Перейти к основному содержанию

07:27 16.09.2019

С Новым Годом!

14.01.2017 10:47:59

         Дорогие читатели! Поздравляем вас с Новым Годом! Разумеется, со Старым Новым Годом. Куда более настоящим, чем официальный Новый Год. Поскольку это дореволюционный гражданский Новый Год по благодатному юлианскому календарю. 

         Вообще, Россия уникальная страна, где есть целых 4 новых года — Новый Год, Старый Новый Год, Церковный Новый Год и Первое сентября — начало Нового Учебного года. Любой иностранец впадает в культурный шок, когда слышит словосочетание «Старый Новый Год». И тем не менее от русской жизни он неотделим — печальное следствие ленинско-троцкистской календарной реформы. Однако, январский Новый Год для России своего рода модернизм, поскольку существовал гораздо более древний новогодний праздник — сентябрьский.

         Официаьно 1 сентября стало началом новолетия на Руси с 1492 г., однако на самом деле эта дата появляется раньше. Сентябрьский Новый год пришел к нам из Византии, из православной Ромейской империи, а в свою очередь, через Антиохийскую традицию, он восходит к ветхозаветным преданиям. Праздновалось Первое сентября в Константинополе весьма торжественно, возможно  со времени равноапостольного императора Константина Великого, установившего счет по индиктам. Индикт — девятнадцатилетний хронологический период, придуманный для более удобного сбора налогов, позднее органично вошедший в церковную жизнь.

          О раннем праздновании церковного новолетия 1 сентября  указывают заключительные слова Беседы свт. Василия Великого на память мч. Маманта (память 2 сентября): «Возвращающий же сие наше торжество, полагающий предел прошлогодним молитвам и возглавляющий наступающее лето (ибо один и тот же день заключает у нас собою протекший круг времени и служит возглавием вновь наступающему), и так собравший нас и даровавший нам силы к действию на будущее время, да сохранит нас в оное невредимыми, не обидимыми, не расхищенными от волка, да соблюдет и Церковь сию непоколебимою, огражденною великими столпами мучеников, да отвратит все злоухищрения и приражения еретических беснований, да даст же нам в безмолвии поучиться словесам Божиим и познавать дарованную благодать Духа; потому что Ему слава и держава со Святым Духом ныне, и всегда, и во веки веков! Аминь.

         Сентябрьский Новый год естественен — это праздник сбора урожая. Лично для меня гораздо приятнее водить хороводы вокруг зеленой яблони, увешанной плодами, чем вокруг мерзлой елки. При всем моему уважении к Петру Великому, его календарная реформа с празднованием Нового Года по римскому обычаю 1 января не вдохновляет, хотя бы в силу разрыва светского и церковного новолетия. После Петровской реформы 1700 года, Церкви срочно пришлось вводить накануне 1 января чин Молебного пения на Новый год, где есть слова о благоплодии земли, не очень соответствующие ледяному и снежному зимнему сезону.

         Вспомним и то, что конец античности и средневековье характеризовалось многообразием новых годов. Был Рождественский Новый Год, начинавшийся 25 декабря.  Был Благовещенский Новый Год, отмечавшийся 25 марта, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, восходивший к Александрийской хронологии. Астрономически он вполне логичен, поскольку приходится на дату весеннего равноденствия. Был еще Пасхальный Новый Год, начинавшийся от праздника Светлого Христова Воскресения. След его отразился в  наших церковных чтениях, начинающихся от Пасхи. Неудобство его состояло в зависимости пасхального праздника от лунного календаря и, соответственно, в том, что каждый год начинался с новой даты. Однако, существовал и более стабильный весенний Новый Год — 1 марта, который был широко распространен в Средневековье, в том числе и в славянских странах. Возможно, памятью о нем навеяны слова игумена Стефана, героя драмы  Петра Негоша «Горный Венец»:


Удивляюсь Новому я году.
Отчего он нынче наступает?
Отчего не с вешним половодьем,
когда солнце с юга возвратится,
когда дни становятся длиннее,
когда вещь любая получает
новый смысл и новое обличье?
 

При установлении 1 января как даты Нового Года,  Петр I руководствовался  примером западноевропейских государств и  соображениями светского порядка. Западноевропейские страны, в целом, перешли на 1 января как начало нового года, еще в конце средневековья. Вот подлинный указ императора Петра со всеми соображениями о пользе перехода на новую дату.

