Перейти к основному содержанию

10:29 01.12.2021

«Смерти празднуем умерщвление»

14.04.2015 12:21:19

«Смерти празднуем умерщвление»

Пасха Христова — это праздник Его победы над смертью, которую каждый из нас может усвоить посредством веры, участия в таинствах Церкви и заповеданной Спасителем жизни во Христе. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ…» — поём мы в церкви, но понимаем ли что это значит, что мы отмечаем?

Собственно Воскресение Христа Церковь празднует с момента Его сошествия во ад, когда Спаситель освободил души ветхозаветных праведников. Именно этот момент торжества Жизни над смертью традиционно изображается на православной пасхальной иконе.

Богочеловек Христос, истинный Бог и истинный Человек, соединённый душой с Божеством, освободил прародителей Адама и Еву из плена диавола. Потому, как через Адама произошло отпадение всего человеческого рода от Бога Творца, так через Нового Адама мы приобщаемся  воскресению из мёртвых и возвращаемся к Богу. Происходит это в силу единства человеческой природы.

Теперь у каждого из нас остаётся только два пути: снова распинать Христа своими грехами или же, наоборот, сораспинаться Христу, совлекая «ветхого человека с делами его» и облекаясь «в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего Его» (Кол. 2:9–10). Эмоционального воздыхания мало, от нас требуется реальное участие в жизни  Спасителя: и делом, и словом, и верою, и жизнью по вере, и созерцанием, богопознанием...

Близится Пасха, слышится праздник —
звуки небесной арфы…
Мiр ароматами полон, дразнит —
Марфы, одни лишь Марфы…
Масло на тортах, в светильниках пусто:
Как неразумные девы!
Вдруг Он грядёт, сейчас, Ииисус-то,
Марфы?! Марии, где вы?

(Татьяна Тимошевская)

«И был мёртв, и се, жив во веки веков»

Как ветвь усыхает, если перестаёт питаться живительными соками дерева, так и Адам, утратив общение с Богом-Творцом, начал умирать. Пропасть, образовавшаяся между Богом и человеком по воле человека, была непреодолима, ибо, как говорил страждущий Иов (9:33), не было  «между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас». Грехопадение и его последствия были реальным, онтологическим препятствием, пока Сам Господь не стал человеком и не преодолел его. Воплощение Христово и крестный подвиг Его решили проблему: в Себе Самом Христос примирил человека и Бога, явив смиренное послушание Отцу даже до смерти.

Как рыболовы, чтобы поймать рыбу, прикрывают крючок приманкой, так и Господь, по словам свт. Григория Нисского, ловит смерть на крючок — бессмертное Божество, тело же человеческое служит приманкой. Слова Евхаристического канона  — также свидетельство для нас: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». Человеческое во Христе добровольно подчиняется Богу, приносит себя в жертву Ему, и тем побеждает. Показательны и самые последние слова Спасителя на кресте: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой». (Лк. 23:46).

 Глава нашей Церкви — Христос воскресший. Не просто распятый и умерший, на чём любят сегодня акцентировать внимание верующих, но именно воскресший и смертью своей победивший смерть, воскресением своим сделавший даже крест, орудие казни, ловушкой для диавола.

Апостол Иоанн свидетельствует: «Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный <...> И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мёртвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мёртв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Откр. 1:10–18). Господь Иисус Христос по человечеству  своему стал первопроходцем и нашим проводником в Царство будущего века.

Св. Иоанн Дамаскин в своём праздничном пасхальном каноне называет Христа «Пасхой». Сущность  праздника Пасхи – умерщвление смерти и ниспровержение диавола.  «Смерти празднуем умерщвление, адово же разрушение» – поёт Церковь. Потому Пасхой назван  и Сам Христос. Ведь спасение наше вне Богочеловека Христа немыслимо: Он Есть путь, истина и жизнь.

«Днесь спасение миру, видимому же и невидимому» – потому возрадуемся, вопреки всем земным скорбям, вопреки всем бедам, которые терпим мы сами или ближние наши.

Христос Воскресе!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Комментарии

16.04.2015 - 08:37 :

Вот насущно, что возрадуемся и днесь и присно и во веки веков, и потому именно пасхальной радостью хотя бы в эти несколько лучезарных суток будем делиться.Держи в себе жидкое золото чёрной зависти на свою погибель, копи-бросай в себя фальшиво отчеканенные монетки-полушки тщеславия, чахни и корпи над россыпью стразов своей подозрительности и ревности.Не искушай бессеребренников.Или к смывному бачку психоаналитическому на цырлах тiкай.Но вот святое, если пагубное бесчувствие твою по определению к тесноте прикипевшую душу не до паралитического анабиоза овощей замороженных сковало, трожь, вороши, сыпь сахар, лей елей.И делись, Христа ради,не жадничай, по-сестрински, по-братски, по-отцовски, по-матерински,по-сыновьи, по-человечески.И да Христос Воскресе, мятежная Светлана.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+