19.05.2014 11:58:08
Светлана Колосовская

В музее Храма Христа Спасителя проходит выставка современной русской иконы «Путь возрождения». Иконы, шитые бисером, украшенные натуральными, в т. ч. драгоценными камнями, представлены мастерской Натальи ГОРКОВЕНКО «Прикосновение». В 2012 г. выставка икон этой мастерской, заявленная в ХХС на два месяца, по многочисленным просьбам и пожеланиям была продлена до шести месяцев.
Передать впечатление от увиденного словами практически невозможно. Пятый раз в течение месяца я прихожу в музей Храма Христа Спасителя и час-полтора живу в мире этих икон. Ненароком выясняю, что принадлежу к категории «запавших». Они наверное, как и я, со страхом следят за датой окончании выставки (15 июня с. г.), когда все эти иконы увезут…
Сначала о технике. На выставке представлены иконы, шитые бисером и жемчугом – различного размера и оттенков. И это не только оклады, но и лики, шитые мельчайшим японским бисером. Так, приблизившись, вы видите зрачок Лика Богородицы, который состоит из 8-10 бисеринок разного оттенка. Отдалившись, вы видите только взгляд, который никаким искусством, никаким бисером передать невозможно. Это – Икона, взгляд из Того Мира. Обрамлены Иконы также шитьем - многоцветьем узора из драгоценных камней, жемчуга, бисера и чего-то еще. Зрительно это некоторые «рамки до рамки». Узоры этих обрамляющих рамок неповторимы ни по цвету камней, ни по рисунку. Они – продолжение Лика и одеяний, они тоже, будто надиктованы свыше. Значит, не перевелись на Руси златошвейки. Вспоминаются сохранившиеся в музеях до наших дней шитые золотом плащаницы, воздуха, вышитые «тонкими пальцами великих княжон»…
На выставке представлены Иконы. Время от времени себе надо об этом напоминать. Ибо ум и натура ищут своих определений, уводящих в «свой» мир, противоположный миру Иконы: «произведение искусства», «эстетическое совершенство», «цветовая гармония». И противоречие это непреодолимо: все-таки иконы выполнены, написаны, сшиты людьми, мастерицами, имена которых, Слава Богу, не названы. То есть и «эстетическое совершенство», и «цветовая гармония» тоже присутствуют.
В интернете можно посмотреть фильм, рассказывающий о мастерской «Прикосновение», можно увидеть иконы, некоторые из которых представлены на выставке. Да, это те иконы, что я видела третьего дня. Операторы показали не только общий план, но и жемчуга, узоры из драгоценных камней крупным планом. Сначала огорчило то, что фильм икон-то - не показал. И не потому, что авторам не хватило любви или таланта, или профессионализма. А потому, что средствами кино, то есть фотографии – показать этого нельзя. Ибо на выставке были представлены действительно – Иконы, воспринять, «увидеть» которые можно только непосредственно, «вживую». Ближе всего к сути увиденного стоит название мастерской – «Прикосновение». Иначе говоря, люди, усилиями которых появилась та или иная икона, лишь прикоснулись, лишь держали в руках иглу… Творцы – не они.
Отличие Икон, выполненных в названной технике, что, опять же, можно воспринять только «вживую», состоит вот в чем. Блеск, рождающийся от многократного взаимного отражения цвета и граней, живит Икону. Цвет-блеск, приходящий к вам мягкими импульсами, привлекает, приглашает к себе. Вы долго не можете отойти, вы долго в плену. Евгений Трубецкой, когда писал о русских иконах более ста лет назад, сказал, что относиться к ним надо, как к Высочайшим особам. Стоять перед ними, не смея заговорить первыми, ожидая их обращения к себе. Здесь же мы наблюдаем отличное: наверное по нашей духовной немощи Иконы первыми обращаются к нам, привлекают, надолго оставляют рядом, укрепляют, врачуют.
