Перейти к основному содержанию

08:51 18.09.2019

"Все наши споры мы сможем, тем не менее, разрешить потом, если у нас будет это "потом" (писатель Елена Чудинова)

14.01.2013 23:55:34

Евгений Никифоров: Я рад приветствовать в нашей студии писательницу Елену Чудинову. Поводом для нашей встречи явился роман, который я держу в руках, с провокационным и страшным названием "Мечеть Парижской Богоматери".

Какие-то несопоставимые слова, которые интригуют... На последней стороне обложки есть аннотация, о чем собственно книга. Я приведу ее, чтобы нашим слушателям было понятно, что мы будем обсуждать.

Итак, Евросоюз в одно прекрасное утро объявляет ислам государственной религией. Собор Парижской Богоматери превращается в кафедральную мечеть (как некогда это, собственно, и случилось со Святой Софией в Константинополе). Старые европейцы сосланы в гетто, их дочери растасканы по гаремам (публичным домам). Католическая церковь уходит в катакомбы, как во времена гонений на первых христиан. Лишь горстка подпольщиков еще ведет борьбу... Елена, ну, не слишком ли это?.

 

Елена Чудинова: Я бы сказала, этого даже недостаточно. Дело в том, что в работе над этой книгой я применила прием, в общем-то, не считающийся хорошим тоном в беллетристике. А именно: я ввела невероятное количество постраничных примечаний. У меня одна страница разделена на две части, чуть ли не через страницу. Идет текст - фантазия, фантастика, что угодно - под ним тоненькая черта, примечание. И вот это примечание фактически "взламывает" эту черту изнутри, между реальностью и вымыслом. Я сидела несколько месяцев, копалась в новостных сводках, в лентах информационных агентств, и то, что я пишу, это практически не вымысел. Это всего лишь выявление существующего! Как то, например, что в Германии уже передаются под мечети храмы (правда, пока лютеранские). Но, понимаете, сначала лютеранские, потом - католические, и т.д. …  Процесс-то, как говорится, пошел!..

 

Е. Н. Да, процесс пошел, но ведь это связано с тем, что пустуют католические и лютеранские храмы в Германии, ведь их никто не захватывает?..

 

Елена Чудинова: Не совсем так. Тут мы упираемся еще в одну проблему - проблему католического традиционализма. Это то меньшинство, которое ближе к нам, невзирая на имеющиеся догматические различия, которое, тем не менее, придерживается святоотеческой Литургии. И один из моих главных героев, священник о. Лотар, относится как раз к традиционалистам. Так вот, у них народа достаточно, но им не дают просто так храмы! У них крупные спонсоры, например, Луи де Фюнес традиционалистскую семинарию спонсировал в свое время, но только спонсоры, богатые миряне, дают деньги. А чтобы католики-традиционалисты (все-таки близкие к нам традиционно), например, получили что-нибудь бесплатно от власти - нет! А мусульманам это дается!..

 

Е. Н. А почему Вы говорите о "мечети Парижской Богоматери"? Т.е., почему Вас беспокоит судьба христианства в Западной Европе, ведь мы и здесь, в России, сталкиваемся с исламской агрессией, с идеей "халифата от Черного моря до Белого моря"?.. Вы говорите, что "сидели на новостных линейках" - Вы занимались анализом отношений ислама и христианства применительно к России или все-таки, прежде всего, вас интересовала Западная Европа? Кратко: каков был повод к написанию романа?

 

Елена Чудинова: Повод? Не знаю!.. В какой-то момент, после просматривания всех новостей, нечто начало сгущаться в определенный поток. А потом просто возник такой образ: по Елисейским полям в Париже идет мальчишка лет 18-ти, одетый в паранджу, потому что он сейчас устроит диверсию (это самый такой безобидный способ пройти незамеченным), потому что он партизан. Я тогда еще этого не знала - я просто видела, что парень набросил на себя эту паранджу и идет с бомбой в кармане. А собственно из этой картинки все стало как-то разматываться, разматываться… Т.е. все началось с картинки Елисейских полей, по которой идут паранджи, сплошные паранджи…

 

Е. Н. То есть Ваш роман - это некий такой образ? Образ - всегда концентрированное выражение того, что происходит. Это Ваш анализ ситуации. В связи с этим, какой диагноз Вы ставите христианской цивилизации, западной, в частности?

