14.01.2013 18:26:39
Виктор Саулкин
Памяти монахини Адрианы (Малышевой)
4 февраля отошла ко Господу монахиня Адриана, в миру Наталья Владимировна Малышева. Передачи, в которых матушка Адриана беседовала с корреспондентом радио «Радонеж» Тамарой Москвичевой вошли в золотой фонд нашей радиостанции. Для тех, кто не слушает радио «Радонеж», мне хотелось бы, хотя бы немного, рассказать о монахине Адриане и попросить молитв читателей «Русской народной линии» о новопреставленной монахине Адриане.
В храме св. Николая в Звонарях на подворье Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря в Москве 6 февраля состоялось отпевание монахини Адрианы (Малышевой). Совсем недавно мы поздравляли матушку Адриану с 90-летием. И с 70-летием разгрома немецко-фашистских войск в битве под Москвой. 16 октября 1941-го года в Москве началась паника. Германские войска успешно начали операцию «Тайфун», которая должна была завершиться падением Москвы. Удар немецких танковых клиньев был сокрушительным. Под Вязьмой произошла настоящая катастрофа – попали в окружение армии Центрального и Западного фронтов. Путь на Москву был открыт и танковые группы Гота и Гудериана ринулись к беззащитной столице. Часть партийного начальства бросилась бежать из Москвы, рабочие переворачивали их машины, в учреждениях рвали документы и белые листы, вылетая из окон, падали на тротуары, в некоторых районах города открывали настежь двери магазинов, чтобы люди разбирая продукты – казалось со дня на день враг войдет в город. И в этот день, когда охваченные паникой люди считали, что падение столицы неизбежно, 20-летняя студентка Московского авиастроительного института Наталья Малышева пришла в военкомат, чтобы записаться добровольцем в московскую дивизию народного ополчения. В ополчение в те дни записывались москвичи от 16 до 60 лет. Московский авиастроительный институт в это время эвакуировали в Алма-Ату. Матушка Адриана вспоминала: «Тело мое противилось, оно мне говорило – в Алма-Ате тепло, солнечно, безопасно. А душа говорила – надо защищать Москву, защищать Родину». Матушка благодарила Бога за то, что укрепил ее в решении именно в те, самые тяжелые и страшные для Родины дни, встать в ряды защитников Москвы.
Дивизия вошла в состав 16-й армии под командованием Константина Константиновича Рокоссовского. В тяжелейших боях под Москвой из дивизии, в которой сражалась Наталья Малышева, мало кто остался в живых. Бои были ожесточенные и кровопролитные. Но враг был остановлен у стен столицы, а затем последовал первый во Второй Мировой войне разгром непобедимых германских войск. Наталья Малышева прошла всю войну в войсках маршала Рокоссовского. О Константине Константиновиче Рокоссовском отзывалась всегда с восхищением, особенно подчеркивая замечательные человеческие качества великого полководца: глубочайшую порядочность, деликатность, внимание к людям. Но с таким же огромным уважением матушка относилась и к Георгию Константиновичу Жукову. В одной из наших передач матушка сказала: «Были два настоящих рыцаря – Рокоссовский и Жуков. Великие полководцы. Не случайно один из них командовал парадом, а второй принимал парад Победы».
С первых дней будущая монахиня Адриана воевала в составе разведывательно-диверсионных групп. Разведчица Наталья Малышева ходила в глубокие рейды в тыл врага, выполняла самые опасные задания. Боевая работа разведывательно-диверсионных групп одна из самых тяжелых и опасных на войне. Но самыми тяжелыми и кровопролитными боями, в которых пришлось участвовать за всю войну, матушка Адриана считала бои в Сталинграде. Закончила войну Наталья Малышева гвардии капитаном, была награждена многими боевыми орденами и медалями. В 1949 Наталья Малышева вернулась в родной МАИ. Окончила с отличием и стала инженером-конструктором ракетных двигателей, проработав всю жизнь в космической промышленности. Работала вместе с выдающимися ученными, благодаря которым Юрий Гагарин первым полетел в Космос, а сегодня Ракетные Войска Стратегического Назначения не позволяют устанавливать в России демократию, таким же способом, как в Сербии, в Ираке и Ливии. Монахиня Адриана с огромной теплотой и благодарностью всегда вспоминала Сергея Павловича Королева и своего непосредственного начальника Алексея Михайловича Исаева. Трудились эти великие ученые и все их сотрудники с величайшей самоотверженностью, не считаясь со временем.
