Перейти к основному содержанию

19:22 30.07.2021

Превыше всего - Христос

25.08.2014 06:09:59

На днях пришло еще одно трагическое сообщение с Украины — 23 августа в результате артиллерийского обстрела снаряд попал в храм в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского в г. Кировское. Храм полностью разрушен, три человека погибло, ещё несколько пострадавших доставлены в больницы с тяжёлыми травмами.

Обстрелы православных храмов в зоне военных действий на Востоке Украины приобретают все более систематический - и все более жестокий - характер, и считать их случайностью становится все труднее. Как становится все труднее не замечать связи между этими обстрелами и антицерковной пропагандистской кампанией, которая постоянно утверждает, что Патриарх Кирилл занимает одну сторону в конфликте - сторону повстанцев, сражающихся с киевским правительством. Желание записать себе во враги человека, который всячески уклоняется от вражды, и подчеркивает, что Церковь находится над схваткой, не очень понятно - было бы естественнее стремление привлечь его на свою сторону или хотя бы создать впечатление, что он на этой стороне. Но нет, горячие сторонники киевских властей почему-то хотят видеть Патриарха на стороне их противников. Понятно, когда поддержки Церкви ищут повстанцы - менее понятно, когда их противники добиваются, чтобы Церковь ясно встала на сторону ДНР, причем обстрелы храмов выглядят как попытка заставить ее сделать именно это. Мол, с Церковью в любом случае обращаются как с врагом, так что пожалуйста, будьте врагами.

В чем причина такого странного поведения? Возможно, это просто бессмысленная злоба, которой всегда много появляется во дни смут и революций. Но за этой злобой угадывается определенная логика. Идет ли речь о замысле неких злых и испорченных людей - или этот замысел уходит глубже, к тем духовным существам, которые воюют против Церкви, мы не знаем. Но некоторые возможные объяснения у такого поведения есть.

Что отличает Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата от других религиозных  сообществ Украины? То, что Церковь отказывается однозначно поддержать одну из сторон в гражданском конфликте. Эта позиция была неоднократно выражена и Патриархом Кириллом, и митрополитом Онуфрием, и Епископом Ионой, и другими иерархами Церкви.

Это - не политическая, а духовная позиция. Как сказал Епископ Обуховский Иона, «Церковь скорбит со всеми – и с Востоком, и с Западом, скорбит и с семьями воинов украинской армии, и с семьями тех, которые ей противостоят. Возможно, такую позицию нелегко принять с политической точки зрения, но именно она – церковна».

И эта церковная позиция не устраивает тех, кто требует от Церкви однозначной поддержки одной стороны. Вопрос, который при этом возникает, носит уже не политический, а духовный характер.

Кто главнее - кесарь или Христос? Кому служит Церковь - государству, используя имя Христово, или Христу? Должна ли Церковь исполнять служение, возложенное на нее Христом - отнюдь не восставая против государства, но признавая над собой высшую власть Бога - или Церковь должна полагать именно государство высшей властью над собою?

Церковь, которая ставит Христа, Его поручение и Его власть, выше любой другой власти, Церковь, которая почитает кесаря, но не поклоняется ему, неизбежно вызовет враждебность со стороны националистов, почитающих своим высшим божеством нацию и национальное государство. «Нация превыше всего» - лозунг, который плохо согласуется  с заповедью, «Я Господь, Бог твой... да не будет у тебя других богов пред лицем Моим»(Исх.20:2,3) и те, кто следуют лозунгу, неизбежно будут гнать тех, кто следует заповеди.

Конечно, национализм совместим с определенного рода богопочитанием - но только в том случае, если религии отводится служебная роль, и если служитель Божий на самом деле является служителем Нации и Государства,  а имя Божие призывается только для обоснования притязаний государства на абсолютную преданность и поклонение граждан.

Миссия священника в таком случае сводится к тому, чтобы снимать те возражения, которые совесть и здравый смысл могут выдвинуть против участия в бессмысленном кровопролитии, и являть Нации удобного бога, который всегда и при любых обстоятельствах будет одобрять и благословлять действия властей, подписываться под их пропагандой и своим именем добавлять авторитета к их приказам.

Ничего принципиально нового в этом нет - уже Ветхий Завет упоминает ложных пророков, пророчествовавших в интересах тех или иных властителей.

Христиане оказываются в ситуации, напоминающей Римскую Империю - кесарь, в целом, спокойно относился к почитанию самых разных божеств в его империи, до тех пор пока главным божеством оставался он сам. Христиан вполне могли бы оставить в покое, если бы они, по требованию властей, приносили жертвы кесарю - а потом шли бы поклоняться кому им угодно.

Неправославные и раскольнические общины на Украине согласились играть по этим правилам. Они уже определились с тем, кто для них главный, и чьих повелений они будут слушаться безоговорочно.

Многие комментаторы в сети с радостью пишут о "боевом, патриотическом христианстве", принадлежность к которому определяется уже не верой во Христа, а той безоговорочной преданностью нации - или, вернее, вождям, выступающим от ее имени - которая в данном контексте и называется патриотизмом.

Православная Церковь, сохраняя уважение к правителю — Патриарх Кирилл направил президенту Порошенко поздравления с днем Независимости — почитает своим Господом Иисуса Христа. А это значит, что сделать из нее еще одну группу идеологической обслуги при Национальном Государстве не получится.

А это значит, что нужно так или иначе заставить московский Патриархат поддержать повстанцев, и, объявив Церковь врагом государства, частично расколоть ее, а частично подавить.

И здесь сдержанная и осторожная позиция Патриарха является единственно возможной — от его слов зависит возможность совершать служение, безопасность, а то и сама жизнь православных клириков и мирян на Украине. Более того, это единственна позиция, которая отражает подлинную любовь к Украине — не тот горлопанский патриотизм, который клянется в верности Родине и доводит Родину до опустошения, а подлинная забота о временном и вечном благе людей.

Украина — мучительно расколотая страна, и заявления политиков о том, что «народ един» в полном одобрении их действий просто означают, что они исключают всех несогласных из числа «народа». И кто-то должен будет исцелять этот раскол, рассеивать эту ненависть, исцелять эти язвы. И это будет делать — и уже делает — святая Православная Церковь, которая ищет спасения всех, в том числе тех, кто разрушает ее храмы и убивает ее чад. Она делает это потому, что ей заповедал это ее Господь — Иисус Христос. 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+