 

Елена Чудинова: Западной цивилизации - значительно более пессимистичный, чем нашей. Именно поэтому, чтобы учиться на чужих ошибках, а не на своих, как это обычно в нашей русской манере, я и писала о Западе, потому что там заболевание зашло значительно дальше, нежели у нас. Я хочу предупредить! У нас, конечно, есть первые звоночки - все эти разрешения фотографироваться на паспорт в хиджабах, например… Ведь это, строго говоря, абсолютное безобразие: форма ушей – это орудие криминалиста. Почему они не должны (тем более что из них всякие шахидки часто выходят) предъявлять нам свою форму ушей? Почему они навязывают нам игру по своим правилам? Т.е., первые звонки есть… Но, как видите, у меня же там достаточно оптимистичные ноты: Россия все-таки осталась в балансе, осталась христианской… Мне так хотелось, мне очень хотелось, чтобы это было так! Но проигрыш Европы я считаю практически неизбежным!

 

Е. Н. С чем это связано? Вот, одним из основных событийных моментов в Вашем романе является захват ваххабитами Собора Парижской Богоматери. Это фантастический, конечно, сюжет, он не реализован, и я надеюсь, все-таки этого не произойдет в ближайшее время (на нашей исторической памяти, во всяком случае, будем надеяться!), но недавно произошел реальный захват Собора Парижской Богоматери - и не ваххабитами, а секс-меньшинствами! Читаю: "при этом были избиты священники и монахини, прислуживающие в соборе, а захватчики инсценировали венчание двух лесбиянок". Так, может быть, не в исламе дело, а в отпадении Европы от христианства?

 

Елена Чудинова: Я бы поставила эти события на одну и ту же доску, но, так сказать, лесбиянки менее страшны для цивилизации. Тоже, конечно, приятного мало, но они пока еще не носят пояса шахидок, не диктуют нам требования, не хотят устроить лесбиянской автономии с переходом в лесбиянское государство. На самом деле, в чем тут общее? Слабость! Слабость христианской цивилизации Запада! То, чего нам надо устрашиться.

Потому что когда человек начинает воспринимать Нотр-Дам как памятник архитектуры, он перестает быть готовым за этот памятник умереть. И он теряет все, в том числе, и памятник архитектуры. Какое зло вломится, это уже вопрос экологии: акула или гиена, это неважно. Почему в данный момент ислам так поднимает голову? Потому что христианство ослабело. Идет отпадение Европы от Христа, давно идет - более страшное, чем у нас, как это ни странно. Мы, конечно, претерпели определенный, всем известный, откат, но, в общем-то, душа наша оставалась христианкой тем не менее, говоря словами Блаженного Августина. Ну да, были мы в узилище, ну, подзабыли, как молиться - но это не самое страшное. Самое страшное, как на Западе: когда человек вроде бы и помнит, но, как принято было на II Ватиканском соборе: конечно, молиться надо, но уж устройте так, чтобы все это было покороче, чтобы священник не придирался, чтобы Церковь максимально шла навстречу… Страшно это разрушение общечеловеческой идеологии, вот эти гуманитарные ценности. Строго говоря, после убийства Тео Ван-Гога (это режиссер, который снял фильм о положении женщины в исламе), голландцы сами сказали себе: наша идеология рухнула, а как теперь жить? Мы не знаем! И, в общем-то, в романе это в определенном смысле Россия...

 

Е. Н. Ну, роман, это всегда притча,  тем более, жанр анти-утопии. Насколько, Вы считаете, реален для Европы сюжет, описанный в романе?..

