Перейти к основному содержанию

15:55 19.04.2024

Церковь распинаемая

11.08.2014 06:01:34

На днях один неправославный иерарх упрекнул украинских матерей, которые не хотят отдавать своих сыновей на войну. Он даже сравнил мать, которая безропотно отдает сына в воюющую армию, с Богоматерью, которая отдает Христа на жертву ради спасения мира, по легенде ободряя его словами «сынок, надо идти».

Можно не сомневаться, что многие люди хотели услышать именно эти слова, и искренне благодарны за них. Государство, ведущее войну, всегда ценит поддержку, а в атмосфере общей воинственной взвинченности люди делятся на «хороших» и «плохих» по тому, поддерживают ли они нужную сторону в конфликте. От любых заметных фигур требуют горячей поддержки, и если они попытаются отмолчаться, это вызовет самые тяжкие подозрения.

Идти убивать и умирать страшно; страшно не только оказаться перед лицом смерти - страшно обагрить свои руки в человеческой крови. Женам и матерям страшно отпускать своих любимых и кормильцев, зная, что они могут получить их назад мертвыми или изувеченными. Люди задумываются - зачем? Чтобы Коломойский наварил еще огромные деньги на продаже гнилых бронежилетов, которые, к тому же, должны оплачивать семьи самих солдат? И тут заказ от государства - обеспечьте нам Бога на нашей стороне - понятен. Такой заказ исходит от любой воюющей стороны. Некоторые религиозные деятели, вероятно, по искреннему убеждению, берутся выполнять такой заказ властей.

Православная Церковь такой заказ брать отказывается — от кого бы то ни было. В интернете постоянно приходится иметь дело с людьми, которые уверены, что Патриарх Кирилл благословил повстанцев («российских агрессоров», как они говорят); ссылку на слова Патриарха они предъявить не могут, но уверены, что, несомненно, благословил.

Однако Церковь отказывается занять ту или иную сторону - это нелегко, когда снаряды разрушают храмы и убивают священников, когда Церковь сталкивается с ненавистью и насилием. Но Церковь стоит на своем.

Напомним еще раз подлинные слова Патриарха Кирилла:

«Наша принципиальная точка зрения заключается в том, что Церковь должна быть поверх любой схватки. Церковь должна сохранять свой миротворческий потенциал даже тогда, когда всем кажется, что никакого в принципе миротворческого потенциала не существует. Это непростая позиция, потому что каждый, кто разделяет ту или иную точку зрения, кто вступает в гражданский конфликт, пытается искать поддержку в Церкви. Но Церковь может и должна оказывать поддержку исключительно в рамках своего Божественного мандата — того, что Господь поручил Церкви. Мы должны осуществлять пастырскую, душепопечительскую работу, мы должны совершать молитву, мы должны примирять людей, но мы ни в коем случае не должны обслуживать те или иные политические взгляды, позиции, концепции, и тогда это позволяет Церкви, находясь над схваткой, сохранять свой миротворческий потенциал»

Почему это позиция остается единственно правильной?

Она правильна с точки зрения слова Божия; она правильна с точки зрения здравого смысла. Церковь создана Господом с одной целью - с целью вечного спасения людей. Именно этим определяется ее служение в мире. Там, где мирские люди видят врага, которого надо уничтожить, Церковь видит душу, которую надо спасти. Церковь ведет битву не против тех или иных людей, а за них. Христос молился за Своих распинателей; собственно, ради их спасения Он и пошел на Крест. Господь сделал Своим избранным сосудом Святого Апостола Павла, прежде бывшего ожесточенным гонителем Церкви Божией. Все евангельское возвещение  - это возвещение о прощении и примирении, о том, что ожесточенные враги, нанесшие много оскорблений Богу и причинившие много зла людям, примиряются с Богом и друг с другом.

Мир сей, по большей части, остается глухим к этому посланию о примирении; он требует от Церкви совсем другого: идеологического обеспечения вражды. Если бы голос мира сего, обращенный к Церкви, можно было бы свести к немногим словам, они бы звучали примерно так: «слушайте, мы-то  взрослые деловые люди и понимаем, что никакого Бога нет. Но нам надо, чтобы простаки, в наших деловых и политических интересах, убивали других простаков. Но у простаков бывают сомнения  - а хорошо ли вообще убивать людей? А стоит ли идти умирать, чтобы кто-то наживался на гнилых бронежилетах? Ну тут вы им и разъясните, чтобы убивали и умирали без возражений»

Мир сей серьезен и деловит - а разговоры про примирение с Богом, прощение грехов и хранение заповедей пропускает мимо ушей. Серьезные деловые люди, которые знают, где лежат большие деньги, не мыслят в таких категориях и вряд ли способны их осознать.