 

7208 (1699) года декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец указал сказать:

"Известно ему, великому государю, стало -- не только что во многих европских християнских странах, но и в народах славянских, которые с восточною православною нашею Церковью во всем согласны -- как валахи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые его, великого государя, подданные черкасы, и все греки, от которых наша вера православная принята -- все те народы согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть января с 1 числа, а не от Создания мира, за многую рознь и считание в тех летах.

И ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января с 1 числа настанет новый 1700 год, купно и новый столетний век. И для того доброго и полезного дела указал (великий государь) впредь лета счислять в приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова.

А в знак того доброго начинания и нового столетнего века в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в доме своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых..

А людям скудным каждому хоть по деревцу или ветке над воротами или над хороминой своей поставить. И чтоб то поспело ныне будущего января к 1 числу сего года, а стоять тому украшению января по седьмой день того ж 1700 года.

Да января ж в 1 день, в знак веселия, друг друга поздравляя с Новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет -- то по всем знатным дворам боярам, и окольничим, и думным, и ближним, и знатным людям палатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям каждому на своем дворе из небольших пушечек, если у кого есть, и из нескольких мушкетов или иного мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится»...

      Отметим, что  хотя в его время многие протестантские страны перешли на Григорианский календарь, Петр оставил в России старый, Юлианский, который был отменен в 1918 г. советской властью, явно не благоволившей к Православию

 

         Казалось бы, Петровский Новый Год — чисто светский праздник. И, тем не менее, 1 января в качестве Нового Года имеет свой смысл. Он совпадает с днем Обрезания Господня — праздника, где прежнее ветхозаветное время соединяется с новозаветным, где «Господь всех обрезание терпит и человеческие прегрешения обрезует», где Он является как Исполнение закона и пророков. А еще это день Святителя Василия Великого — доброго и благостного кормителя голодных и попечителя о больных. В греческом народном сознании образ Деда-Мороза связан не со святителем Николаем Мирликийским, а со святителем Василием Великим. В далеком 1997 г., когда мне довелось оказаться в Янинских пещерах с замечательным греческим иеромонахом о. Нектарием, он указал на сталактитовую скульптуру, похожую на Деда Мороза и с улыбкой сказал: Ἅγιος Βασίλειος — святой Василий. Память Василия Великого — столпа Православия и Вселенского учителя — освещает и освящает начало Нового Года, согласно благословенному старому стилю.

         В день Нового Года есть смысл задуматься о времени. Оно поворачивается к нам самыми разными сторонами. Мы часто созерцаем его, как время падшее и время поедающее. Может быть, читатели помнят эту загадку?

«На свете есть, кто может съесть,

Все, что на свете ни на есть:

Все, что живет и что цветет,

Грызет железо, сталь жует.
Пожрет и короля и двор,

 и город, и вершины гор...»

Герой «Хоббита» Бильбо лишь самый последний момент понял, что это — время. Но для тех, кто много жил и пережил многих, эта прискорбная загадка более чем прозрачна. Вспоминаются страшные строки Анны Андреевны Ахматовой:

«Что войны и чума? Конец им виден скорый,

Им приговор почти произнесен,

Но что мне делать с этим ужасом, который

был бегом времени когда-то наречен?»

 

И действительно, За прошедший церковный  год мы похоронили стольких замечательных людей. Среди них игумен Пантелеимонова монастыря архимандрит Иеремия, автор сайта Православие ру ветеран Великой Отечественной Войны историк Михаил Иванович Фролов, трагически погибшая над Черным морем доктор Лиза. Время является как беспощадная, разлучающая стихия. 

         Другой аспект падшего времени - время беглое и вороватое. Это те «лукавые дни», о которых говорит св. апостол Павел. Мы в нашей суете часто не замечаем стремительного и вороватого темпа времени. Еще в 1991 г. на Афоне заметили, что для лампад стало требоваться больше масла. Масло то же самое из тех же оливковых рощ. Фитили те же. Воздух, кажется тот же, а тем не менее масло сгорает быстрее. Видно, что тварь покоряется суете вслед за людьми. Последствия понятны. Люди быстрее движутся, но и быстрее старятся, быстрее изнашиваются. И в какой-то момент с ужасом чувствуют, что для самого главного в их жизни уже не остается ни сил, ни времени.

Следующая сторона времени - время отцветающее. Вспоминаются горькие мандельштамовские строки:

«Кто время целовал в измученное темя

С сыновней нежностью потом

Он будет вспоминать, как спать ложилось время

в сугроб пшеничный за окном

Кто веку поднимал измученные веки

два сонных яблока больших

Тот слышал вечно шум, когда взревели реки

Времен обманных и глухих».

