06.04.2015 06:36:55
Послушал сообщение украинского православного канала о праздновании юбилея Т.Г. Шевченко и вдруг резануло слух — «пророк». Несколько раз вернулся к этому месту, чтобы проверить — не послышалось? Так точно, Шевченко — пророк, гласит сообщение, подтвержденное записью: духовенство академічного храму святих Кирила і Мефодія Української богословської академії Карпатського університету відслужило заупокійну Літію за великим Кобзарем і пророком української нації. Это оговорка? Вряд ли… Что такое пророк? Как гласит Библейская энциклопедия под реакцией архимандрита Никифора (Москва, 1901), Под словом «пророк» разумеется, во-первых, человек, предсказывающий будущее, во-вторых, лица, возвещающие людям слово назидания, увещания и утешения, по особому внушению Св. Духа.
Тяжело слышать такое из источников, связанных с канонической Церковью в это трудное для Церкви Украины время. Конечно, слово «пророк» можно использовать и иносказательно, в виде метафоры, что часто и делается, особенно в то время, когда мы нередко используем термины, забывая их первоначальное значение, но называть поэта пророком в Церкви — значит претендовать на что-то, но на что? На грядущую неофициальную канонизацию? На то, что культ личности этого человека вошел в Церковь?
Можно принимать или не принимать, соглашаться или не соглашаться «Шевченкопочитанием», насаждавшимся советской властью, можно любить его произведения, можно не любить, но введение в церковный обиход Шевченко как «пророка», честно говоря, настораживает. Отставив эмоции, стоит обратить внимание что «канонизируя» того или иного человека, пусть даже неофициально, Церковь косвенно поднимает статус и его творений, а тут стоит над чем подумать. Тарас Григорьевич — фигура весьма противоречивая и неоднозначная. В его лице мы видим и талантливого украинского хлопця, и богохульника, и толкователя псалмов. И украинского поэта, и «москальского», так как писал он в основном по-русски, а прожил до самой смерти в Санкт-Петербурге.
Не мое дело оценивать достоинства Шевченко, хотя, надо сказать, Тарас гостил в доме моего украинского пра-прадеда, но семейное предание оставило о нем скупые сведения, кроме того, что Кобзарь агитировал за революцию. Об этой личности и его роли биографы будут спорить до скончания века. Произведения и жизнь настолько противоречивы и раздвоены, что, несмотря на неофициальную канонизацию в пророческом чине, великий Кобзарь занимает почетное место в списке великих людей-атеистов, чем и заслужил всемерное уважение со стороны советской власти, учредившей его культ. Его стих «Бога нет на небе!», и другие свидетельства, не дают права оспаривать то, что подтверждено произведениями. Честно говоря, мне бы не просто хотелось копаться в грязи: кто хочет, может сам поискать убедительные доказательства, а эта короткая реплика не есть статья по литературной критике.
Проблема не в атеизме Шевченко, а в его неофициальной канонизации и замысловатом церковном культе, обороты которого нарастают с каждым годом. Уже появились портреты в иконописном стиле, поклонение памятникам и мощам в могиле на Чернечьей горе, крестные ходы с портретом — то есть налицо появление феномена церковного культа человека, открыто считавшего себя атеистом. Этот феномен, безусловно, стоит осмыслить, и в прервую очередь, нам, украинцам, чтобы не впасть в ересть под названием φυλετισμός, которая часто оказывалась в церковной жизни источником зла. Глава УГКЦ, Шевчук, уже дошел до того, что призывает дух Шевченко: «Молимся… чтобы в эту поминальную субботу… помянуть нашего Тараса, которого мы называем пророком Украинского народа, для того чтобы здесь набраться его мудрости, его силы, его духа. Мы сегодня пришли в это паломничество для того чтобы завершить этот юбилейный год празднования двухсотлетия со дня его рождения». Интересно, а что, Его высокопреосвященство блаженнейший Святослав и глава УГКЦ не учился, как мы все, в советской школе? Он не знает, что писал Тарас Григорьевич про ксендзов? Это безумие происходит в тот момент, когда правильные украинцы убивают неправильных, как в стихах у самого «пророка:
Вот какой творился ужас
В Украине, боже!
Хуже ада… А за что же
Гибли там, за что же?
Той же крови те же дети, — Жить бы им счастливо,
Нет же, надо им разлада,
Надо им разрыва!
(Из поэмы „Гайдамаки“)
В упомянутом выше библейском словаре есть определение лжепророка. Лжепророк — это человек, который, не будучи призван и послан Богом, пророчествует по своему измышлению ко вреду ближних, совращая их с пути истины. По этому определению всякий активный проповедник атеизма является лжепророком, в то время как тот, кто „рече в сердце своем несть Бог“ (Пс. 13, 1) — всего лишь только безумен, что безусловно лучше, так как с безумного — меньше спрос.
Может быть, не стоит соревноваться с раскольниками в их заблуждениях? Может быть, все-таки, сначала Слава Богу, а только потом — «слава Украине»?
Прот. Максим Обухов
Комментарии
07.04.2015 - 11:26 Маленькое уточнение -:
Маленькое уточнение - вышеуказанное учебное заведение "академічний храм святих Кирила і Мефодія Української богословської академії Карпатського університету" не имеет отношения к Украинской Православной Церкви. Сама академия относится к министерству освиты, а ее ректор архимандрит Виктор Бедь - заштатный клирик Элладской Православной Церкви. смотри http://uuba.org.ua/novini/novini-akademii/1233-uuba-kau-prodovzhuie-svoi.... Поэтому хочу успокоить автора и всех небезразличных к украинскому православию читателей, что " слышать такое из источников, связанных с канонической Церковью (Украины)" просто невозможно.
И еще просьба к редакторам сайта Radonezh.ru, в такое сложное для вселенского православия время, проверяйте подобную информацию при перепечатке для того, чтобы не смущать понапрасну читательскую аудиторию и не создавать ложных представлений о православии на Украине.
Добавить комментарий