Перейти к основному содержанию

11:09 09.12.2021

«Претыкание слепому», протоиерей Андрей Ткачев, «Православие.Ru»

25.08.2014 10:26:50

Есть светофоры, сопровождающие перемену цвета звуковым сигналом. Это сделано для слепых людей. Они не видят, но слышат звук и переходят дорогу без опасности для жизни. Этот маленький бытовой штрих есть дело большого человеколюбия. Есть также сурдоперевод новостей на ТВ. Это для глухих. Они не слышат, но читают по рукам и губам, и это тоже не просто бытовая деталь, а исполненная заповедь о человеколюбии. Пандус в транспорте, уборная для инвалидов в аэропорту, всенародный сбор средств для пострадавших от потопа (пожара, войны) – это знаки того, что мы причастны к Слову Бога и знаем о законах отношения к ближним. Одновременно следует сказать, что, сколько бы человеколюбивых и трогательных явлений ни окружало нас, человеколюбие предстает перед нами настоящим морем, которое не вычерпаешь некоторым набором добрых дел. И заповеди о любви к ближнему не так просты, как может показаться. В них нужно вникать, их нужно делать предметом пристального изучения. От этого труда со временем родятся плоды вкусные и неожиданные.

Вот книга Левит говорит нам о глухих и слепых: «Не злословь глухого и перед слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся Бога твоего. Я Господь» (Лев. 19: 14). Самый поверхностный слой смысла прост. Не говори плохо о том, кто не слышит твоих слов и не может поэтому выступить в свою защиту. В этом смысле глухой против злословящего абсолютно беззащитен, и беззащитных трогать нельзя. Таким же беззащитным предстает и слепой, который упадет, как только зрячий этого захочет. Чтобы у нас не было охоты смеяться над беззащитными, Писание говорит: «Бойся Бога твоего!» Писание часто говорит о страхе Божием, когда ведет речь о милосердии и запрете на притеснение слабых. Увидишь пьяного, захочешь сказать что-то резкое и обидное – вспомни Бога твоего! Перед тобой – слабость человеческая, но и ты не сильней его. Разве что кажешься лучше в этот краткий момент. Бойся. У тебя тоже будут периоды немощи. То же самое касается нищего, ободранного, беглеца, больного, калеки. Встретившись с немощью, вспомни Господа и побойся задрать нос. Это наказуемо. Однако недостаточно только поверхностным смыслом исчерпать значение заповеди. Она глубже.

Зададимся для начала вопросом: каким нужно быть негодяем, чтобы на пути слепца класть бревно, кирпич или вырывать яму? Что за странные удовольствия ограничивает Закон? Даже согласившись с тем, что человек часто бывает, по Достоевскому, «дрянь», то и тогда стоит признать, что патологическое лукавство и сладострастная жестокость не составляют правила, что они веселят лишь патентованных извращенцев, а большинство нормальных людей такие поступки пугают и отталкивают. Так о чем говорит Писание?

Дело в том, что во многих вопросах мы являемся слепцами, тогда как некто из ближних в этих же вопросах зряч. Например, продавец хорошо знает о качестве продаваемой продукции. Знает, что качество невысоко. Вы же не знаете ничего и соблазняетесь упаковкой, рекламой, товарным видом. «Это хорошая вещь?» – спрашиваете вы в качестве слепца, как бы простукивая перед собой мостовую. «О, да!» – получаете вы уверенный ответ от продавца, который лучше всех знает, что вещь ерундовая. На ваших глазах произошло нарушение заповеди. Слепцу (то есть вам) поставили претыкание, и слепец преткнулся, купив заведомо плохой товар. Вы когда-нибудь покупали ведерко ягод, где сверху были ягоды свежие, а внизу – гниль? Вот это оно и есть. Не трудно понять, что множество сетевых маркетологов, коммивояжеров и прочих ежедневно вместе с маслом мажут на хлеб обман покупателей и нарушение заповедей. Они вам будут петь соловьями о своих фильтрах для воды, утюгах, подтяжках и прочем товаре, имея в виду только личную выгоду за счет вашего обмана. Не думаю, что транснациональные корпорации поступают честнее, хотя и методы там несколько иные, и барыши, мягко говоря, побольше.

