Перейти к основному содержанию

13:13 02.12.2021

Великий Четверг. О причащении Святых Христовых Таин

28.03.2013 08:42:05

Поздравляем всех с принятием святых животворящих страшных бессмертных и небесных Христовых Таин! Сегодня вся Церковь православная — Сионская горница, где мы вместе со святыми апостолами, со всеми святыми участвуем в этом таинстве жертвенной пасхальной любви Христовой, когда «Он, возлюбив сущих с Ним, возлюбил их до конца» (Ин. 13, 1). Сегодня великая радость у Церкви, у всех нас. И сегодня не должно быть уныния никакого ни у кого, потому что мы вкусили и увидели, как благ Господь. И мы увидели снова, что Его любовь, Его крепость — это одно и то же. И всё возможно Богу, и всё возможно нам, если с нами Бог, если мы соединены с Ним столь теснейшим и таинственнейшим образом.

Великая радость сегодня у Церкви нашей. И нам дано узнать, прикоснуться к этой жизни нетленной, для которой создан каждый человек, и узнать, что такое Божественная литургия, которая дается нам каждый день. Мы в течение всего года на каждой неделе совершаем память Великой Среды и Великой Пятницы, оттого что столь значительны эти события. Может быть, Церкви стоило совершать евхаристическую память Великого Четверга в течение всего года на каждой неделе. Но Церковь Святая с древности совершает это таинство, прежде всего, в день Господень, как говорит нам Писание, т.е., в день воспоминания о Страшном Суде в чаянии Второго Пришествия Господа со славою на землю (Деян. 2, 20). И день Господень, когда Он воскрес и когда Он явил нам эту новую жизнь.

И каждый день совершается Божественная литургия, кроме нескольких дней Великим постом, для того, чтобы мы узнали, что этот день Господень всегда нам дан, и все дни являются днем Господним. И чтобы мы узнали, что мы призваны к такому общению с Господом, какое было всегда в Церкви, начиная с апостольских времен, с Тайной Вечери и во все века — и в десятом, и в четырнадцатом, и в девятнадцатом, и в минувшем двадцатом веке.

Как это было у преподобного Сергия, когда, по свидетельству его ученика Симона, сподобившегося быть зрителем этого события во время Божественной литургии в Троицком монастыре, теперешней Троице-Сергиевой Лавре, Божественный огонь касался Предложения, окружал престол в алтаре. И когда было причащение, то видел этот ученик его, как огонь небесный сошел в потир, и преподобный причащался этого небесного огня.

И как было это с преподобным Серафимом Саровским, который в Великий Четверг, еще будучи юным дьяконом, в тот момент литургии, когда возглашает священник «яко свят еси Боже наш» и диакон выходит на амвон и возводит орарь над молящимися и восклицает «и во веки веков», вдруг как бы луч солнца ослепил его глаза, и он поднял взор и увидел Господа Иисуса Христа во славе, окруженного ангелами и архангелами, херувимами и серафимами. Господь шел от западных дверей к алтарю по воздуху, благословляя всех молящихся, и вошел в Свой образ около Царских врат. И небесная неизреченная сладость заполнила всё существо преподобного. И сияние присутствовало во всем храме Божием благодати Христовой. В течение трех часов стоял преподобный Серафим недвижно, не в силах сдвинуться с места. Он узнал, что такое Божественная литургия. И он знал поэтому, как нужно готовиться к Божественной литургии. Был период, когда он на такой глубине готовился к этому таинству, что в течение какого-то времени даже не причащался Святых Христовых Таин, и совет старцев встревожился: что происходит с преподобным, не впал ли он в прелесть. А у него было именно ясное понимание, что такое Божественная литургия.

Это то, что было с преподобным Пафнутием Боровским, когда его однажды пригласили в соседнем монастыре отслужить Божественную литургию, потому что заболел священник, или был где-то он в отсутствии. Отслужив эту Божественную литургию, он — пустынник, монах, имеющий священный сан — сказал: «В следующий раз, когда у вас будет такая нужда, не зовите меня, потому что не может человек участвовать в этом и остаться живым».

Но человек остается живым, и только благодаря этому мы живы все. Благодаря этому существует род человеческий, непричастный Святым Христовым Тайнам. Оттого что есть Церковь, где Господь соединяется так с людьми, что Его присутствие абсолютно среди людей у нас на земле. Но готовиться к этому таинству нужно так, как преподобный Серафим Саровский готовился, когда, как мы знаем, день и ночь в течение трех лет стоял он на камне и молился «Боже, милостив буди мне, грешному». Оттого что он знал, что такое Святые Христовы Тайны, воистину Страшные Тайны.