 

Елена Чудинова: Возможны варианты, потому что там, в общем-то, прогнозируется, что просто чернь, которой везде открыты все ворота (из третьего мира, отовсюду - эта необразованная масса, не говорящая на европейских языках и не дающая себе труда им учиться), то, чем более цивилизованные, занимающие посты в обществе, богатые и образованные мусульмане манипулировали - этим потоком черни как неким подспорьем для того, чтобы продавливать некие свои прожекты, чтобы усиливать себя… И вот, по моему сценарию, просто в один прекрасный момент этот джинн из сказки вырвался из рук и просто они взяли власть на манер Талибана - по самому радикальному варианту. Могло бы быть иначе… Могло бы быть так, что Европа просто проснулась бы в одно утро мусульманской и не заметила этого, если бы исламские верхи немножко получше обуздывали исламские низы. Но какая в этом разница - и для Европы, и для нас?

 

Е. Н. Действительно, разъясните. Ведь ислам - это тоже цивилизация. Там тоже есть образованные люди, в конечном итоге, многие благодушно считают, что все было бы не так и плохо, сосуществовали бы эти две цивилизации, христианская и мусульманская?

 

Елена Чудинова: Недавно моя коллега и приятельница Юлия Вознесенская мне написала следующее: "Разрази меня гром! Не вижу я ни одной не стагнирующей цивилизации, кроме христианской. Да, во многом христианская цивилизация идет не  туда. Но - один поворот ко Христу - и она расцветет! А все остальные цивилизации, которые были велики в древности, либо остановились в своем развитии, либо перешли на рельсы европейской (то есть, опять же, христианской цивилизации), либо есть цивилизации стагнирующие. А все эти наборы сказок, которые нам очень любят говорить адепты исламской экспансии (например, о том, что у них раньше нас был Авиценна, у них раньше нас были математики…), так вот, это, конечно, замечательно… Но почему же в XIX веке во все страны, где жили потомки Авиценны, приходили врачи-христиане (как правило, миссионеры) и заставали этих "потомков" в кошмарном, дремучем состоянии?! Женщин, например, надо было осматривать через какую-то брезентовую занавеску. И за то им говорили спасибо, потому что "потомки Авиценны" мерли, как мухи. Почему же так? Где же Авиценна? Может быть, это зерно, которое упало на дурную почву? Гении рождаются везде, но цивилизационно - я не вижу в исламе никакого развития.

 

Е. Н.: Вы пишете о Париже 2048 года, но и сейчас мы уже наблюдаем там целые мусльманские кварталы, которые живут совершенно особенной, своей жизнью. Меня, честно говоря, это поразило: люди могут пользоваться  теми же благами цивилизации, что и французы, но мы приезжаем в Сен-Дени, в это сердце Франции, захваченное исламом, и наблюдаем там картину ужасающую: например, загаженные подъезды, как в Стамбуле, бывшем ,кстати, всего лишь несколько веков тому назад процветающим европейским Константинополем...

 

Елена Чудинова: Да, именно Сен-Дени - это как раз один из самых таких районов. Один знакомый иеромонах в Германии рассказывает, что на той улице, где стоит его православная церковь, находится пять мечетей. Причем они - неофициальные, в отличие от его церкви.

 

Е. Н.: Откуда у Вас такое знание Европы и, в частности, католицизма?

 

Елена Чудинова: Сложно даже сказать, я не один год внутри этой проблемы варилась, просто во времена, может быть, более благополучные меня можно было бы назвать западником. Но только в том значении, какой вкладывал в это слово XVIII век, а не наш, когда "западник" - синоним предателя. Я боюсь слова "западник", потому что не хочу, чтобы меня отождествили с предателями. Но, скажем так: культура Европы меня интересовала всегда.

 

Е. Н.: Насколько я знаю, у Вас есть друзья в католической среде...

 

Елена Чудинова: Да, среди лефевристов... Это как раз те, кто ушел в раскол из католической церкви из-за несогласия с тем, что она пошла на поводу мира сего.

 

Е. Н. Среди наших патриотов распространено мнение о том, что нам нужно вместе с нашими мусульманами объединяться против Запада и, естественно, Америки, которая является как бы лидером Запада. Насколько, по-Вашему, это убеждение правильно?

