Перейти к основному содержанию

17:01 18.09.2019

Украинский нацизм - антикультурное и антиевропейское явление.

14.11.2014 13:16:54

Илья Сергеев: Евгений Константинович, вы сам одессит. Вам должно быть особенно близка ситуация, которая сложилась на Украине.

Евгений Никифоров: Я действительно очень лично  переживаю все это горе. Дело в том, что Одесса себя никогда не мыслила Украиной. Она себя не идентифицировала ни с Киевом, ни со Львовом, ни с Донбасом. Вообще-то нынешняя Украина это действительно государство, сшитое из очень разных территорий, с разными культурами, с разными ценностями и религиями. В отличие от России это действительно многоконфессиональное государство. Если в России 85 процентов православного населения, то на Украине порядка 30 процентов греко-католиков. Там громадное движение разного рода сект. Причем секты самого дикого порядка. Но на Украине они особенно процветают. Может грязь чернозема как-то этому способствует. Мне трудно сказать. Но это факт. Там очень нездоровая духовная ситуация. Что касается Одессы, то для меня очень больно видеть то, что там происходит. Не то даже, что мы видим этот ужасающий государственный терроризм с массовыми арестами без суда и следствия политической оппозиции, когда при откровенном поощрении властей произошло сожжение живых людей в Доме профсоюзов. И этому рукоплескала Рада! Я прекрасно знаю это Куликово поле. Это место моего детства. Поэтому все там мне действительно очень дорого и знакомо. Я знаю тех людей, которых сжигали. Я знаю, что за люди это были. Совершенно мирные пожилые люди.  В Одессе, я прямо скажу, они не пользовались большой популярностью. Потому что Одесса не была прорусским городом никогда. Это тоже надо понять. Она не была промосковской. Она была сама по себе. Порто-франко - ее идеал. Русскоязычной, но при этом сама по себе. Она была европейски ориентированной в хорошем смысле этого слова. Вот эту европейскую ориентацию Одессы очень точно 200 лет тому назад прозорливо и точно определил Пушкин: "Здесь все Европой дышит, веет…". Это действительно так. Европейские народы жили и процветали в ней по своим, свойственным им нравам и обычаям. В Одессе Греческая улица, заканчивалась греческим базаром. Итальянская улица заканчивалась…чем бы вы думали? Итальянской оперой. На Французском бульваре были разбиты прекрасные французские регулярные   сады. Еврейская улица заканчивалась... нет не синагогой. Она заканчивалась еврейской больницей. И до сих пор Еврейская больница одна из лучших в Одессе. Немцы жили на окраинах в степи. Это были чудесные маленькие дорфы-хутора совершенно в немецком духе построенные. Либенталь, Мариенталь, Люстдорф и так далее. В глубине степи был маленький Лейпциг и даже Париж. В Одессе очень хорошо их помнили (после войны, конечно же, не стало этих немцев), а деревни остались. Мои тетки рассказывали, что на Привозе самые чистенькие, самые "красномордые" от своего трудолюбия были немецкие молочницы, у которых был всегда лучший творог, лучшая сметана и молоко. Город был действительно интернациональный и жил какой-то своей очень мирной жизнью, в которой никто никому не мешал. В самом центре города располагалась величественная лютеранская кирха и маленький католический костел, обширная синагога и, конечно же, множество православных соборов и церквей, над которыми красовался построенный, к счастью, не в псевдовизантийском, а приличествующем общему архиектурному пейзажу города классицистский замечательный громадный собор. Жила там и процветала Одесса православная. Которая не очень может была связана с Одессой торговой, с Одессой еврейской. Вот здесь я тоже хотел бы в защиту Одессы сказать, что Одесса это не еврейский город. Евреи внесли очень большой вклад в ее культуру (некоторые даже, не без оснований, считают, что Одесса была мировой столицей ашкинази в 19-ом и начале 20 века). Но вклад этот не был давлеющим, как и не был выраженно этничным. Одесские  писатели, музыканты и художники-евреи были просто очень хорошими русскими писателями, музыкантами и художниками. Еврейская культура Одессы - это не местечковая культура Тевье-молочника, это даже не шансон и юмористы кафе-шантанов. Это культура большого стиля и больших амбиций. Но и Консерватория, и блистательный Университет, и Опера не были преимущественно еврейскими. Да и сами евреи совсем не собирались жить в гетто, они были соработниками общего дела строительства высокой европейской культуры. Это действительно был многонациональный город, где русских все-таки было большинство и русская культура процветала и преобладала прежде всего. Церковь была всегда русско-украинской православной церковью. В Одессе просияли многие святые.  Преподобный Кукша, например, или Святитель Иннокентий Херсонский. Прославились всерусские святыни, как Касперовская икона Божией Матери. И религиозность одесситов всегда была достаточно высока. Это не был торговый, безбожный, космополитичный город. Нет. Кроме множества прекрасных храмов всегда полных, там было и есть несколько городских монастырей. При Успенском монастыре на Большом фонтане до сих пор одна из лучших семинарий на канонической территории нашей церкви.

