04.01.2015 17:27:04
Светлана Коппел-Ковтун
Сначала про репку
Хорошая сказка «Репка», мы её знаем с детства, да редко всматриваемся настолько глубоко, чтобы правду её глубинную разглядеть. А правда её — многогранна.
Если бы сказка была не про то как было, не про то, как надо, а про то, как есть сейчас, то события в ней развивались бы иначе.
Вариант 1-й. Тянет дед репку, тянет баба, а внучка говорит: некогда мне огородничать, ретрограды, у меня другие интересы. Без участия внучки, пожалуй, не вытащили б репку;
Вариант 2-й. Тянет дед в одну сторону, баба — в другую, внучка — в третью, жучка — в четвёртую и т.д. Итог: в лучшем случае оторвали бы каждый себе по малому куску, а вся репка в земле бы осталась и мышам бы досталась.
Вариант 3-й. Деду никто на помощь не пришёл, и он с натуги надорвался и помер. Репка в огороде сгнила.
Вариант 4-й. Дед и баба тащили репку вдвоём, не справились, с горя запили. Репка сгнила.
Вариант 5-й. Никто репку не сажал, не напрягался, а потому и напрягаться, чтоб её вытащить никому не надо. А кушать что будут, спрашиваете? Вариантов опять тьма, не будем здесь о них говорить.
Смысл всего сказанного в том, что в простой сказочке содержится как бы «генетический код» правильного жизнеустроения, от которого мы ныне далеки. И не спрашивайте «Зачем нам вообще эта репка далась, не лучше ли сёмгу кушать или, скажем, сыр с плесенью?». Репа — это не только сладковатый овощ семейства крестоцветных. Репа — это ещё и «голова» в переносном значении слова. «Сейчас как дам в репу», — предупреждает Чебыкин, персонаж романа «Географ глобус пропил» (А. Иванов, 2002 г.).
Тренажёры
Тренажёры — это не пожиратели тренеров, нет. В новогодние дни всякое может померещиться читателю, потому спешу оговориться. Тренажёр — это устройство для тренажа. Репка — тоже тренажёр в некотором смысле. Кто не прошёл искус соборным репковыдергиванием, хотя бы посредством чтения сказки и философского осмысления её содержания, может не справиться с серьёзными жизненными задачами.
Собственно, смысл всего действия в сказке, может быть, вовсе не в том, чтобы выдернуть репку и потом съесть её с маслицем, а в том, чтобы научиться жить вместе. Описанный в сказке процесс выдёргивания репки — это, если хотите, икона соборного делания, а любую действительно трудную проблему можно решить только соборно. Актуальная сказочка…
Путь одолеет идущий
Представим себе, что дед и баба тянули репку, тянули, да и устали. Дед устал, баба устала — пошли отдыхать. А репка тем временем корнями глубже в землю ушла — ей же не хочется быть выдернутой. Сказка говорит о необходимости наращивания усилий при постоянно направленном воздействии.
Когда устал, конечно хочется отдохнуть. Но человек вообще желает покоя и довольства, а в наш сумбурный, скоростной, перегруженный информационным мусором и негативом век — особенно. Суета сует, возведённая в степень, убивает. Душа жаждет тишины, и люди ищут её не столько в молитве (молитва — не молитвословие, мало кто умеет по-настоящему молиться и вкушать небесные плоды молитвы), сколько в расслабленности, комфорте, благополучии.
Мы боимся трудностей, потому что они выбивают твёрдую почву из-под ног. На что же тогда опираться: на воздух? на небо?
Да. Когда заканчиваются пути земные, начинаются, могут начаться (но могут и не начаться) пути небесные. А там иные законы действуют, духовные. Путями небесными ходят лишь те, кто по воде ходить умеет. Только не говорите, что таких людей вы не знаете, не спешите с выводами. Путь одолеет идущий!
На путях небесных только и можно обрести те качества, которые необходимы для их прохождения. Требуется лишь решимость идти — та самая решимость, о которой говорил преподобный Серафим. Решимость, укоренённая в вере, и отрешённость от всего земного.
Уставший человек ищет отдыха, но если он оказался на путях небесных, за меньшим грузом непременно последует больший — точно как в тренажёрном зале, когда нагрузка постоянно увеличивается. Иначе не будет развития.