В раннем детстве Наталья Малышева часто бывала в Страстном монастыре, прикладывалась к вырезанному из дерева Распятию Спасителя. Очень подвижный и живой ребенок с трепетом и особым благоговением замирал у Креста Господня. Через много десятилетий она узнает это Распятие в храме Знамения Пресвятой Богородицы, что в Переяславской слободе. Иногда они с мамой оставались ночевать в Страстном монастыре. Причащалась Святых Христовых Таин. Матушка помнила монахинь Страстного монастыря, которые с теплой заботой и вниманием относились к детям. Особенно запомнила тот благоговейный трепет, с которым маленьким ребенком припадала к ногам Спасителя на Распятии. Но затем, как большинство из ее сверстников, отошла от Церкви. Хорошо училась, изучала немецкий и испанский языки. И, как многие, готовилась в случае войны защищать Родину: занималась спортом, училась стрелять, прыгала с парашютом, окончила курсы медсестер. В 1941 году Наталья Малышева была комсомолкой и о Боге не вспоминала. Хотя ни в школе, ни в институте никогда не участвовала ни в каких антирелигиозных вечерах, на которых комсомольцы разоблачали «религиозные суеверия». Сказывались светлые впечатления детства, любовь и уважение к матери. Мать матушки Адрианы и в годы «безбожных пятилеток» продолжала оставаться глубоко верующим человеком. Лишь через много лет матушка Адриана поймет, что много раз чудом оставалась жива, потому что о ней молились. Однажды во время тяжелейших боев на берегу Волги Наталью Малышеву оглушило взрывом. Когда пришла в сознание, то обнаружила себя привязанной к доске, течение отнесло ее довольно далеко по реке. Почти все бойцы, защищавшие тогда этот участок волжского берега, погибли. Кто-то из них, сам погибая под шкальным огнем, все же сумел спасти оглушенную взрывом девушку. Матушка Адриана помнила слова своего первого командира, Героя Советского Союза Николая Михайловича Берендеева, сказанные молодым разведчицам: «Теперь вы одна семья до самой победы. Каждый из вас должен запомнить главное: никогда, ни при каких обстоятельствах не оставлять своего товарища в беде. Закон фронтовой жизни непреложен: сам погибни, но друга спаси». И молодая разведчица не раз, рискуя жизнью, спасала своих боевых товарищей. Матушка Адриана, вспоминая Берендеева говорила: «Этот простой русский человек терпеливо объяснял и неукоснительно требовал от нас соблюдения нравственных норм, благородства, уважения друг к другу, скромности. Теперь я убеждена, что в глубине души он был верующим, православным человеком».
После войны мама рассказала Наталье Малышевой, что в роду отца многие поколения мужчин был священниками или русскими офицерами. Передала дочери семейную реликвию – «царское серебро». Прадед матушки Адрианы протоиерей Павел, настоятель Успенского собора в Курской епархии получил в честь коронации Императора Николая II ценный подарок – столовое серебро, которым очень дорожил, и торжественно передал его своему сыну – отцу Петру, деду матушки. Реликвию должны были передать старшему сыну в роду, который примет священный сан. Но отец матушки Адрианы не решился стать священником, казалось, традиция прервалась. Мама сказала вернувшейся с войны Наталье Малышевой: «Ты по своей воле послужила Отчизне, и эта жертва была угодна Господу - Он сохранил тебе жизнь. Дед твой поступил бы также, ты по праву должна принять и хранить царский дар».
