солдата в красной плащ-палатке»!
- Да, не случайно среди прославленных русских святых, так много христолюбивых воинов.
В.С. «Положить душу за други своя - нет больше той любви». В первую Чеченскую, преданная, разгромленная в мирное время реформами и втоптанная в грязь российскими СМИ, «своими» «родными», избиваемая «правозащитниками» и журналистами по всем законам информационной войны, Русская Армия дралась с врагом в очень тяжелой, очень кровавой войне. Аналитики в Пентагоне пришли к выводу, что американская армия не выдержала бы и недели боев такой интенсивности, что были в Грозном. Это подтвердили бои в Ираке. А наша Армия сражалась в тяжелейших условиях и, несмотря ни на что, побеждала. Преданная, постоянно получающая из Москвы удары в спину... Воевать всегда тяжело, но одно дело, когда за тобой страна. А другое дело, когда в тылу березовские, чубайсы и НТВ... Думаете, офицеры не понимали, что происходит? Понимали лучше всех. Но у них есть понятие - Долг и Честь. Священные понятия. Офицеры уезжали в Чечню, оставляя семьи без квартир, без денег. Зная, что если погибнешь, жене и детям помощи от государства ждать не придется. Только товарищи пустят шапку по кругу. У каждого мужчины есть долг перед семьей, он отец, кормилец, должен поднять на ноги детей. У офицеров точно такой же долг перед женой и детьми. Но есть у них и Высший Долг - перед Отечеством. Есть присяга. И даже, если тебя предали те, кто сидел в Кремле, ты не предаешь. Не Ельцина с чубайсами и березовскими, а Родину.
Кто-то из воинов, может быть, и молитв не знал, и Псалтирь не читал, но сложил голову на этой войне и сподобится за свою верность стать одесную Господа. А где мы все будем, еще большой вопрос. На этой войне было совершено очень много настоящих подвигов. Наши солдаты и офицеры проявляли не только воинскую доблесть, но и необычайную самоотверженность, величие души. О подвигах этих сегодня не знает никто, кроме их боевых товарищей. Даже семьи не всегда знают. Настоящие герои - люди обычно скромные. Я не зря написал: если бы майор Денис Ветчинов ценой своей жизни не спас журналистов российских телеканалов в 2008 году, о его подвиге никто бы не узнал. И вообще, среди наших офицеров очень много настоящих людей, людей высоких душевных и духовных качеств. Это и есть подлинная элита России. Русский солдат и Русский офицер. Вообще, Русский человек, а не нефть и газ - вот наше национальное богатство.
Но, наверное, только лет через 20-30 страна сможет по-настоящему понять и оценить подвиг Армии, которая спасла в этой войне Россию от развала. И пока получила за это процессы Буданова и Ульмана, Аракчеева и Худякова, Квачкова и Поповских. Будем хотя бы молиться о них. Молиться, чтобы прошло поскорее это подлое время. И страна поклонилась своим героям. А символом этого поколения будут не лисята, а подполковник Марк Евтюхин с бессмертной 6-й ротой своих ребят и Женя Родионов. И как бы ни старался протоиерей М.Максимов и его единомышленники, православные русские люди сердцем чувствуют и любят святого воина Евгения. Народ его чтит и прославляет своей любовью и молитвой.
Протоиерею М.Максимову я хотел бы объяснить, за что воевали на Кавказе, словами песни, написанной ребятами в Чечне еще во время первой войны: «Нет, не за баксы и рубли идем по земле Чечни, а чтоб тебя, Россия-Русь, Великой звали!»
Давайте все помолимся о здравии наших воинов, особенно - получивших ранения, и тех, кто оклеветан, испытывает несправедливые гонения. Помолимся о Любови Васильевне, о всех матерях, кто потерял своих сыновей, чтобы укрепил их Господь и Благая Утешительница Пресвятая Богородица. И об упокоении всех, кто погиб, сражаясь за Родину. Повторяю, мы не требуем канонизации. Мы чтим память святых воинов, верим, что они имеют дерзновение молиться за нас и Русскую землю.
Святой мученик воин Евгений и иже с ним пострадавшие, молите Бога о нас! Пресвятая Богородица спаси нас!
http://ruskline.ru/analitika/2011/01/25/priimesh_zhizn_i_venec_na_nebe/
Добавить комментарий