И так готовиться нужно, как готовился святитель Иоанн Шанхайский, недавно прославленный Зарубежною Церковью святитель, великий литургийный чудотворец наших дней, который узнал по благодати, что, прежде чем служить Божественную литургию, нужно по образу древних христиан в течение всей ночи молитвенно к этому готовиться. Ведь раньше перед Божественной литургией была всенощная, которая потом уже переходила в литургию. И когда Господь благодатно открыл ему это, он потом в течение сорока лет совершал этот подвиг — не ложился спать, а пребывал на молитве. Это же наш современник, это не девятнадцатый век, и не четырнадцатый! Его иподиаконы, его ученики, близко знающие его люди приезжали к нам в храм и рассказывали об этом святом. Всякий раз после Божественной литургии в течение нескольких часов он не выходил из алтаря, потому что ему надо было быть с Богом прежде, чем выйти к людям с утешением, с чудом исцеления, с тем даром, который он получил от Христа.

Это мы должны с вами знать. И мы это знаем, по милости Божией, если хоть каплю благодати дано нам было принять сегодня в том служении, которое совершается всегда Духом Святым. Сам Господь Дух Святой всегда совершает Божественную литургию. И Сам Спаситель совершает Божественную литургию, всегда умывая нам ноги, прежде чем мы приступим к этой литургии — то есть, преподая нам таинство прощения наших грехов, чтобы мы ходили чистыми путями вслед за Господом. И чтобы мы, хотя и не достигаем всего, о чем свидетельствуют великие святые, знали, что это принадлежит Церкви, это всем нам принадлежит, и мы все призываемся входить в ту меру совершенства, если мы крещены во Святую Троицу, во Христа крестились и соединяемся с Его пречистой Плотью и Кровью.

Когда совершается Божественная литургия, когда дается нам эта благодать, нам открываются все тайны веры. Апостол Иоанн Богослов говорит о причастии в связи с тайною воплощения Божия, то, что мы услышим в Пасхальную ночь. Святой апостол Петр говорит, связывая эту тайну с тайной Преображения. Святой апостол Павел говорит, что Евхаристия нераздельна с крестной смертью Спасителя. Воистину, прежде всего это мы должны сегодня увидеть. Господь, предваряя Свои Крестные страдания, когда Он отдает всю Свою жизнь ради нашего спасения, сегодня предлагает нам эту жизнь Свою для того, чтобы освятить нас и укрепить нас, и открыть нам доступ к видению тайны Креста Его Животворящего, спасительного, и тайны Его Светлого Воскресения.

Всякий раз, когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, вопрос идет о жизни и смерти — о Его смерти и о нашей жизни. И всякий раз, когда нам это дается, мы слышим слово Господне, которое Он сказал на Тайной Вечери: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35). По тому узнают, что вы причастники Святых Христовых Таин, если вы будете иметь эту любовь между собою, которая не знает границ, и которая простирается до бесконечности, и никого не исключает из людей, потому что Господь говорит нам на Тайной Вечери: «Как Я возлюбил вас, так вы да любите друг друга» (Ин. 13, 34).

«За что Ты, Господи, нас возлюбил?» — можем мы спросить, каждый из нас, когда мы молились перед причастием «не лобзания Ти дам, яко Иуда», страшась, не я ли Тебя, Господи, предам, но умоляя, чтобы, как разбойник благоразумный, сподобился я этого дара Божия. За что Господь нас возлюбил? Для того Он возлюбил, чтобы мы, как Он нас возлюбил, научились любить друг друга. Любить других людей не за какие-то их качества, пусть самые высшие, не за их мудрость, не за их таланты, не за ум их, не за их доброту, а за то, что Христос нас возлюбил: за то, что мы творения Божии, за то, что мы искуплены Его Кровью драгоценною, Его любовью. И оттого, что Он говорит, что наша любовь и наша жизнь должна быть такою же, какою Он нам дает, для нас непоколебима надежда, что ничто не сможет никогда сокрушить этой любви, как ничто никогда не сможет сокрушить Господа нашего Иисуса Христа, Его Креста и Его Воскресения. Аминь

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+