Еще пример: права и обязанности сторон при подписании договоров. Юридические документы сопровождаются часто целыми простынями мелкого текста, разобраться в которых трудно даже специалисту. Вам говорят: «Прочитайте внимательно», а вы ни одного слова не понимаете. Потом говорят: «Ну, подписывайте быстрее. Там всё нормально». А там далеко не всё нормально. Там написано, что вы то и то заплатите, и еще больше заплатите, если какую-то мелочь в срок не принесете или чего-то с опозданием сделаете. Там может быть написано, что вы всю недвижимость в залог оставляете, а еще и почку собственную в придачу вместе с детьми и родственниками. Что, думаете, не может быть такого? Думайте, что хотите, но я говорю – может. И потом те, кто торопил вас, говоря «Подписывайте. Там всё в порядке», придут с требованиями и угрозами, и вы прозреете, но с опозданием. Примеров – пруд пруди. И всё это – насмешка зрячих над слепыми. Всё это, если хотите, эпизод из фильма «Брат–2». «Мы, русские, в Нью-Йорке друг друга не обманываем», – говорит главному герою дядя, сдавая якобы исправный автомобиль в аренду. Автомобиль безнадежно поломается через несколько десятков километров.

Зрячие врачи могут долго лечить слепого больного, если в их интересах не его здоровье, а его длительная зависимость от дорогих процедур. Зрячие политики могут что хочешь обещать слепому электорату и потом до коликов в животе хохотать, празднуя победу на выборах. Зрячие труженики СМИ могут не прятать натренированный взгляд от экрана и говорить на «черное» – «белое» и на «белое» – «черное». Профессии, живущие обманом, измеряются числами с несколькими нулями. Да и вся хваленая демократия западного образца на наших глазах из подобия Рая как-то стремительно превратилась в некое «Шоу слепых на полосе препятствий», где зрячие зрители на трибунах ухохатываются, наблюдая за смешными падениями тех, кого они обманули.

Обманутые девушки на всех языках и во все времена говорят обманщику примерно одно и то же. Они укоряют: «Но ведь вы же говорили, что любите меня». «Ну, говорил, – отвечает тот. – Мало ли что в известные минуты мужчина говорит. Вы свободны, крошка». «Ведь вы говорили, что война скоро закончится и что я или моя семья получим большую компенсацию, если буду ранен или убит», – говорит одноногий или одноглазый солдат, чудом уцелевший в мясорубке. «Говорил, – отвечает чиновник или военный туз. – Но война затянулась, и бюджет пуст, и нужно подождать. И вообще иди отсюда пока цел и радуйся, что живым остался!» «Вы ведь знали то, чего я не знаю, однако толкнули меня на скользкий путь и теперь не хотите помочь», – на разные голоса кричат упавшие в яму слепые. «Да, знал. Ну и что? Не я такой – жизнь такая. Надо было быть умнее и осторожнее», – отвечает сверху, с края ямы голос зрячего человека, в чье темя уже, быть может, нацелилась молния возмездия.

Стоит также сказать, что, если вы узнали себя в образе обманутых, не спешите себя жалеть. Дело в том, что заповеди универсальны. Они обращены ко всем, и тот, кто слеп в чем-то, обязательно зряч в другом. Торговца могут обмануть с налогами, но сам торговец может обмануть покупателя с весом и качеством товара. Продавец тканей обманул закройщика. А закройщик отыгрался на клиенте. Девушка может быть обманута мужчиной, но и мужчина может быть обманут девушкой или женщиной. Слепые и зрячие постоянно меняются местами, и весь мир предстает опутанным сетями взаимного корыстного обмана. Вот почему нужно изучать заповеди и смотреть на себя и на ближних в их свете. Иначе слишком легко будет приписать себе кристальную честность, а своим недругам – черное коварство. Уверяю вас, это будет ложная и далекая от истины картина мира. Каждому из нас нужна глазная мазь, чтобы помазать очи и видеть (см.: Откр. 3: 18).

Возвращаясь от сурдоперевода и звуковых сигналов на дорожных переходах к глубине реальности, скажем, что обман незрячих, насмешка над чужим невежеством и его корыстное использование – это тотальное явление нашей цивилизации. Это явление стоит распознавать и выводить на свет Божиих слов, чем истребляется всякая неправда и тонкое обольщение. Тяжесть же греха насмешки над беззащитностью слепого (неведающего) такова, что в одном из мест Писание прямо угрожает за это грешнику проклятием. Это было после перехода евреев через Иордан. Тогда Израиль был разделен на две части, чтобы произнести с вершин двух гор благословения и проклятия. Среди проклятий было такое: «Проклят, кто слепого сбивает с пути!» Как и в прежних случаях, в ответ на это слово весь народ ответствовал «Аминь!» (Втор. 27: 18).

 

Протоиерей Андрей Ткачев

21 августа 2014 года

 

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/73077.htm

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Комментарии

29.08.2014 - 12:27 :

Спаси Господи, о. Андрей.
Воистину, мы живем в таком мире. Именно поэтому Суд Божий к христианам более строг (знали и не исполнили). Хотя бы нам научиться жить по правде Божией, прежде чем это требовать от других.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+