25.08.2014 06:09:59
Сергей Львович Худиев
На днях пришло еще одно трагическое сообщение с Украины — 23 августа в результате артиллерийского обстрела снаряд попал в храм в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского в г. Кировское. Храм полностью разрушен, три человека погибло, ещё несколько пострадавших доставлены в больницы с тяжёлыми травмами.
Обстрелы православных храмов в зоне военных действий на Востоке Украины приобретают все более систематический - и все более жестокий - характер, и считать их случайностью становится все труднее. Как становится все труднее не замечать связи между этими обстрелами и антицерковной пропагандистской кампанией, которая постоянно утверждает, что Патриарх Кирилл занимает одну сторону в конфликте - сторону повстанцев, сражающихся с киевским правительством. Желание записать себе во враги человека, который всячески уклоняется от вражды, и подчеркивает, что Церковь находится над схваткой, не очень понятно - было бы естественнее стремление привлечь его на свою сторону или хотя бы создать впечатление, что он на этой стороне. Но нет, горячие сторонники киевских властей почему-то хотят видеть Патриарха на стороне их противников. Понятно, когда поддержки Церкви ищут повстанцы - менее понятно, когда их противники добиваются, чтобы Церковь ясно встала на сторону ДНР, причем обстрелы храмов выглядят как попытка заставить ее сделать именно это. Мол, с Церковью в любом случае обращаются как с врагом, так что пожалуйста, будьте врагами.
В чем причина такого странного поведения? Возможно, это просто бессмысленная злоба, которой всегда много появляется во дни смут и революций. Но за этой злобой угадывается определенная логика. Идет ли речь о замысле неких злых и испорченных людей - или этот замысел уходит глубже, к тем духовным существам, которые воюют против Церкви, мы не знаем. Но некоторые возможные объяснения у такого поведения есть.
Что отличает Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата от других религиозных сообществ Украины? То, что Церковь отказывается однозначно поддержать одну из сторон в гражданском конфликте. Эта позиция была неоднократно выражена и Патриархом Кириллом, и митрополитом Онуфрием, и Епископом Ионой, и другими иерархами Церкви.
Это - не политическая, а духовная позиция. Как сказал Епископ Обуховский Иона, «Церковь скорбит со всеми – и с Востоком, и с Западом, скорбит и с семьями воинов украинской армии, и с семьями тех, которые ей противостоят. Возможно, такую позицию нелегко принять с политической точки зрения, но именно она – церковна».
И эта церковная позиция не устраивает тех, кто требует от Церкви однозначной поддержки одной стороны. Вопрос, который при этом возникает, носит уже не политический, а духовный характер.
Кто главнее - кесарь или Христос? Кому служит Церковь - государству, используя имя Христово, или Христу? Должна ли Церковь исполнять служение, возложенное на нее Христом - отнюдь не восставая против государства, но признавая над собой высшую власть Бога - или Церковь должна полагать именно государство высшей властью над собою?
Церковь, которая ставит Христа, Его поручение и Его власть, выше любой другой власти, Церковь, которая почитает кесаря, но не поклоняется ему, неизбежно вызовет враждебность со стороны националистов, почитающих своим высшим божеством нацию и национальное государство. «Нация превыше всего» - лозунг, который плохо согласуется с заповедью, «Я Господь, Бог твой... да не будет у тебя других богов пред лицем Моим»(Исх.20:2,3) и те, кто следуют лозунгу, неизбежно будут гнать тех, кто следует заповеди.
Конечно, национализм совместим с определенного рода богопочитанием - но только в том случае, если религии отводится служебная роль, и если служитель Божий на самом деле является служителем Нации и Государства, а имя Божие призывается только для обоснования притязаний государства на абсолютную преданность и поклонение граждан.
Миссия священника в таком случае сводится к тому, чтобы снимать те возражения, которые совесть и здравый смысл могут выдвинуть против участия в бессмысленном кровопролитии, и являть Нации удобного бога, который всегда и при любых обстоятельствах будет одобрять и благословлять действия властей, подписываться под их пропагандой и своим именем добавлять авторитета к их приказам.
Ничего принципиально нового в этом нет - уже Ветхий Завет упоминает ложных пророков, пророчествовавших в интересах тех или иных властителей.
Христиане оказываются в ситуации, напоминающей Римскую Империю - кесарь, в целом, спокойно относился к почитанию самых разных божеств в его империи, до тех пор пока главным божеством оставался он сам. Христиан вполне могли бы оставить в покое, если бы они, по требованию властей, приносили жертвы кесарю - а потом шли бы поклоняться кому им угодно.
Неправославные и раскольнические общины на Украине согласились играть по этим правилам. Они уже определились с тем, кто для них главный, и чьих повелений они будут слушаться безоговорочно.
Многие комментаторы в сети с радостью пишут о "боевом, патриотическом христианстве", принадлежность к которому определяется уже не верой во Христа, а той безоговорочной преданностью нации - или, вернее, вождям, выступающим от ее имени - которая в данном контексте и называется патриотизмом.
Православная Церковь, сохраняя уважение к правителю — Патриарх Кирилл направил президенту Порошенко поздравления с днем Независимости — почитает своим Господом Иисуса Христа. А это значит, что сделать из нее еще одну группу идеологической обслуги при Национальном Государстве не получится.
А это значит, что нужно так или иначе заставить московский Патриархат поддержать повстанцев, и, объявив Церковь врагом государства, частично расколоть ее, а частично подавить.
И здесь сдержанная и осторожная позиция Патриарха является единственно возможной — от его слов зависит возможность совершать служение, безопасность, а то и сама жизнь православных клириков и мирян на Украине. Более того, это единственна позиция, которая отражает подлинную любовь к Украине — не тот горлопанский патриотизм, который клянется в верности Родине и доводит Родину до опустошения, а подлинная забота о временном и вечном благе людей.
Украина — мучительно расколотая страна, и заявления политиков о том, что «народ един» в полном одобрении их действий просто означают, что они исключают всех несогласных из числа «народа». И кто-то должен будет исцелять этот раскол, рассеивать эту ненависть, исцелять эти язвы. И это будет делать — и уже делает — святая Православная Церковь, которая ищет спасения всех, в том числе тех, кто разрушает ее храмы и убивает ее чад. Она делает это потому, что ей заповедал это ее Господь — Иисус Христос.
Добавить комментарий