Перейти к основному содержанию

14:59 14.10.2021

Саурон не прошел

16.12.2014 06:29:48

Идея установить над Москва-сити — на самой высокой точке в городе — «Око Саурона», так и не была осуществлена, хотя вызвала немалый интерес. Что же, очевидно, что сами по себе художники из группы «свечение» не хотели ничего плохого — а хотели всего лишь прорекламировать очередной фильм из цикла про хоббитов. Но, независимо от их желания, «Око Саурона» — могущественный символ, который вызывает вполне определенные ассоциации.

Как и любое серьезное литературное произведение  (а трилогия Толкина, несомненно, шедевр мировой литературы), «Властелин Колец» может быть прочитан на многих уровнях. Для кого-то это просто ролевая игра с деревянными мечами, приключенческий роман в стиле фентези, подобный бесконечному числу более поздних фантазий на темы «меча и магии». Для кого-то — сложная и увлекательная литературная и лингвистическая игра, пронизанная аллюзиями на разные культуры, языки и эпосы. Для кого-то еще — повесть о судьбе человека в падшем мире, охваченном борьбой добра и зла, об искушении, выборе, надежде, вере, верности и промысле. Этот, самый глубокий слой легко упускают из вида, но для автора он был самым важным. Джон Толкин был ревностным христианином-католиком; в протестанткой Англии с ее нелёгкой историей взаимоотношений с Ватиканом это был серьёзный выбор. Его вера особенно бросается в глаза, когда читаешь его письма; читатели «Властелина», увы, часто вполне чуждые знаний о какой-либо христианской традиции, ее не замечают. Некоторые искренне удивляются, узнав о вере автора. Однако — как говорил сам Толкин, «Властелин», это именно христианская книга, борьба, которая в ней разворачивается, есть духовная борьба.

А это значит, что Саурон — не просто «плохой парень», которому полагается здесь быть по сюжету игры. Саурон — это образ сатаны. Образ беспросветно злой силы, ищущей поработить и разрушить все доброе в мире — прежде всего, растлить души людей и других свободных существ средиземья. «Око Саурона» — символ демонического влияния, которое ищет проникнуть в мысли людей. Едва ли уместно украшать самую высокую точку в Москве образом дьявола. Конечно — скажем еще раз — представители группы «свечение» и в мыслях не имели прославлять сатану. Но в самой трилогии «Око» несёт совершенно определённую смысловую нагрузку.

«Око» вызывает еще ряд ассоциаций, которые и были озвучены. Эмигрировавший из России журналист Леонид Бершидский в своей статье для Bloomberg пишет, что «нынешняя Москва действительно во многом похожа на Барад-дур, центр тираничной власти Саурона в эпопее Толкина... Это страна... с правительством, которое объединяется с религией, чтобы контролировать все аспекты жизни ее граждан»

Неизвестно, почему Бершидский решил, что в России «правительство объединяется с религией, чтобы контролировать все аспекты жизни ее граждан». В описании Мордора у Толкина какая бы то ни было религия не упоминается вообще. Вероятно, как это нередко бывает, Бершидский следует той картине реальности, которую диктует ему идеология.

А эта идеология диктует демонизацию оппонента — для чего Бершидский (и не только он) и использует образы Толкина. Сам Толкин возражал против этого чрезвычайно резко — что Бершидский в своей статье признает — но это не мешает желающим зачислять неприятных им людей в «орки»

Орки в книге Толкина — специально выведенные Сауроном демонические существа, воплощающие зло, мерзость и разрушение. В них нет ничего доброго, с ними нельзя примириться, с ними нельзя сосуществовать, с ними можно только вести войну на полное уничтожение. Сам Толкин безусловно отвергал идею отождествлять с орками своих национальных или политических врагов. Вот что он писал своему сыну Кристоферу в письме  от 25 мая 1944 года: «Да, я считаю, что орки — создания не менее реальные, нежели любое порождение «реалистической» литературы: твои прочувствованные описания воздают этому племени должное; вот только в реальной жизни они, конечно же, воюют на обеих сторонах. Ибо «героический роман» вырос из «аллегории»; и войны его по-прежнему восходят к «внутренней войне» аллегории, где добро — на одной стороне, а всевозможные виды зла — на другой. В реальной (внешней) жизни люди принадлежат к обоим лагерям: что означает разношерстные союзы орков, зверей, демонов, простых, от природы честных людей и ангелов»

Однако любая война, гражданская особенно, сопровождается демонизацией оппонента. Мне доводилось читать в социальных сетях сообщения, в которых, например, люди, сожженные в Одессе 2 мая, именовались «орками». Орков можно убивать, не испытывая стыда, жалости или страха. Те деяния, которые были бы позорным преступлением по отношению к людям, являются подвигом по отношению к оркам. Человек, который уверил себя в том, что на другой стороне противостояния — «орки», может кидать бутылки с горючей смесью в здание, где находятся люди, или обстреливать из орудий жилые кварталы, чувствуя себя при этом Высоким Европейским Эльфом. Вывешивать Око Саурона над Москвой — значит подыгрывать этой демонизации.