 

Елена Чудинова: Очень интересный вопрос, я как раз недавно писала об этом в своей статье в журнале "Главная тема". Там я даю такой тезис: "Из союза европейца и азиата всегда выходит победителем азиат". Какой вывод нам из этого сделать нужно? Только не искать с ними никаких союзов, потому что, в общем-то, они слишком хитры. Мы не глупы, но как-то, чем севернее, тем люди проще. Например, по сравнению с камчадалом, мы - хитрые, гнусные, какие-то коварные. Камчадал вообще, например, не понимает, как можно употреблять оружие против человека, он им только охотится. Так что он - лучше нас, а мы (это мое твердое убеждение) лучше Азии.

 

Е. Н. А ислам?..

 

Елена Чудинова: А ислам - это Азия. Одним из моих главных идеологических противников я считаю так называемых "евразийцев", потому что приставка "евр" отвалится очень быстро!

 

Е. Н.: Такими Вы считаете Дугина, Джемаля?..

 

Елена Чудинова: Да, господ Дугина и Джемаля, которых я считаю провокаторами, которые, я считаю, нарочно раздувают проблемы нашего противостояния с Западом (заметьте, я отнюдь не говорю, что у нас нет противостояния с Западом; оно есть), и надлежит нам все это как-то утрясти только своими силами, никак не в союзе с ними, потому что глобальный будет конфликт. А, во-вторых, так сказать, мы не выиграем, и останемся такими голубоглазыми азиатами. Вам большая разница, какого цвета глаза у азиата? Мне, в общем-то, все равно. Как все равно, какого цвета глаза у европейца, или почти все равно...

 

Е. Н. Еще раз повторяю, что Ваш роман - это сказка, притча. "Сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок..." Таким образом, какой намек даете Вы своим романом, к кому это обращено? Кто этот "добрый молодец"?

 

Елена Чудинова: Сейчас я рискую вызвать на свою голову все громы и молнии, однако я скажу твердо (и это отнюдь не от криптоокатолицизма, не от филокатолицизма, а просто от реализма моего глубокого, как писателя): эта книга призвана быть объединяющей христианство книгой. Какие бы ни были наши споры с католиками - о догматах, о вероучительных положениях, - но это споры разделенных (очень давно разделенных, много накопивших друг на друга обид) но все-таки братьев по цивилизации. По единственной, позитивной, все давшей миру христианской цивилизации. Поэтому все наши споры мы сможем, тем не менее, разрешить потом, если у нас будет это "потом". Поэтому моя книга должна послужить сигналом христианам объединяться против мусульманской экспансии.

 

Е. Н. А Вы не боитесь? Вы сами упомянули убитого исламистами Тео Ван-Гога, в прошлом году был ими убит Павел Хлебников – главный редактор русского «Форбса», Рушди находится в бегах, постоянны угрозы со стороны мусульманского сообщества по отношению к тем, кто высказывается даже мягко неодобрительно по отношению к исламу... А тут - такое честное и жесткое предупреждение?

 

Елена Чудинова: "Делай, что должно, и будь, что будет...", потому что я не героиня отнюдь, нервишки у меня, как у всякой современной женщины вообще в решето, знаете, я готовила себя как-то, что буду вздрагивать, выходя из подъезда. Но вот час "х" пробил, книжка вышла, как-то спокойно стало. Ну, что я буду решать за Господа?..

 

Е. Н. Помогай Бог Вам и дальше в Вашей работе, а я хотел бы прочесть еще два высказывания, которые помещены в этой книге - это Михаил Леонтьев и Юлия Вознесенская, автор бестселлера "Путь Кассандры", "Мои посмертные приключения", автор замечательных книг, о которой мы говорили в наших передачах. Итак, "мечеть Нотр-Дам - столица магометанской Франции. Каков сюжет! А каков финал! И поразительное знание и чувствование исламских реалий, да еще и поистине пророческий взгляд в наше "политкорректное" будущее.. Это потрясающе смелая книга, и она несомненно вызовет взрыв как на Востоке, так и на Западе. Восхищаюсь смелостью Елены Чудиновой. Но, кроме всего, это еще и увлекательнейший приключенческий роман, прочитанный мною на одном дыхании". Я совершенно разделяю мнение Юлии Вознесенской и призываю всех наших слушателей прочесть этот роман - "Мечеть Парижской Богоматери". А Вам, Елена, желаю творческих успехов!

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+