Перейти к основному содержанию

05:44 19.11.2019

БОЖИЙ СУД

14.01.2013 18:31:08

Атеисты и правозащитники, ссылаясь на закрепленный в Конституции светский характер государства, потребовали изъять из гимна России упоминание бога.

Конституционному суду России предстоит рассмотреть вопрос, касающийся не столько буквы, сколько духа Основного закона. Речь и вправду идет о духовном: атеисты и правозащитники, ссылаясь на закрепленный в Конституции светский характер государства, потребовали изъять из гимна России упоминание бога. Причем останавливаться на гимне в своем "богоборчестве" они не собираются и призывают убрать религиозные символы еще и с российского герба. Cвои доводы на страницах "Итогов" отстаивают "истец" и "ответчик": председатель Атеистического общества Москвы Александр Никонов и авторитетный православный публицист диакон Андрей Кураев.

***

Дмитрий Серков

Атеист Александр Никонов: "Религиозные вещи должны оставаться вне государственной символики"

- Александр Петрович, так что же вам не понравилось в тексте государственного гимна?

- Мы считаем, что строка "хранимая Богом родная Земля" полностью противоречит статье Конституции о светском характере государства и ущемляет права атеистов. В статье 14 Конституции РФ черным по белому написано: "Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом". Тем более странно, что имя бога произносится в государственном гимне, который должны почитать все граждане России.

- Минуточку, но если вы не верите в бога, то почему вас задевает упоминание "несуществующего объекта"?

- В Атеистическое общество Москвы входят люди, которые, конечно же, не верят в бога. Но утверждение о том, что бог хранит нашу Землю, а значит, существует, не только противоречит нашему миропониманию, но и нарушает наши права. По моему мнению, если в Конституции прописано, что государство является светским, то всякие религиозные вещи должны оставаться вне государственной символики и документов. Светское государство должно воздерживаться от всякого рода религиозных споров и ни в коем случае не занимать одну из сторон, то есть соблюдать нейтралитет в вопросе существования или отсутствия бога. Кстати, было бы также неправильно, если бы в гимне присутствовали слова, что бога нет или что народ в него не верит. Подчеркиваю: в первую очередь мы должны соблюдать законодательство. Не надо относить наши претензии к серии бредовых. История знает множество прекрасных примеров, когда усилиями атеистов влияние церкви на жизнь государства ограничивалось. Например, в начале XX века во Франции из судов, школ и других общественных учреждений была удалена вся католическая символика. А совсем недавно, в сентябре этого года, возник замечательный судебный прецедент в США, где благодаря усилиям атеиста Майкла Ньюдоу федеральный суд признал неконституционными слова "Клятвы верности флагу", которую американские школьники произносят каждый день перед началом занятий. Там присутствовали слова "перед богом", которые, по мнению господина Ньюдоу, противоречили праву ребенка на непризнание существования бога. Наш американский коллега боролся три года в суде и добился своего, а чем мы хуже?

- Ваша программа ограничивается внесением поправок в главную песню страны?

- Конечно же, иск по поводу неконституционности слов в гимне - это только первый удар по тем, кто пытается внедрить церковную идеологию в общественную жизнь. Мы также выступаем против преподавания в школах в обязательном порядке и за государственный счет Закона божьего. Мы против того, чтобы Русская православная церковь получала финансовую помощь от государства в форме разного рода дарений. Протестуем, когда государственное имущество передается церковным организациям в бессрочное пользование. Нам не нравится административное притеснение организаций, которые пришлись не по вкусу православным чиновникам. Кстати, нашему обществу до сих пор отказывают в регистрации на территории Москвы. Наше противостояние сращиванию церкви и государства только начинается. Следующим шагом будет иск в отношении основной государственной символики, которая содержит в себе религиозные моменты. Например, в гербе Российской Федерации присутствуют христианские кресты на трех коронах и державе. Плюс к этому на переднем плане расположена иконка с Георгием Победоносцем. Это православно-монархические символы, которые были убраны с герба после Февральской революции 1917 года. Оставался только двуглавый орел. В начале 90-х, когда российские власти восстанавливали государственные символы, были предложения уйти от православно-монархических знаков. И потому я считаю, что в вопросе с гербом у нас наиболее сильные позиции, если мы начнем оспаривать конституционность государственных символов в суде. Если гимн вы можете не петь и не слушать, то герб изображен на паспорте, который по административному праву вы должны всегда иметь при себе.