Есть и еще одна проблема, скорее с московской стороны — самодемонизация. Есть люди, которым нравится отождествлять Москву с Мордором, а себя — с орками. Да, орки мы с раскосыми и жадными очами. Да, у нас тут Мордор, трепещите, белокожие. В таком самооговоре есть что-то болезненное и жалкое, что-то от трудного подростка с последней парты, для которого главная мотивация — «назло училке». Комплекс неполноценности провинциала, который хочет быть принятым в чужой карнавал, хотя бы в костюме орка. Но маску орка носить не стоит. Она может прирасти.

Но в Москве — и в России — достаточно людей, которые не хотели бы, чтобы их отождествляли с орками. И группа «свечение», надо сказать, проявила похвальное уважение к своим согражданам, отказавшись от этого проекта. 

Комментарии

16.12.2014 - 09:20 :

На сайте православие.ру 13.12.14 был материал, что уже не "свечение", а другие затейники "Компания GiveAR, которая занимается созданием технологий дополненной реальности, установила над деловым центром «Москва-Сити» виртуальное «Око Саурона», пишет Gazeta.ru.

Об этом сообщается в фейсбуке компании. Для того, чтобы увидеть «око» над зданием делового центра, требуется приложение от GiveAR и телефон или планшет. После установки при наведении телефона можно увидеть «око», сообщила компаемя GiveAR 11 декабря."
«Мы взяли и установили «Око Саурона» на одно из зданий бизнес-центра самостоятельно! Несмотря на все запреты, оно все равно наблюдает за городом, а увидеть его может любой, для этого понадобится телефон или планшет». Эти товарищи, вероятно, решили словить момент и быстренько занять неожиданно освободившееся местечко в ленте скандальных новостей, попиарить себя таким "культурным" способом, пока скандал не утих.

16.12.2014 - 15:33 :

Да за одно желание этой установки уже по башке дать надо, что бы другим не повадно было, хватит нам звезд кремлевских.

17.12.2014 - 06:27 :

Правильно!
А буквы эти - УЭК!
Пишутся в это самое время по всей России на каждого.

17.12.2014 - 17:09 :

Слава Богу, наш Патриарх очень ко времени запустил несколько лет назад программу "200 храмов". Однако некоторые неистовые постоянно заявляют протест - мол, зачем столько, а еще - почему это храм строят в парке или же - самое расчудесное - "Лучше бы вместо храма построили супермаркет". Родные, разуйте глаза - неужели вы не видите, что сегодня на каждом углу строятся мощные храмы - сияющие огнями, привлекающие рекламой, пяти, шести-этажные, где каждому - по вере его (то есть по отделу) - это гигантские храмы Торговли, великолепные храмы бога маммоны. На одном из них даже планировали вчера (да-да, вчера, 10 декабря, в день иконы Божией Матери Знамение! - какая, однако, бесовская ирония) впрямую заявить о том, кому они посвящены, разместив на Сити невинный объект - око саурона (намеренно пишу с маленькой, другой он не заслуживает). Раньше столетиями доминантами, самыми высокими строениями в городах были храмы. И это был - вектор страны. Вектор человеческой души. Сегодня рядом с уходящими в небо храмами маммоны скромно, но упорно отвоевывают себе место гораздо более скромные православные храмы - корабли и ракеты, в которых для каждого есть место для полета в вечность. Стоит только захотеть - билет туда бесплатный, но требуется много усилий, чтобы остаться в этом корабле-ракете. А в храме маммоны усилий не требуется, главный его девиз - расслабься и потребляй. Что же, ваш выбор, друзья мои. Остаться ли пассажиром корабля вечности или же, как во дни Ноя, быть погребенными вместе с храмами маммоны в последний день. Ад не может быть привлекательным. Поэтому дьявол делает привлекательной дорогу туда. (Святой Василий Великий). Спасибо за напоминание, отче. Аминь.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+