Перейти к основному содержанию

02:04 23.09.2019

«Путь возрождения»

19.05.2014 11:58:08

        В музее Храма Христа Спасителя  проходит выставка современной русской иконы «Путь возрождения». Иконы, шитые бисером, украшенные натуральными, в т. ч. драгоценными  камнями, представлены мастерской Натальи ГОРКОВЕНКО «Прикосновение». В 2012 г. выставка икон этой мастерской, заявленная в ХХС на два месяца, по многочисленным просьбам и пожеланиям была продлена до шести месяцев.

        Передать впечатление от увиденного словами практически  невозможно. Пятый раз в течение месяца я прихожу в музей Храма Христа Спасителя  и час-полтора живу в мире этих икон. Ненароком выясняю, что принадлежу к категории «запавших». Они наверное, как и я, со страхом следят за датой окончании  выставки (15 июня с. г.), когда все эти иконы увезут…

        Сначала о технике. На выставке представлены иконы, шитые бисером и жемчугом – различного размера и оттенков. И это не только оклады, но и лики, шитые мельчайшим японским бисером. Так, приблизившись, вы видите зрачок Лика Богородицы, который состоит из 8-10 бисеринок разного оттенка. Отдалившись, вы видите только взгляд, который никаким искусством, никаким бисером передать невозможно. Это – Икона, взгляд из Того Мира. Обрамлены Иконы также шитьем  - многоцветьем узора из драгоценных камней, жемчуга, бисера и чего-то еще. Зрительно это некоторые «рамки до рамки». Узоры этих обрамляющих рамок неповторимы ни по цвету камней, ни по рисунку. Они – продолжение Лика и одеяний, они тоже, будто надиктованы свыше. Значит, не перевелись на Руси златошвейки. Вспоминаются сохранившиеся в музеях до наших дней шитые золотом плащаницы, воздуха, вышитые «тонкими пальцами великих княжон»…

        На выставке представлены Иконы. Время от времени себе надо об этом напоминать. Ибо ум и натура ищут своих определений, уводящих в «свой» мир, противоположный миру Иконы: «произведение искусства», «эстетическое совершенство», «цветовая гармония». И противоречие это непреодолимо: все-таки иконы выполнены, написаны, сшиты людьми, мастерицами, имена которых, Слава Богу, не названы. То есть и «эстетическое совершенство», и «цветовая гармония» тоже присутствуют.

        В интернете можно посмотреть фильм, рассказывающий о мастерской «Прикосновение», можно увидеть иконы, некоторые из которых представлены на выставке. Да, это те иконы, что я видела третьего дня. Операторы показали не только общий план, но и жемчуга, узоры из драгоценных камней крупным планом. Сначала огорчило то, что фильм икон-то - не показал. И не потому, что авторам  не хватило любви или таланта, или профессионализма. А потому, что средствами кино, то есть фотографии – показать этого нельзя. Ибо на выставке были представлены действительно – Иконы, воспринять, «увидеть» которые можно только непосредственно, «вживую». Ближе всего к сути увиденного стоит название мастерской – «Прикосновение». Иначе говоря, люди, усилиями которых появилась та или иная икона, лишь прикоснулись, лишь держали в руках иглу… Творцы – не они.

        Отличие Икон, выполненных в названной технике, что, опять же, можно воспринять только «вживую», состоит вот в чем. Блеск, рождающийся от многократного взаимного отражения цвета и граней, живит Икону. Цвет-блеск, приходящий к вам мягкими импульсами, привлекает, приглашает к себе. Вы долго не можете отойти, вы долго в плену. Евгений Трубецкой, когда писал о русских  иконах более ста лет назад, сказал, что относиться к ним надо, как к Высочайшим особам. Стоять перед ними, не смея заговорить первыми, ожидая их обращения к себе. Здесь же мы наблюдаем отличное: наверное по нашей духовной немощи Иконы первыми обращаются к нам, привлекают, надолго оставляют рядом, укрепляют, врачуют.

        Каждая Икона останавливает вас по-своему. Боюсь называть иконы, чтобы тем самым не выказать предпочтения, то есть невольной оценки. И тем не менее… Икона «Троицы», что в самом начале выставки, завораживает именно непрестанным живым дыханием. «Князья Петр и Феврония» - «читаемыми» взглядами, обращенными не то друг к другу, не то – к нам.  А ведь они – одно. Тайна в том, что они – одно…Икона  «Вера, Надежда, Любовь и мать их – София» останавливает уже издали, и не только несколько большим размером. Дети представлены матерью как жертвенно чистые масличные ягоды. Преобладает белый цвет – цвет чистоты… А «Николай-Чудотворец» большего размера, а «Николай-Чудотворец» меньшего размера?… А «Семистрельная»?.. А «Казанская»?..  А целый ряд икон «Умиление», кажется последняя из которых – выполнена на нежнейшем розово-сиреневом фоне?... А «Архангел Михаил»? Если бы в орнаменте первой рамки не было этого подчеркнутого темно-красного… Но он есть, он есть! А «Матронушка»?..

        Невольно становлюсь свидетелем диалога двух женщин у одной из икон: «А эту икону ты бы себе взяла?.. А эту?» - «Да… и эту тоже…». Решаюсь прикинуть на первый взгляд, какие иконы выставки я «взяла бы себе». Стала записывать, их оказалось около двух десятков, почти половина выставки. А потом внимательнее посмотрела на те, которые «не взяла». Оказывается,  просто – не рассмотрела. Да и что такое «взять себе»? Разве что вместе с этим выставочным залом? Потом подумалось о судьбе этих икон. Конечно, это очень дорогие иконы.  И по вложению драгоценностей, и по работе, которая должна стоить по крайней мере - не меньше. Кто-то вложился, надеясь на отдачу… Хорошо, если бы не надеялись. Ну, вложились – и вложились… А на нужду Бог подаст.

Конечно, икона должна быть в храме. В Храме Христа Спасителя  есть уже две иконы Божией Матери  из мастерской «Прикосновение» - «Тихвинская» и «Касперовская». А иконы выставки  хорошо бы оставить здесь, в музее храма. Ну, может ли быть более приличное место для них? И тут же мелькнула диктаторская мысль: без права приобретения. А то ведь купят эту, а потом еще и эту икону… И ладно бы – в храм, а то ведь и в частную коллекцию… А здесь, когда они все вместе, это же  пир духа.

Устроители выставки – Фонд Святого Архангела Михаила – сознают, Что они представили посетителям. Поэтому и здесь вложение – максимальное, вложение любовное. Практически каждая икона, или некий триптих, представлены отдельно. Большая часть икон имеет отдельный подход, они будто вложены  в большие шкатулки темно красного бархата, куда можно войти. Продумана и подсветка: три глазка снизу, или один глазок сверху.

Переходя от одной иконы к другой, вы невольно останавливаетесь: что это, откуда отзвуки? Может быть этажом выше идет репетиция хора? Но песнопения постовские, а сейчас – Пасха… Звуки гимнов, то приглушенные, то усиленные, отвечают восприятию, создают фон. А вот звучит  и искомое: «…Хвалите Его в кимвалех восклицания». Этот из150-й псалма Давида.

Комментарии

вс, 05/25/2014 - 09:52 :

Статья мне понравилась. Светлая, возвышенная. Очень точно отражает душевное состояние после посещения выставки... Словно воздух вокруг тебя звенит... Еще и еще раз возвращаешься к этим творениям рук человеческих и знакомым ликам, так по-новому затронувшим струны твоей души. Понимаешь, что ты сейчас получил что-то важное и нужное. Спасибо автору.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+