Перейти к основному содержанию

20:26 19.04.2024

РИДЛИ СКОТТ И КАЗНИ ЕГИПЕТСКИЕ

05.02.2015 12:24:34

В январе состоялась большая кинопремьера года. Этого фильм ждали давно, некоторые с восторгом, а некоторые с осторожностью… Я говорю о картине «Исход: цари и боги», поставленной знаменитым, можно сказать, культовым режиссером Ридли Скоттом.

О да, виден, как говорили в одном из старых советских фильмов, «размах и полет». Масштабные съемки, яркая, насыщенная цветами, драйвом, бешеным противоборством зрелищность. Там есть на что посмотреть…

Но… несмотря на то, что картина, поставленная Ридли Скоттом, сделана на основе известной ветхозаветной истории, полноценной экранизацией сюжетов Священного Писания она безусловно не является.

Отличий между тем, что составляет сюжетную конструкцию этой картины, и тем, что говорит Библия, чрезвычайно много. Одним из самых ярких примеров различия – это роль Аарона. Аарон в Священном Писании, в книге «Исход», – одна из крупнейших фигур, фактически это уста Моисея, через посредство коих Моисей общается с фараоном и, по большому счету, со всем Египтом. У Ридли Скотта Аарон - третьестепенная фигура, ее почти не видно.

Конечно же, огромное отличие в том, каковы приключения Моисея до того, как начинается основное действие книги «Исход». У Ридли Скотта Моисей – египетский военачальник, один из триумфаторов большой битвы при Кадеше, где египтяне сражались против хеттов и победили. Конечно же, в Священном Писании ничего подобного нет. Это не более чем голливудское фантазирование.

К фильму Ридли Скотта нельзя относиться ни как к историческому фильму, ни как к фильму, в полной мере отражающему библейский текст. Он в большей степени похож на какую-то волшебную сказку для взрослых, на своего рода фэнтези.

Только что в российском прокате с шумом пронеслись «Хоббит 3», «Седьмой сын», «Чем дальше в лес», всё – фэнтези. Каждая из этих кинокартин чем-то похожа на то, что поставил Ридли Скотт. Формальное отличие одно: у Ридли Скотта в качестве декораций использован материал Ветхого Завета, во всех остальных случаях – материал чисто литературный, никак не связанный со Священным Писанием. Приемы постановки -- одни и те же.

У Ридли Скотта кино, как сейчас говорят в кинематографе, аттракционное, трюковое – роскошные батальные сцены в самом начале, чрезвычайно зрелищные сцены гибели фараонова войска, еще более зрелищные сцены египетских казней, плюс те сцены, которые уже, в общем-то, никак не соотносятся со Священным Писанием или историей Древнего Египта, например, как Моисей с партизанским отрядом евреев поджигает караван речных судов, идущих по Нилу. Это всё, конечно же, красочно. Это интересная работа режиссера, который является признанным мастером боевика.  Но,  разумеется, если все это анализировать строго, то мы увидим: Священное Писание использовано, в лучшем случае, как шифер для крыши в доме, который в целом выстроен из заведомо иных материалов.

Тем не менее, стоит сказать и несколько положительных слов о том, что снял Ридли Скотт. В протестантской богословской традиции давно существует течение символического восприятия Священного Писания. Но это в богословии, а Ридли Скотт попытался символически, киноязыком передать некие важные смыслы, с его точки зрения, надо полагать, чрезвычайно необходимые для зрителя.

Во всем Западном мире существует весьма влиятельный тренд (или, по-русски говоря, настроение умов) радикально критического отношения  к Богу Ветхого Завета. Разумеется, это всё - результат развития современной модернистской культуры, результат отхода от христианской традиции, результат духовного невежества. Очень часто, в популярной литературе, в том числе в литературе, которая предназначена для детей, для тинэйджеров, Бог Ветхого Завета выступает как настоящее чудовище. Иными словами, как существо, исполненное жестокого безумия и являющееся кровавым деспотом, постоянно собирающим «жатву жизней» по первой прихоти. Вся эта литература, вся эта сумма критических высказываний в сети, в масс-медиа, накапливается, и люди постепенно, из поколения в поколение, заражаются вирусом отталкивания от Бога, со временем  переставая понимать, что это всё тот же самый Бог, который отдал своего сына на смерть, на муки, на погребение. Это тот самый Бог, который создал людей, жалеет их и любит. Тот Бог, который, прежде всего, является Богом любви, милосердия, самопожертвования. То, что Бог Ветхого Завета и есть Бог Нового Завета – одна личность.

И Ридли Скотт, в какой-то степени, на уровне, понятном для американской, для английской аудитории, показал то: Бог Ветхого Завета, Бог, который действует в книге «Исход», должен был проявить суровость. Всё действие происходит на территории Древнего Египта XVIII века до новой эры. А Египет – ведь это страна, которую населяет такой же народ потомков Адама и Евы, как и евреи. Египтяне абсолютно отвернулись от Бога истинного, забыли Его имя, не верят в Него, не знает Его, молятся какой-то странной темной пакости, а правители-фараоны время от времени сами начинают требовать, чтобы в них видели богов. Евреи же, которые оказались пленены в Египте, порабощены, тоже оскудели верой, пусть и не столь страшно. И Бог эту веру восстанавливает, потому что вера в Создателя, вера в Господа Бога, единственного и истинного, для нас от начала мира – это норма, это правильно, это единственная форма адекватных взаимоотношений между Творцом и творением Его. Богу приходится использовать средства крайне тяжелые, порой кровавые. Конечно же, это страшно. Но ведь разве менее страшно то скотство, до которого опустились люди до всех этих египетских казней и до исхода еврейского? Их духовное обнищание, жестокость, корыстолюбие, безумное следование собственным прихотям, даже самым мельчайшим, их нежелание видеть что-либо, кроме повседневности, это ведь, в сущности, падение до уровня животных.

То великое исправление, которое случилось в Египте, и вернуло на путь истинный хотя бы евреев (египтян не исправило и не вернуло) было очень значительным поворотом во всей истории человечества. Ридли Скотт показывает зрителю: люди заслужили египетские казни и суровость Господню.

В нынешних условиях, в условиях постоянно, везде и повсюду действующего вируса отталкивания от Господа Бога, даже такое искаженное, может быть, кривоватое слово, какое произнес своим фильмом Ридли Скотт, полезно. Ведь Господь Бог порой использует кривые орудия к торжеству истины. И, наверное, с фильмом «Исход» Ридли Скотта произошла именно такая история.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
10 + 4 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+