В 1945 году Наталья Малышева в Германии, в районе Потсдама, удивилась, увидев в пригороде не кирху и не костел, а русский православный храм. Когда зашла в церковь, то ее душу охватил благоговейный трепет. Но все же, после войны Наталья Владимировна Малышева еще долго была далека от Церкви. Пока не узнала, что Сережа, сын ее фронтового товарища, который к тому времени ушел из жизни, принял монашеский постриг. Это было в год Тысячелетия Крещения Руси. Приехав с матерью молодого монаха в деревню под Угличем, она увидела Сергея, которого знала с детских лет, в избушке у огромного храма. Молодой человек закончил Ленинградский университет, оставил уютную квартиру, престижную работу, благоустроенную жизнь, чтобы служить Богу. Матушка говорила: «У него в доме все было очень скромно, даже убого. А у меня в душе поднялась волна такого восторга, что я неожиданно для себя воскликнула: "Господи, дай мне такую же веру, как у него!"»
Скоро известный конструктор ракетных двигателей, а Наталью Владимировну даже выдвигали депутатом Верховного Совета, также оставит свою работу и все силы отдаст восстановлению православного храма. На Пюхтицком подворье монахиня Адриана пребывала с первых дней его основания, с 1994 года.
Все, кто знал монахиню Адриану, навсегда запомнили голубые светлые глаза матушки – они по настоящему сияли, светились мудростью и необыкновенной добротой. Матушка была очень радостным, живым человеком. Она говорила: «У меня три самых огромных любви в жизни: прежде всего любовь ко Господу, любовь к нашему Отечеству - России, и любовь к нашей Русской Армии». Судя по всему, у матушки всегда был неунывающий и очень живой характер. Однажды разведгруппе пришлось несколько дней лежать в снегу под носом у немцев. Давно закончился сухпаек, разведчики теряли последние силы, но главное было не обнаружить себя и выполнить задание. И тогда Наталья Малышева достала последний ломоть сухаря из черного хлеба и, разделив его на 6 маленьких кусочков, сказала: «Ребята! Это непростой хлеб. Он пропитан особым витаминным составом. Мне его дали на самый крайний случай. Но его нельзя жевать, а надо держать во рту, пока не растает». После того, как разведчики вкусили по крошечному кусочку особого витаминного хлеба, у всех как будто прибавились силы, боевую задачу выполнили успешно. Хотя все понимали, что это был самый обыкновенный сухарь. После войны, собираясь вместе, боевые друзья смеялись, вспоминая, как Наталья Малышева спасла всю разведгруппу своим волшебным «витаминным хлебом».
В одной из передач «Улица моей судьбы» ведущий, актер Александр Дедюшко, беседовал с офицером спецназа, Героем России. В беседе довольно молодой полковник вспоминал, как в одной из боевых операций в горах Кавказа его группа оказалась в тяжелейшей ситуации, на заснеженном перевале, давно закончился сухой паек, на пределе был боезапас, замерзшие бойцы полностью выбились из сил, положение казалось безвыходным. И тогда он рассказал бойцам о том, как в такой же ситуации во время Великой Отечественной войны, молодая девчушка-разведчица ободряла своих боевых товарищей, не теряя присутствия духа. Спецназовцы собрались с силами и сумели, преодолев казавшийся непроходимым горный перевал, выполнить боевую задачу. В это время ведущие объявили, что эта девушка-разведчица находится в зале. Маленькая монахиня с удивительно добрым и светлым лицом вышла в зал и подарила офицеру иконки прп. Сергия Радонежского и Пресвятой Богородицы. Ведущие спросили матушку: «А Вы бы с Сергеем пошли в разведку?» – «Надо посмотреть» – серьезно ответила монахиня Адриана и, внимательно вглядевшись в лицо молодого полковника, твердо сказала: «С Сереженькой бы пошла. У него глаза добрые». Видно было, как был глубоко растроган, этими словами боевой офицер спецназа, Герой России, награжденный орденами Мужества. Для Сергея эти слова были не менее дороги, чем правительственные награды.