Стонет человек, скулит от тягот — жалеет себя, а ему бац — повышение нормативов. Вместо десяти «отжиманий» — пятнадцать, двадцать, тридцать… Потом, глядишь, десять покажутся отдыхом, а не работой.
Тренажёр духа устроен точно так же, как обычный, телесный: надо постоянно напрягаться, двигаться от меньшего веса к большему. Надо всё время преодолевать себя, достигая предела своих сил, идя чуточку дальше своего предела. Как говорил священник Александр Ельчанинов, «жить надо не „слегка“, а с возможной напряжённостью всех сил, физических и духовных. Тратя максимум сил, мы не „истощаем“ себя, а умножаем источники сил».
Так и вижу перед глазами человека, который держит с большим трудом, скажем, пять кирпичей и молится Богу, чтобы Он облегчил тяжкую участь. В результате вместо пяти кирпичей он с таким же трудом удержит десять кирпичей, и точно так же будет жалеть себя и просить облегчения своей участи. Так будет продолжаться до тех пор, пока человек перестанет жалеть себя всякий раз, когда ему тяжело. Со временем он научится радоваться своему бремени, и станет полноценным соработником Богу.
Это вовсе не значит, что на путях небесных нет места обычному отдыху. Есть, конечно — если слишком сильно натянуть тетиву лука, она порвётся. Просто на путях небесных нет места ничему низменному, ветхому, самостному. Ветхое — слишком тяжело.
Камень тонет в воде, а человеку должно обрести небесную лёгкость и умение ходить по воде.
Чудо
Важнее чуда — логика чуда. Зачастую формально чудо не осуществляется, если нет для него необходимости, но условия, необходимые для того, чтобы чудо было возможным — всегда необходимость. Таким условием является приобщённость к небесным стихиям и отрешённость от земного притяжения низменных стихий.
Митрополит Антоний (Блум) говорил об этом так: «Мы читали о том, как люди были в нужде, эту нужду Апостолы заметили, обратили на неё внимание Господне, и Господь им сказал: Вам надлежит встретить эту нужду, накормить этих голодных людей!.. Чем? У нас же всего две рыбы, пять хлебов — разве хватит на такую толпу?.. И Христос благословил эти хлебы и эту рыбу, и хватило на толпу. Вот что ожидается от нас, чтобы Бог мог свободно, Своей державной властью сотворить на земле небесные чудеса: чтобы мы заметили чужую нужду. Как часто мы мимо неё проходим, не раскрываем дверь перед Богом, чтобы Он вошёл и сделал то, что для нас невозможно. Откроем же глаза, чтобы видеть нужду людей вокруг нас: материальную, душевную, духовную, тоску и одиночество, и столько других нужд. <…> Подумаем об этом, потому что каждое чудо Божие было предварено и как бы обусловлено соучастием человека».
Да, репку можно вытягивать по-разному: на небесных путях одна мотивация, на земных — иная. Встречаются порой такие «репки», которые выдернуть можно только по законам чуда, по законам духа. Особенно это важно понимать, когда в команде царит «демократия» личных интересов, когда нет единства целей и устремлений.
«И другое, к чему призывает Господь Своих учеников: Дайте все, что у вас есть, – и мы накормим всех, — продолжает размышлять митрополит Антоний. — Ученики не оставили себе отдельного хлеба или отдельной рыбы: они все дали Господу. И потому что они все отдали, водворилось Царство любви, Царство, где Бог может действовать неограниченно, свободно, и все насытились. И к нам обращён этот призыв: когда мы увидим нужду – отдадим всё, и всё будет хорошо».
Наверное, в этом коренное отличие тренажёров духа от тренажёров тела. Усилие, направленное на себя, может не спасти, а погубить. Потому ближний мой, нуждающийся во мне человек, которого Бог привёл ко мне, — это мой личный проводник к Богу, если я тружусь ради Христа в нём и в себе. Для чуда необходимо предельное усилие, но усилие отзывчивое, ответное.
Таким образом, чтобы вытащить «большую-пребольшую репку», нужно не только уметь дёргать корнеплоды из земли и предельно напрягаться, важно всем сердцем, всем существом своим откликнуться на зов, на нужду другого человека, и дать возможность действовать Богу.
Добавить комментарий