Каждая Икона останавливает вас по-своему. Боюсь называть иконы, чтобы тем самым не выказать предпочтения, то есть невольной оценки. И тем не менее… Икона «Троицы», что в самом начале выставки, завораживает именно непрестанным живым дыханием. «Князья Петр и Феврония» - «читаемыми» взглядами, обращенными не то друг к другу, не то – к нам. А ведь они – одно. Тайна в том, что они – одно…Икона «Вера, Надежда, Любовь и мать их – София» останавливает уже издали, и не только несколько большим размером. Дети представлены матерью как жертвенно чистые масличные ягоды. Преобладает белый цвет – цвет чистоты… А «Николай-Чудотворец» большего размера, а «Николай-Чудотворец» меньшего размера?… А «Семистрельная»?.. А «Казанская»?.. А целый ряд икон «Умиление», кажется последняя из которых – выполнена на нежнейшем розово-сиреневом фоне?... А «Архангел Михаил»? Если бы в орнаменте первой рамки не было этого подчеркнутого темно-красного… Но он есть, он есть! А «Матронушка»?..
Невольно становлюсь свидетелем диалога двух женщин у одной из икон: «А эту икону ты бы себе взяла?.. А эту?» - «Да… и эту тоже…». Решаюсь прикинуть на первый взгляд, какие иконы выставки я «взяла бы себе». Стала записывать, их оказалось около двух десятков, почти половина выставки. А потом внимательнее посмотрела на те, которые «не взяла». Оказывается, просто – не рассмотрела. Да и что такое «взять себе»? Разве что вместе с этим выставочным залом? Потом подумалось о судьбе этих икон. Конечно, это очень дорогие иконы. И по вложению драгоценностей, и по работе, которая должна стоить по крайней мере - не меньше. Кто-то вложился, надеясь на отдачу… Хорошо, если бы не надеялись. Ну, вложились – и вложились… А на нужду Бог подаст.
Конечно, икона должна быть в храме. В Храме Христа Спасителя есть уже две иконы Божией Матери из мастерской «Прикосновение» - «Тихвинская» и «Касперовская». А иконы выставки хорошо бы оставить здесь, в музее храма. Ну, может ли быть более приличное место для них? И тут же мелькнула диктаторская мысль: без права приобретения. А то ведь купят эту, а потом еще и эту икону… И ладно бы – в храм, а то ведь и в частную коллекцию… А здесь, когда они все вместе, это же пир духа.
Устроители выставки – Фонд Святого Архангела Михаила – сознают, Что они представили посетителям. Поэтому и здесь вложение – максимальное, вложение любовное. Практически каждая икона, или некий триптих, представлены отдельно. Большая часть икон имеет отдельный подход, они будто вложены в большие шкатулки темно красного бархата, куда можно войти. Продумана и подсветка: три глазка снизу, или один глазок сверху.
Переходя от одной иконы к другой, вы невольно останавливаетесь: что это, откуда отзвуки? Может быть этажом выше идет репетиция хора? Но песнопения постовские, а сейчас – Пасха… Звуки гимнов, то приглушенные, то усиленные, отвечают восприятию, создают фон. А вот звучит и искомое: «…Хвалите Его в кимвалех восклицания». Этот из150-й псалма Давида.
Комментарии
19.05.2014 - 17:00 Статья хорошая, но название:
Статья хорошая, но название какое-то , простите, горбачёвское. Мне кажется, что "духовный пир" было бы лучше.
25.05.2014 - 09:52 Статья мне понравилась.:
Статья мне понравилась. Светлая, возвышенная. Очень точно отражает душевное состояние после посещения выставки... Словно воздух вокруг тебя звенит... Еще и еще раз возвращаешься к этим творениям рук человеческих и знакомым ликам, так по-новому затронувшим струны твоей души. Понимаешь, что ты сейчас получил что-то важное и нужное. Спасибо автору.
Добавить комментарий