Но Церковь мыслит именно этими категориями - и думает именно о вечном спасении людей. В этом ее вечная природа, и для нее не существует политических врагов - для нее существуют только потерянные овцы, которых пришел спасти Христос. Как сказал Местоблюститель Киевской митрополичьей кафедры митрополит Онуфрий,

«Любовь Божия обнимает всех нас. В океане Божественного милосердия исчезают все наши земные страсти и противостояния. Поэтому и Церковь Христова не делит свою паству по национальным признакам или политическими предпочтениями. Мы молимся за всех, несмотря на то, по какую сторону баррикад они оказались»

Церковь ищет спасения всем - включая тех артиллеристов, которые обстреливают ее храмы и убивают ее священников. Как сказал Патриарх Алексий I, «Церковь — это тело Христово, распинаемое ради спасения своих мучителей»

Мир сей не хочет этого видеть, и обвиняет Церковь в трусости, предательстве, работе на врага и тому подобном. Что же, Церковь знает, что ее будут поносить и гнать и всячески неправедно злословить за ее Господа.

Есть и более земные, посюсторонние соображения.  Политическая и военная ситуация меняется непредсказуемо; настроения людей - тоже. Воинственная истерия (ну воодушевление, если вам больше нравится) может быть очень сильной, но она когда-нибудь проходит. Люди оглядываются на жертвы и разрушения, и в голову их наконец проникает вопрос «а зачем?»

И тут патриотический экстаз может смениться глубокой горечью, - как сказал один англичанин (Ричард Олдингтон) после Первой Мировой Войны: «Дивная старая Англия. Да поразит тебя сифилис, старая гадина, ты нас отдала на съедение червям».

И тут пастыри (и религиозное сообщества), которые помогают отдавать паству свою на съедение червям, могут столкнуться с горечью и гневом, гораздо более серьезным, чем то, что они навлекли бы на себя, удержавшись от призывов идти и умирать за державу.

В отличие от мира сего, Церковь живет веками — и вечностью. Она терпеливо созидает то, что разрушает мир. Политики мира сего опять и опять разрушают храмы и оскверняют души насилием и ненавистью. Церковь опять и опять восстанавливает храмы и исцеляет души покаянием и верой. Так будет продолжаться до возвращения Господа и Его суда, который и воздаст каждому по делам его. 

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Комментарии

11.08.2014 - 16:04 :

Чем напрягает г-н Худиев, так это своей любовью говорить от имени Церкви, особенно в данной ситуации, когда укрофашисты уничтожают женщин и детей - свидетельств более чем достаточно. А ополченцы - далеко не святые люди, конечно, пытаются им противостоять, выступая, объективно, на стороне добра. Автор же, в буддистском, так сказать стиле, эти понятия просто нивелирует. И если встать на его позицию, то то и митр Сергий в 1941-м был неправ, призвав народ, от имени Церкви против восставших из ада фашистских нелюдей. А нынешняя украинская власть - фашистской и восставшей из ада - именно таковой и является.

12.08.2014 - 11:44 :

Не плохо было бы, если бы в православных публикациях указывался не только автор, но и конкретно тот, кто благословил автора на публикацию конкретного материала... Нет?

12.08.2014 - 15:27 :

Вчера спешил и выразился довольно сумбурно. Претензия к автору: нивелирование в статье понятий добра и зла. Но очевидно, что, подобно гитлеровцам в Европе и России, а также американцам во Вьетнаме и Югославии, украинские войска уничтожают женщин, стариков и детей, делая это с крайней жестокостью. Фактов более чем достаточно. И поэтому они на стороне зла. Ополченцы же защищают свои дома и семьи, и поэтому они – на стороне добра. И, с моей точки зрения, именно их должна поддержать Церковь.

15.08.2014 - 08:26 :

Игорь, а почему Вы решили, что господин Худиев вещает от лица Церкви?
Он просто озвучил свое личное мнение созвучное, кстати, мнению Патриарха.
Это Патриарх сказал от лица Церкви, а уже потом Худиев развил и дополнил сказанное.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
6 + 5 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+