Перейти к основному содержанию

09:56 18.04.2024

Сервилисты и миротворцы

25.06.2014 04:58:33

В горестном конфликте на Украине есть одна сила, которая неизменно стоит на позициях мира и человеколюбия - это Церковь. Как сказал Патриарх Кирилл, “Наша принципиальная точка зрения заключается в том, что Церковь должна быть поверх любой схватки. Церковь должна сохранять свой миротворческий потенциал даже тогда, когда всем кажется, что никакого в принципе миротворческого потенциала не существует. Это непростая позиция, потому что каждый, кто разделяет ту или иную точку зрения, кто вступает в гражданский конфликт, пытается искать поддержку в Церкви”

Церковь стоит как скала среди бурных волн, когда рухнули все остальные моральные опоры - или то, что такими опорами казалось. Люди, непрестанно восхваляющие себя как защитников прав и достоинства человека во всем мире, предпочли поддержать масштабное кровопролитие. Изысканные интеллигенты, творческие личности, неустанные борцы за свободу, достоинства и права, одобряют обстрелы и бомбежки жилых кварталов. Даже религиозные общины решительно поддерживают кровопролитие на одной из сторон.

И только Церковь отказывается освящать и благословлять братоубийство, непрестанно призывая к миру. Именно поэтому Церковь сталкивается - и будет сталкиваться - с неукротимой враждебностью, ненавистью и клеветой.

Недавно, например, мэр города Херсона Владимир Николаенко заявил, что “господин Кирилл как глава РПЦ благословляет агрессию Российской Федерации против нашей страны”. Это неправда, и неправда очевидная, Патриарх Кирилл свою позицию выражал неоднократно, и ни о каком благословении какой-либо из сторон конфликта речи не идет. На днях группа националистов ломилась в Киево-Печерскую Лавру, но была, к счастью, остановлена милицией. В интернете собираются подписи за запрет Украинской Православной Церкви Московского Патриархата на территории Украины.

Почему люди объявляют врагом именно ту религиозную общину, которая уклоняется от враждебности? Именно потому, что она не поддерживает ни одну из сторон и тем ломает черно-белую картину мира.

Для участников вражды есть “наши”, исполненные благородства и добродетели, есть “враги”, полные мерзости и во всех отношениях заслуживающие только ненависти. Когда они слышат, например, слова митрополита Онуфрия, “мы хороним наших солдат во всех областях Украины, мы хороним и ополченцев Донецка и Луганска, потому что и те, и другие – наши единоверцы и братья. Церковь ежедневно молится о мире, призывает к нему”, они сталкиваются с чем-то гораздо более опасным, чем неприятельская пропаганда. Они сталкиваются с нравственным обличением - причем обличением не на уровне “вы поступаете плохо”, а на уровне примера - вот можно вести себя по-человечески, не злобствовать, не исходить ненавистью, не плясать на трупах, не радоваться убийству, а признавать всех братьями, молиться и скорбеть о всех.

Само проявление человечности в атмосфере сознательно нагнетаемой бесчеловечности, вызывает острую неприязнь. Люди, которые отказываются предаваться ненависти, когда этой ненависти от них требуют, приводят в ярость.

Отсюда и фантастически абсурдные обвинения, из которых мы тут рассмотрим только одно - в сервилизме по отношению к “режиму Путина”.

Попробуйте взглянуть на ситуацию со стороны. Пусть речь идет не об Украине, а, скажем, о Сальвадоре. Представим себе, что есть религиозные лидеры, целиком и полностью поддерживающие свое правительство в конфликте с повстанцами, транслирующие версию правительства, безоговорочно одобряющие любые его действия, призывающие смело истреблять его врагов и т.д.

Они могут быть правы или неправы - речь сейчас не об этом. Факт тот, что они безоговорочно поддерживают действия государства. Есть религиозные лидеры, уклоняющиеся от поддержки какой-либо из сторон, призывающие к миру и прекращению кровопролития. Опять-таки, они могут быть правы или неправы. Но кого-то из них можно обвинить в сервилизме по отношению к мирской власти, а кого-то - нет. Конечно, при желании можно считать безоговорочную поддержку своего правительства в кровопролитном конфликте не сервилизмом, а напротив, прекрасным проявлением свободолюбия. Но там, где такой поддержки не выражается, там и возможности для таких обвинений нет. Горячо заявляемую поддержку можно интерпретировать как сервилизм. Ее отсутствие - едва ли. И если бы речь шла о далекой и чужой стране, мы бы ни на минуту не усомнились, что безоговорочная поддержка своей мирской власти может быть сервилизмом, а вот ее отсутствие - нет.

Между тем на Украине люди, безоговорочно и безусловно поддерживающие свои власти, обвиняют именно Церковь, которая никому такой поддержки не оказывает, в сервилизме.

Патриарх Кирилл оказывается виновен в том, что не желает подписаться, полностью и безоговорочно, под тем, как киевские власти интерпретируют ситуацию - как агрессию со стороны России.

Конечно, для сторонников киевских властей психологически гораздо комфортнее верить в то, что когда украинская армия  обстреливает украинские города и убивает украинских граждан, она, таким образом, “отражает агрессию России”. Но судя по многим свидетельствам, в том числе западных, и, в некоторых случаях, украинских СМИ, люди на Юго-Востоке Украины смотрят на вещи совершенно иначе - они полагают себя жертвой агрессии со стороны Киева, а если в чем и упрекают Россию, то в нежелании быстро и решительно прийти на помощь.