Это чувство понятно для тех, кто живет на переломе времен, особенно для тех, кто помнит предыдущую эпоху. И видит, как ее хоронят, набрасывая кучу мусора. Как тут не вспомнить скорбные ахматовские стихи:

«Когда погребают эпоху,

Надгробный псалом не звучит,

Крапиве и чертополоху

Украсить ее надлежит».

Многие тоскуют по советскому времени. По многому. И по чувству братства и дружбы народов. И по единству страны. И по социальной защищенности и по чувству покоя и уверенности. Но еще и по чувству времени. Было славное прошлое. Стабильное настоящее. И, наконец светлое будущее.

В нынешней пропаганде, в нынешних СМИ будущего более-менее нет. Прошлого тоже. Зато есть сладенькое настоящее. «Живи здесь и сейчас». Ну а здесь полшажка до печально знаменитого: «Бери от жизни все». Так  хочется добавить Что плохо лежит.

К сожалению, многим нашим современникам близко горацианское выражение «день лови», буквально срезай — сarpe diem. Все равно, как вор срезает кошелек. Или жулик ловит  кусок пожирнее. Это чисто языческое и мошенническое ощущение времени.

Все помнят: «Призрачно все в этом мире бушующем

Есть только миг — за него и держись,

Есть только миг между прошлым и будущим,

Именно он называется жизнь».

Но в фильме «Земля Санникова» говорится о другом — о героическом миге, о миге свершения. О том же и в бессмертных словах «Не думай о секундах свысока». А теперь...

         Однако, такое ли время празднуем ли мы ? О таком ли времени молимся? Конечно, нет.

В тропаре праздника говорится

Всея твари Содетелю,

времена и лета во власти Твоея положивый,

благослови венец лета благости Твоея, Господи,

сохраняяй в мире град Твой.

Во-первых, венец — символ царственности времени и самого человека, которому оно даровано. Во-вторых, форма венца — круг, символ вечности. В Боге нет нашего падшего времени. В Нем — одна вечность. В Боге неизреченно соединяются прошлое, настоящее и будущее. Как пишет святой Григорий Богослов:

«Ум мирородный в Своих созерцал помышленьях великих
Образы мира , что Сам же составил, рассматривал прежде,
Мира грядущего в будущем, мир сей однако для Бога
Был и тогда настоящим, ведь все у Него пред очами:
То, что было, и что есть теперь, и что будет».

И эта вечность временами удивительно проявляется в нашем падшем, текучем времени. Вот рассказ игумена Дохиарского монастыря архимандрита Григория о своем старце архимандрите Амфилохии: «Старец Амфилохий, мой наставник, никого никогда не осуждал. Я прожил с ним 15 лет и не слышал от него ни одного слова осуждения. Вот он был подлинным делателем умной молитвы. Расскажу один случай. Однажды летним утром он сидел у себя в келье. Он был болен, и обыкновенно мы каждые полчаса заходили к нему келью. Он заснул в своем кресле, и мы долго не входили к нему в келью, уважая его покой. Наконец, когда прошло довольно много времени, мы подошли и постучали. Ответа не было. Мы не выдержали и потихоньку вошли в его келью. Он сидел в своем кресле совершенно неподвижно, как неживой, я подошел поближе, чтобы рассмотреть, жив ли он, и увидел, что рука его медленно перебирала четки. Наконец он как бы очнулся, выпрямился в кресле и спросил: “Много ли времени прошло?” “Полчаса” – ответил я. Тогда он приложил палец к устам и сказал: “Тсс, молчи об этом”. И я умолчал об этом до его смерти». Возможно, пред отцом Амфилохием за эти полчаса прошли годы и десятилетия, если не столетия и эпохи. Все это вместилось в малое время, за которое он сподобился неизреченных видений.

         И второй случай произошел с одним знакомым мне православным профессором. Однажды он торопился на поезд, опаздывал, и вдруг на полпути к вокзалу он обнаружил, что оставил паспорт дома. Тогда он взмолился: «Господи, помоги!». У него оставалось не более десяти минут. И произошло чудо. За эти 10 минут он успел вернуться домой, захватить паспорт, как-то добраться до вокзала и сесть в поезд. Господь, у которого тысяча лет как один день и день, как тысяча лет, смог чудесно расширить эти десять минут до нужного ему часа.

Мы молимся о времени освященном, времени благодатных свершений, времени, устремляющем нас к невечернему дню Царствия небесного. Да сподобит его нас Господь — лета Своея благости. 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+