- Вы собираетесь вести борьбу только в судах или намерены выйти на улицы?

- Мы будем действовать в рамках закона. Рассчитываем привлечь все допустимые законом средства и возможности: пикеты, суды, сбор подписей. Планируем организовывать научно-общественные конференции антирелигиозного характера.

- Какова основная цель вашей кампании?

- Атеисты Москвы прежде всего хотят, чтобы соблюдалась Конституция РФ. В данном контексте мы считаем, что наши интересы совпадают с интересами широких слоев населения, которые не придерживаются православной веры, не поддерживают взгляды РПЦ. Мы за прекращение духовного прессинга со стороны властей. В какого бога верит президент страны - это его личное дело, и не надо сообщать об этом с экранов телевизоров, лишний раз тем самым пропагандируя христианство.

- Каким вы видите свое атеистическое будущее?

- В идеале я хотел бы жить не в средневековом, а в атеистическом обществе, в котором не найдется места для религии. Но я прекрасно понимаю, что моя картина будущего пока утопична. Поэтому программа минимум - церковь должна быть реально отделена от государства. Если люди хотят верить в бога, они придут в церковь без напоминания. А сейчас получилось так, что людей просто-напросто перегнали из одного идеологического загона в другой. Зачем? Наверное, для того чтобы было легче управлять.

***

Константин Волков

Диакон Андрей Кураев: "Атеизм как таковой - это просто отрицание чужой святыни"

- Отец Андрей, что вы думаете о скандале вокруг российского гимна?

- Это совершенно нормальная правовая коллизия. Люди, считающие себя атеистами, сочли, что их права ущемлены тем, что в государственном гимне употребляется слово "Бог". И если говорить об их обращении в Конституционный суд, то они просто реализуют свое право. Ничего скандального в этом нет. Я не собираюсь давать правовую оценку этой ситуации, то есть правомерно или нет употребление этого термина с точки зрения законодательства Российской Федерации, потому что это уже компетенция Конституционного суда. Я могу говорить только с точки зрения психологической и нравственной. Во-первых, надо понять, что со словом "Бог" у разных людей связаны различные ассоциации. Для атеистов это синоним слова "пустота" - того, чего нет. Напротив, для верующих граждан РФ, и не только православных, это слово предельно дорогое. Поэтому надо подумать и о том, как будут затронуты чувства и убеждения верующих россиян, если пройдет такая реформация государственного гимна. Кроме того, атеисты - в лице господина Никонова и иже с ним - считают себя людьми демократического склада, поскольку они написали свой иск в категориях демократической и правозащитной идеологии. Если это так, то, думаю, им стоило бы проявить свойственную демократическому сознанию толерантность, понимание чувств других людей и умение терпеть это разнообразие. И необходимо помнить: атеизм и религия онтологически, нравственно неравноценны. Атеизм как таковой - это просто отрицание чужой святыни. Вот эти два постулата, отрицание чужой святыни и исповедование и защита своей святыни, никак не могут стоять на одном нравственном уровне.

- Но у атеистов другой взгляд, они утверждают, что происходит сращивание церкви и государства, и хотят воспрепятствовать этому процессу...