Матушка Адриана раскрыла секрет Великой Победы. «У него глаза добрые». На отпевании матушки сын ее однополчанина, к которому она в 1988 году приехала в деревню под Угличем, ныне седобородый архимандрит, рассказал о том, какая теплая дружба связывала разведчиков, боевых товарищей после войны: «Кто-то стал конструктором, кто-то инженером, врачом. Они продолжали хранить крепкую дружбу. Их всех объединяло одно – они очень любили Родину».
Монахиня Адриана помнила всех своих фронтовых друзей, «дорогих моих разведчиков», как она всегда говорила. И особенно усердно молилась о тех своих боевых товарищах, кто не дожил до Победы. С особым чувством называла их имена. Верила, что Господь не оставит воинов, отдавших свою жизнь за Отечество, Своей милостью. Очень переживала о том, что происходит в стране и желала, чтобы мы сохранили для детей и внуков настоящую правду о Великой Отечественной войне. Во время последней беседы, матушка Адриана мне сказала: «Витя, что же они сегодня снимают и пишут о войне. Это все неправда. Конечно, всякое на войне было, разные люди встречались. Но все было не так, как они стараются представить. Мы все очень любили Родину и готовы были за нее умереть. Это было самым главным». И в этих словах монахини Адрианы раскрывается великая и настоящая правда о Великой Отечественной войне. Победили именно такие люди, как матушка Адриана – необыкновенно чистые, самоотверженные. Люди с добрыми глазами. Победили потому, что очень любили. Любили Родину, любили свой народ. Они много возлюбили. И не может Господь не принять в Свои объятия такие самоотверженные души воинов, которые сознательно готовы были отдать жизнь «за други своя». «Нет больше той любви» – сказано в Евангелии.
В эти дни я вспомнил еще одну юную девушку, которая также, как и Наталья Малышева, пошла добровольцем на фронт грозной осенью 1941-го года. Она тоже была внучкой священника – Зоя Космодемьянская. Как же старались разные подлые и мелкие люди очернить и поставить под сомнение подвиг Зои! Но им это никогда не удастся. Гегель сказал: «Для лакея не существует Героя не потому, что Герой не является Героем, но потому, что лакей является лакеем». Мне подумалось, что если бы комсомолка Зоя Космодемьянская осталась жива на этой войне, то она бы, возможно, стала монахиней. Самоотверженная любовь и чистота сердца всегда приводят человека к Богу.
Жизнь монахини Адрианы Малышевой – ответ всем «церковным власовцам», которые высокомерно рассуждают о неверующих в Бога комсомольцах, что сражались в Великой Отечественной войне, подгоняемые комиссарами и пулеметами заградотрядов. Как любят они постоянно с нескрываемым злорадством повторять о том, что Русского народа нет - «остался совок». Гвардии капитан Наталья Малышева, которая самоотверженно воевала, защищая Родину, также самоотверженно, по 15-17 часов, не считаясь со временем, работала над русским прорывом в Космос, а затем все силы и всю свою жизнь полностью посвятила Богу – это и есть великий Русский народ. Был необычайно трагический период Русской истории в ХХ веке. Но не было «черной дыры». И маленькая девочка, что с умилением припадала к ногам Спасителя на Распятии в Страстном монастыре, прожив героическую и достойную жизнь, вернулась ко Господу и вновь припала ко Кресту Спасителя. И отойдя из этой временной жизни в жизнь Вечную, к Самому Источнику Любви, матушка Адриана продолжит молиться о тех, кого любила всем сердцем: о своем земном Отечестве – России, о русских людях и Русской Армии. А мы все должны передать своим детям и внукам правду о великом поколении Победителей: «Они все очень любили Родину». И у них были добрые глаза. Такие светлые, добрые и мудрые глаза, как у нашей дорогой матушки Адрианы.
Царствие Небесное и Вечная память новопреставленной монахине Адриане!
Виктор Саулкин, обозреватель радио «Радонеж»
http://ruskline.ru/news_rl/2012/02/14/oni_ochen_lyubili_rodinu/
Добавить комментарий