Для Церкви те и другие - свои; и если между ее чадами возникает кровавая вражда, они не становится на сторону одних против других, но ищет мира и спасения всем. Да, этим она вызывает ненависть у служителей ненависти и насилия. Но Господь много раз предупреждает, что реакция мира сего на  верность Евангелию будет именно такой. 

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Комментарии

25.06.2014 - 08:37 :

Видимо Вы, ув. Автор, совершенно правы – мне просто не повезло… Подавляющее большинство проповедей политиков, миротворцев, священников, идеологов, журналистов, шоуменщиков.., которых я слышал, призывают к миру в Украине…
Причем это касается представителей со всех сторон...

25.06.2014 - 09:39 :

Почему одним стыдно, а другим не видно. За 10 лет в УПЦ (МП) ни разу не слышал такого цинизма и лжи про пребывающих с нами в одной вере русских. Зато вы преуспеваете. Кто кому брат. Вы сами придумываете свою "правду", свои обиды . Вы для себя оправдались. Тогда я за вашу совесть спокоен.http://www.echo.msk.ru/blog/aiderm/1346342-echo/

25.06.2014 - 14:02 :

«Реакция мира сего на верность Евангелию будет именно такой» — манипуляция. Господь много раз предупреждает тех, кто не холоден и не горяч. Говорит и о воинах: он не напрасно носит меч, он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. Предупреждает также о том, что кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь. "Не имеет" — значит: не ВЛАДЕЕТ, не пользуется НА БЛАГО. Я не исключаю, что прямо по слову писания, — всё, чем в данном случае мы ещё кое-как владеем, превратится в табуретки и черепки уже необратимо. «Церковь должна быть поверх любой схватки. Церковь должна сохранять свой миротворческий потенциал даже тогда, когда всем кажется, что никакого в принципе миротворческого потенциала не существует». Тут ключевое слово: "кажется". "Кажется", что не существует, — или действительно не существует? Объективное решение ВОПРОСА СУЩЕСТВОВАНИЯ — не зависит от нашего желания, от того, что нам "кажется". Из того, что многим что-то кажется, не следует, что можно волюнтаристски выбрать удобный вариант, пользуясь авторитетом и политической ситуацией. «Каждый, кто разделяет ту или иную точку зрения, кто вступает в гражданский конфликт, пытается искать поддержку в Церкви» — очень сомневаюсь, что каждый этого ищет. Но и поддержка бывает разной: иногда молчание (если нечего сказать) — лучше, чем непрошенные и пустые слова. «Наша принципиальная точка зрения заключается в том, что Церковь должна быть поверх любой схватки». Тут много странного, но отмечу одно: "поверх схватки" — это когда ополченцы, не треща лозунгами, лечат и отпускают своих озверелых врагов. Это — дело. Всё остальное — "миротворческая деятельность".

25.06.2014 - 16:42 :

Между прочим, Путин, несмотря на миротворческие инициативы, тут же заявляет: «Нужно не требовать разоружения, тем более, у восточной части Украины, тем более, что радикальные силы в виде "Правого сектора" и других радикалов не разоружены до сих пор, хотя многократно об этом говорили и обещали, что эти незаконные по сути дела формирования сложат оружие. Они оружие не сложили. Даже Майдан до сих пор не освободили. Требовать в этих условиях сдачи оружия со стороны ополченцев просто, на мой (Путина, то есть) взгляд, БЕССМЫСЛЕННО, потому что они, вспоминая то, что произошло в Одессе, отвечают: МЫ СЕГОДНЯ СЛОЖИМ ОРУЖИЕ, А ЗАВТРА НАС ВСЕХ СОЖГУТ ЗАЖИВО». Конец цитаты. И, имея такую поддержку, я спрашиваю у автора, и кого он тут рекламирует: о ком тут говорится, кто это "мы", "нас"? Это ведь — не ополченцы с оружием сами по себе, это — все, кто стоит за их спиной, все те, ради кого они оружие взяли, в том числе, в далёкой перспективе, — и Вы, г-н сочинитель. То есть Путин признал вчера ВЫНУЖДЕННОСТЬ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ этой войны. И что? Теперь "нет больше то любви..." уже не актуально? А актуален теперь возвышенный над любой схваткой "миротворческий потенциал"? Идея-то понятна, она на поверхности: "Худой мир лучше доброй войны". Только в Библии этого, как ни крути, — нет.

25.06.2014 - 20:36 :

Хочется добавить: я вовсе не ястреб; и возможно, мои две записи не совсем по теме статьи, — но крайне неприятен этот высокомерно-надчеловеческий официоз и занудная его апология. Одна только фраза "Для Церкви те и другие - свои" — уже говорит о её качестве. "Свои" для Церкви — это кающиеся и исполняющие заповеди — хотя бы одну, и пусть даже под обстоятельствами; а также — гонимые за правду. А вовсе — не обе стороны конфликта, — автоматом. Поэтому, Церковь — должна быть на стороне таких "своих", а если не так — то плохо.

30.06.2014 - 15:30 :

Нет в русском языке такого слова - "сервилисты".
Автор, постарайтесь выражать свои мысли на грамотном родном языке - он достаточно богат для этого. Не надо его засорять ненормативной лексикой.
А по сути - представьте, что на пороге вашего дома убивают ваших детей (родителей и т.д.), а вы, "не становясь на сторону одних против других, ищете мира и спасения всем" (ваша цитата). И продолжаете сидеть на диване в своей комнате.
Вы похожи на священника и левита из притчи о добром самарянине. Окажись вы там, вы, наверное, так же прошли бы мимо. Впрочем, наверняка пожелали бы израненному человеку доброго здоровья - в вашем любимом стиле.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
4 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+