Перейти к основному содержанию

01:47 23.08.2019

Преставился ко Господу архиепископ Амвросий (Щуров)

14.11.2016 13:44:52

На 87 году жизни перешел в иной мир архиепископ Амвросий Щуров († 08.11.2016). Это был человек, умевший слушать и прощать! Став епископом, 30 лет прослужил на одной кафедре. Простота, нестяжание (жил в бедненькой хибарке, в которой и принимал посетителей). Как и многие «советские» епископы, он не был богословом, книжником, но не был и бездушным представителем «административных структур». Он не делал из епархии казарму, позволял другим в чем-то не соглашаться с ним.
Рукополагая меня, владыка сказал: «Никого не гони. Христос ждет твоей любви к людям. Веди их за собою к Богу. Храни верность иерархическому строю Церкви. Блюди порядок и послушание. Молись о людях!». Сколько он был на кафедре, столько он финансово помогал мне. Помню, как один раз он вынул из кармана конверт и сунул мне: «На, я знаю, что тебе нужно». Я вышел из епархии и попросил одного игумена подвезти меня (а игумен тот только что вышел от владыки передо мной). Мы остановились около магазина. Я, не подозревая ничего, развернул данный конверт и расплатился за свои покупки. Игумен вздохнул… Потом мне сказал, что это он принес «конвертик к празднику» владыке, а владыка все раздал. В конверте было 2 000 руб. (по состоянию на лето 2004 г. – не плохая сумма). Так он помогал до самой смерти бедным священникам.
* * *
Расскажу несколько историй, характеризующих покойного архипастыря.
После рукоположения в сан диакона меня – до пресвитерской хиротонии – направили на служение в один монастырь. Дело было зимой, и где-то на неделе по каким-то делам туда заехал владыка на своем старом УАЗике. И вот вообразите себе, что во дворе его встречает один пожилой иеромонах – босоногий, почти голый (распахнутый на груди подрясник на голое тело): сей иеромонах был запойным алкоголиком. Увидев архиерея, он посмотрел на него и говорит: «Ээээ, мужик, а я тебя знаю, я тебя где-то видел». Владыка оооочень не любил пьяниц! Но, несмотря на всю свою брезгливость, сказал ему, чуть раздраженно: «Иди, проспись, тогда может, и память вернется – не позорься и монастырь не позорь». Никаких прещений после этого не последовало! Можете себе представить, что бы было, если бы этот несчастный сказал кому-нибудь из современных молодых епископов: «мужик, а я тебя где-то видел»?
* * *
Как-то сидя за трапезой, владыка сказал, что принял староверов из беспоповцев «через покаяние». Я сказал, что при всем уважении к нему, считаю такое недопустимым: ведь у беспоповцев нет даже формального акта миропомазания. Тут вмешался один диакон и набросился на меня, защищая владыку. Владыка его осек, подумал и говорит: «А ты знаешь, я с тобою согласен. Просто я давно уже изучал все эти вопросы, вот и запамятовал про чиноприемы».
* * *
Пару лет назад главный скандалист РПЦ протодиакон Андрей Кураев, обличая «голубое лобби», «за компанию» облил грязью владыку Амвросия. Я приехал в епархию в 2004 г. и не встретил там «засилья гомиков». Напротив, лица, о коих ходили такие слухи – были вдали от архиепископа.
Считаю, что самым ярким штрихом к портрету почившего будет следующая история. Как-то, сидя в кабинете архиепископа, я был очевидцем разговора между ним и одним из его помощников, сообщившим Амвросию о «цветных» похождениях одного клирика. Амвросий насупился, а я брезгливо фыркнул: «фу, гомик, из сана извергнуть». Амвросий на меня пристально посмотрел и говорит: «Экий праведник, хоть икону пиши! Ну, коли так свят, то помолись о согрешающем брате. Ты сам только вчера священником стал, а я за эти годы всех тутошних и постригал, и рукополагал. Тебе легко судить? А для меня они все дети – какие ни есть. Я их породил, но я не могу их, как Тарас Бульба, и прикончить. Да, в семье не без урода. Но мне их всех жалко. Жизнь ломать я никому не хочу. Тебе не понять этого чувства, потому что ты сам еще только сан отеческий носишь (имеется ввиду, священство), а реального отеческого дела ты еще не совершил. Вот когда ты станешь реально для кого-то отцом – с улицы возьмешь человека, так сказать, от грязи мирской отмоешь, приведешь к Церкви, вложишь в него свои силы, отдашь ему внимание, воспитаешь его, а потом он окажется свиньей. Вот тогда приходи и поговорим, обсудим, что ты будешь чувствовать, и как ты будешь поступать. А сейчас сиди тихо и молись».
В затронутом вопросе я не поменял своего отношения к предмету полемики, но не могу и осудить почившего архипастыря за его «либерализм». Его действия были продиктованы не либеральным безразличием, а скорбью отеческого сердца.
* * *
Но если архиепископ и терпел морально не стойких лиц, то высокие посты им не давал. Высокой жизнью славились дошедшие до архиерейства ставленники архиепископа Амвросия – епископ Кинешемский Илларион Кайгородцев и митрополит Астраханский Никон. Но не только епископы. Это же можно сказать и о многих других, например, об архимандрите Никандре Шамове (многолетнем бессменном настоятеле кафедрального собора г. Иваново); игумене Филарете Соловьеве (благочинном Вичугского р-на и председателе ряда епархиальных комиссий); игумене Германе Дворцове (нынешнем ректоре Семинарии); игумене Ювеналии Лепешкином ; Игумене Евмении Перистом,  бывшем настоятеле Кинешемского мужского монастыря, игумене Антонии Логинове (при Амвросии сначала наместник, а потом духовник Свято-Воскресенского мужского монастыря в Ермолино); игумене Варлааме Борине (наместнике все той же Ермолинской обители, протоиерее Сергии Гончарове (преподавателе Семинарии; глава реабилитационного центра ВИЧ-инфицированных и наркозависимых). Все это – птенцы Амвросиевского гнезда, которые, так сказать, были «с нуля» «сделаны» Амвросием: он их постригал в монахи, он их «выводил в люди». Все это люди, общение с которыми я почитаю для себя честью!!! Но также существует множество женатых священников, которые занимали места благочинных, настоятелей крупных храмов и т.д. Я уж не говорю о многолетнем духовнике Ивановского женского Введенского монастыря архимандрите Амвросии Юрасове!
Упокой, Христе, душу архипастыря, Твоего раба! И прими его молитвы у престола Твоего о нас! Он умел любить и прощать!
Архимандрит Феогност Пушков