- Тезис о сращивании является не правовым, а оценочным - это их мнение. И у них есть право так считать. Но если бы мы с ними встретились не в суде, а на какой-нибудь научной конференции, то я попросил бы вначале определиться с терминами. Первое: что такое "сращивание церкви с государством"? И я думаю, что если мы изначально четко определимся с понятиями и скажем, какие признаки делают светское государство светским, а потом посмотрим на реальную жизнь в России, то никаких оснований говорить о сращивании не найдется. Нет основания считать, что церковь участвует в назначении или отстранении чиновников или влияет на работу Госдумы и так далее. И тем более нет повода говорить, что в нашей стране люди поощряются или наказуются за то или иное отношение к религии. В европейских странах, будь то Германия, Швейцария, Англия, Греция, гораздо более тесное взаимодействие между традиционными церквами и государственной властью. И в законодательстве многих европейских стран есть понятия "государственная религия" и "традиционная религия". При этом надо помнить, что словосочетание "государственная религия" ни в одном из этих случаев сегодня не значит "обязательная для всех религия". Но любое демократическое государство должно уважать интересы большинства своего населения.

- К вопросу о большинстве. По мнению атеистов, треть страны сегодня остается неверующей. Именно неверующей, я не говорю о принадлежности к той или иной конфессии. Вы согласны с такой оценкой?

- Не согласен. Я уже говорил, что атеистов в России почти не осталось. Атеиста сегодня надо заносить в Красную книгу как существо, достойное заботы и охраны. Да, можно сказать, что 70 процентов населения причисляют себя на культурном уровне к православным, 20 процентов отождествляют себя с исламом. Но в реальности есть самая массовая религия современности - оккультизм. И если поговорить с человеком, утверждающим, что он не православный и не мусульманин, что в Бога он не верит, то выяснится - в большинстве случаев какие-то верования и даже религиозная практика в его жизни присутствуют. Пусть это будет интерес к гороскопам, обращение к целителям. Такая бытовая низовая магическая религиозность является вездесущей. И поэтому людей, которые прожили бы свою жизнь не только без оглядки на Библию или Коран, но и без учета популярных магических телепередач и советов, в том числе астрологических, чрезвычайно мало.

- Но многим не нравится, что первое лицо государства стоит со свечкой в храме по большим праздникам...

- Президент как частное лицо имеет право - как и любой гражданин России - исповедовать те или иные мировоззренческие принципы, в том числе и религиозные. Вопрос другой: можно ли сказать, что он из частной жизни переносит эти принципы в жизнь как президент? Напомню, как, например, проходила вторая инаугурация президента Путина. Не было никакой специальной религиозной темы, но когда официальная церемония кончилась, президент прошел в собор, патриарх встретил его и отслужил молебен. Уже за рамками официальной инаугурации человек в этот важный день пошел и частным образом помолился. Это было сделано тактично. Естественно, можно сказать, что Путин уделяет больше внимания проблемам православной, мусульманской или иудейской общин России, нежели новоявленному клубу воинствующих атеистов. Что неудивительно, ведь деятельность этого клуба носит разрушительный характер, а его участники могут только критиковать чужие святыни, не будучи способными создать хоть что-то свое.

- Но у них есть пример: в штате Калифорния были признаны неконституционными слова "перед Богом" в клятве верности флагу...

- Это внутреннее дело США. Россия как суверенное государство не обязано учитывать в своей практике, в том числе судебной, решение региональных судов Америки. Я же с нетерпением жду, когда они уберут со своих долларов надпись: "В Бога мы веруем". Вот если это будет сделано, тогда действительно серьезно можно говорить о том, что США не на словах, а на деле идут путем, указанным господином Никоновым.

- И все-таки, необходимо ли упоминать Бога в гимне?

- Естественно, мы не считаем это необходимым, у нас церковь не настолько срослась с государством, чтобы диктовать, что именно мы считаем необходимым упоминать в гимне страны. Но такое упоминание нас радует, это было для нас приятной неожиданностью.

 

Авторы указаны в тексте

Итоги, N 47, 21.11.2005, с. 20-22

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+