Вот собственно я описал немного, что собой представляла Одесса. Это действительно город европейского выбора. Но сейчас Одесса оккупирована. Оккупирована хуторянской Украиной, которая с ее селяньской этно-культурой, с «вышиванками", "пысанками" и "рушниками", не имеет никакого отношения к Одессе. Одесса сейчас - действительно оккупированный европейский город. Оккупирован варварской культурой, враждебной и агрессивной по отношению к европейской культуре, воплощением которой является Одесса. Первое, что хотели сделать эти захватчики руками украинского казачества - это снести памятники Екатерине Великой и Пушкину! Я не удивлюсь, если они взорвут одесскую оперу. Нужно сказать со всей ясностью: Одесса сейчас оккупирована иной культурой. Не европейской. Украинскому  нацизму глубоко чужд дух европейской культуры. Ему чужд не только Толстой, ему чужд Гоголь, ему чужд Шопен, ему чужд Бах и Бетховен. Это совершенно не нужные в их культурной политике, в их культурной идентификации ценности. Даже гитлеровский нацизм с его эстетизмом не по ним.  Они наследники Тараса Бульбы, которому совершенно непонятны странные увлечения Андрия.  Многие тут вздрогнут. Покусился мол на Тараса Бульбу, сражавшегося у Гоголя под православными, патриотическими лозунгами. Гоголь создал гениальное произведение, выдающийся эпический образ борца с неприятелем. Но реальность была совсем не так романтична. Бабель тоже создал замечательный эпический образ Бени Крика, но не обаятельный урка Беня Крик созидал одесскую культуру, и ни продажные разбойники Запорожской сечи строили русскую государственность и русскую культуру. Казачья сечь упивалась вольницей, пьянками и гулянками после набегов туда, где можно поживиться.  Вот что это такое. Поэтому все вот эти нынешние коммандос украинские, вот эти все новые кошевые, новые Махно это наследники продажной Сечи. Авантюристы и футбольные хулиганы. Им не нужна высокая культура. Поэтому я еще раз предупреждаю и говорю о том, чтобы мы не заблуждались относительно природы украинского нацизма. Это антикультурное явление. Слава Богу, что бандеровцы не смогли пока совершить задуманное, снести памятник Пушкину и Екатерине Второй, один из самых красивых памятников. Вся Одесса встала на защиту. Вы понимаете всю парадоксальность ситуации? Когда одесситы вынуждены составлять многотысячные списки в горисполком, чтобы не сносили памятники! Представляете ужас, парадоксальность, немыслимость всей этой ситуации. Но бандеровцы отыгрались на другом символе Одессы. Они устроили, так называемый "марш вышиванок", в завершении которого обрядили в вышиванку одесского Дюка! Напомню:  одного из основателей города - герцога де Ришелье, выдающегося аристократа Франции, внучатого племянника того самого кардинала Ришелье. Более яркого символического действа, свидетельствующего о том, какую "культуру" они несут в Одессу и выдумать было бы сложно.

Я так долго говорю на эту тему, потому что мне кажется, что этот срез ситуации в оценках экспертов не учитывается. Не обращается внимание на то, что украинский нацизм противостоит европейскости. Он противостоит европейской культуре. Это в целом антикультурное явление. И мне как человеку, который вырос в Одессе, который закончил Одесский университет, начинал свою карьеру искусствоведом в Одесском музее Западного и Восточного искусства в окружении Франца Хальса, Гварди, Белотто и  Караваджо - высших достижений европейской культуры, конечно же крайне горько наблюдать эти процессы. Не дай Бог, чтобы то, что затеяли украинские националисты произошло и чтобы Одесса превратилась из великого европейского культурного города в большой украинский хутор. Скотский хутор,- как говорил Орвел.

Интервью вел Илья Сергеев

Комментарии

вс, 11/16/2014 - 00:48 :

…по телевидению много ораторов упражняются сейчас в патриотизме, вольно или невольно спекулируя на больной и злободневной украинской теме, но лишь Евгений Никифоров вскрыл природу украинского нацизма в более широком контексте, - как явления, чуждого и враждебного европейской культуре (а потому и русской, как органической части европейской); и сделал он это очень талантливо и убедительно (=аргументировано); «портрет Одессы» выписан замечательно! это, действительно, уникальный город! в Советском Союзе с ним можно было, пожалуй, сравнить лишь Тбилиси – такой же европейски ориентированный («второй Париж» или «Рим Кавказа»), интернациональный в самом хорошем смысле этого слова город, который был - до недавних пор - русскоязычным… памятник Гоголю там снесли, увы!.. Одессе же реально грозит участь украинизации/варваризации, с утратой статуса русскоязычного культурного оазиса; нам с этим смириться нельзя!..

пн, 11/17/2014 - 06:41 :

смиримся скорее всего и с варваризацией и со многим другим. Это общемировая тенденция. Как сказал один батюшка: идет узаконение беззакония. Я добавлю: циничное и наглое.

пн, 11/17/2014 - 15:09 :

Пользователей, имеющих намерение оставить комментарий, просим учитывать, что поле «Имя» предназначено для имени, а не для заголовков, части текста комментария, приколов, инициалов, мечтательных самоидентификаций и пр. Не приветствуются нападки на Православие, провокации, «переход на личности», пренебрежительное отношение к нормам русского языка и попытки оспорить политику модерации.

вт, 11/25/2014 - 22:38 :

Есть немало одесситов, считающих Одессу прежде всего русским городом. Не европейским, не украинским, а именно русским, российским. Не в смысле административного подчинения, а в цивилизационном смысле. Русская культура - это и Пушкин, и Дюк де Ришелье, и еврейская больница в конце Еврейской улицы. Но при этом - это и неприятие европейских "ценностей" - однополых извращений, безразличие к вопросам веры, ранняя сексуализация детей. Нужно нам еще раз осмыслить и Европу и наш Русский мiр - какие ценности у нас общие и в чем наш, русский (от слова Русь), ценностный базис.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+