Комментарии

ср, 11/16/2016 - 10:58 :

Дорогая редакция, до того как я прочла эту статью я ничего не знала об обвинении владыки Амвросия в покровительстве гомосексуалистам в рясе, спасибо, просветили. Более чем странная попытка защитить доброе имя почившего епископа.Из прочитанного следует,что владыка "гомиков" в фаворе не держал, не продвигал, но из отеческой любви и сострадания из сана не извергал. А как же души простых, не именитых, не сановных христиан, которые оказывались прихожанами, чадами таких пастырей на рядовых приходах?! Об ответственности за них кто-нибудь подумал?! Как же мальчики из депрессивных районов Ивановской губернии, которых мамы приводят в храм к такому батюшке, который хорошему научит?! Похоже, мы уже стали так циничны, так привыкли к горьким реалиям жизни нашей Церкви, что совсем разучились отличать добро от зла, главное о второстепенного.Автор статьи фактически обвинил любимого епископа в том, что он покрывал среди священства соддомский грех, и даже не понял сам, что этого надо стыдиться. Бедный владыка Амвросий, с такими друзьями враги не нужны!

чт, 11/17/2016 - 09:17 :

Почему должны страдать рядовые прихожане , соприкасаясь с содомской нечистью.
Господь сжег Содом и Гоморру вместе со всеми жителями . А содомиты, оказывается,
допускаются кое-где совершать богослужение и церковные таинства. Европейская толерантность.

сб, 11/19/2016 - 19:18 :

Здравствуйте.
Прочитав статью и предыдущий комментарий, долго колебался - отозваться или смиренно промолчать. Сам я уже 40 лет как житель города Иваново, и хорошо помню Владыку Амвросия, хоть и не знакомы были с ним лично. Неоднократно лично слышал я и отзывы некоторых священников об о. Амвросии, в которых не было ничего предосудительного и после того, как он передал свои полномочия преемнику.
Вот в чем, по моему скромному разумению, нельзя было отказать о. Амвросию, так это в прозорливой мудрости и духовном такте.
Это я вот в каком смысле сказал. Есть весьма умная (хоть и не из Писания) мысль (фраза): "Держи друзей близко к себе, а врагов еще ближе".
Может ли друг быть со Врагом внутри? Твой друг, твой ученик, твой питомец? Видимо, может.
Изгнать, отвергнуть его такого? Как же тогда "Падающего не пихай"? А в статье об этом как раз сказано (эпизод в монастыре).
Можно ли контролировать и ограничивать исходящее тлетворное влияние Врага на других людей из друга твоего? Может ли опытный Архипастырь оградить от греховного влияния неких мальчиков из депрессивных (хотя какая разница, откуда они) районов Ивановской области, контролируя "проблемных" священников своей епархии и их жизнедеятельность? Хотя бы и административными методами?
Смею надеяться, что такая функция выполнялась и выполняется многими духовными отцами Церкви, и Владыкой Амвросием среди них.
Вот о. Феогност в своей статье приводит случай с пожилым иеромонахом, злоупотреблявшим вином. Я сам грешник и не берусь судить того иеромонаха. Однако он боролся со своим грехом за стенами монастыря и не являл видимо свою слабость и недостойное поведение миру.
Будучи изгнан из обители, что тот иеромонах явил бы мирянам? Вот это был бы "троянский конь" для "заинтересованных" сил! А так - и запойному человеку среди монашеской братии под присмотром жить, полагаю, всё же попроще, и возможности "агента влияния" на окружение значительно снижены.
То же и об описанной в статье проблеме, полагаю, можно сказать. Полагаю, Владыка

вс, 11/20/2016 - 10:56 :

Полагаю, Владыка Амвросий уж знал, что делал. Никто из смертных до сей поры не в силах искоренить природу содомского греха, но как сказано: "следует отделять человека от его греха".
Богу служит грешный человек.
Да и проблема "кадров" для нашей Церкви благодаря большевичкам, к сожалению, доныне актуальна.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+