12.02.2016 09:23:10
Александр Артамонов
Недавно корреспондент «Россия 24» снял следующий сюжет: при посещении одного из людных мест нашей столицы ему пришлось обратить внимание на своеобразный ассортимент ларьков, традиционно торгующих хохломой, палехом и матрешками. Между деревянными лакированными ложками и псевдосоветскими ушанками прямо в центре стенда расположилось небольшое стадо матрешек. Каково же было его удивление, когда, вместо традиционных лиц рисовано-русских голубоглазых матрешко-красавиц, он увидел лики Христа и Богородицы?!! А между тем, продавцы весело рассказывали, что такие «поделки!» пользуются повышенным спросом у иностранцев и некоторых русскоязычных гостей столицы. Идут они не менее бойко, чем шелковые коврики с изображением Спасителя…
Просмотрев сюжет, поневоле не мог не вспомнить, как приобрел – по случаю Нового Года – православный отрывной календарь. В нем, естественно, помимо указания памяти какого святого день, церковных праздников и дня старого стиля, напечатаны изречения святых старцев или выдержки из трудов православных классиков. Как у многих наших единоверцев у меня появился вопрос, куда девать использованные листки. Рука не поднималась бросить их в мусорное ведро с бытовыми отходами, а наша приходская церковь на Болвановке, рядом с Николой в Кузнецах, брать на уничтожение календари отказывается. Сжигать самому в центре города невозможно – не костры же во дворе разводить! И вот мы с женой складываем листки календаря и другие вещи, вышедшие из обихода, но имеющие отношение к Церкви, чтобы - рано или поздно - отвезти их в Медведково, где в приделе местного храма постоянно топится печка для таких дел.
Это длинное повествование, наверное, потому имеет смысл, что, утратив уважение к святому, мы автоматически встанем на путь народов, идущих в никуда. Напомню, что дань уважения к святому присуща любому религиозному мировоззрению. Правоверные мусульмане, например, никогда не бросят на землю вещь зеленого цвета, так как этот цвет священен для последователей Мухаммеда. Разрушение в 2012-ом году исламистами священных мусульманских гробниц города Томбукту и уничтожение ста тысяч религиозных рукописей вызвало взрыв негодования у местного верующего населения на южной окраине Сахары и положило начало уничтожению самопровозглашенного боевиками государства Азавад. Варварское отношение к местным святыням в Ираке и Афганистане со стороны американцев помогло местным жителям лучше осознать, что они имеют дело с абсолютно бездуховными завоевателями, с которыми невозможно договориться. Другой пример являет Япония, где практикуется синтоизм. У японцев немыслимо неуважительное отношение к некоторым заповедным природным местам, связанным с религией синто – от Фудзиямы до скал Мэото Ива, так называемых «островов любви и верности», возле острова Хонсю… Так неужели же нам учиться уважению к святому у синтоистской Японии?
Наши оппоненты, просвещенные либералы-схоласты, начнут, конечно, доказывать, что так мы и до церковно-славянского в быту договоримся, до духовной диктатуры и прочих излишеств дойдем! Тем не менее, вежливое отношение к религиозным символам – залог социального мира и спокойствия. Само слово «символ» означает по-гречески «видимая малая часть чего-то большего, вещественное отображение отвлеченного понятия». Другими словами, вещь, являющаяся символом, являет только зримый образ, соединенный пуповиной с чем-то надмировым. Поругание образа Христа, представленного в виде раскрывающейся матрешки, в которой прячется какой-нибудь еще один "святой" и т.д. – это уничтожение Образа. Наши недруги тоже живут в тысячелетиях и великолепно понимают, что вода камень точит. Если сегодня Вам стало все равно, что коврик с Христом покупают для каких-то явно не канонических целей, то завтра Вы спокойно отреагируете на разрушение церкви или переплавку колоколов на пушки. Возможно, именно потому японцы и умудрились сохранить свою религию и общество от иностранных посягательств, что всегда, скрупулезно, вплоть до мелочей, защищали свои святыни и образ жизни. Наше же общество прошло через ужас отказа от самого себя в советское время, через изживание из себя чувства святыни.. И вот, не успели мы оправиться от лихолетья, как вновь нас пытаются превратить в скотов, не уважающих собственную веру. Причем для этого все методы хороши – от «Пусси Райот» на солее в Храме Христа до деревянных разборных кукол со священной символикой. Не так давно, лет восемь назад, проезжая по Кремлевской набережной, рядом с Большим Каменным мостом, я увидел рекламу популярного американского мультфильма «Шрэк»: на гигантском билборде была выведена готическим шрифтом латинская буква «S» зеленого цвета. Снизу подпись: «Шрэк – Да приидет царствие твое!» Как Вы понимаете, любая случайность при использовании основной христианской молитвы исключена. В тот момент я и понял, что испытывают мусульмане при чтении «Сатанинских стихов» Салмана Рушди. Немедленно захотелось что-то сделать и, прежде всего, узнать, кто стоит за этим святотатством.
Так что, на мой взгляд, прав Павел Крашенинников и Федеральный Закон «О защите религиозных чувств верующих» имеет смысл. Любое чувство – и религиозное, и кощунственное – насаждается и воспитывается. Так давайте же научимся защищать свои святыни!
Комментарии
12.02.2016 - 13:08 Здравствуйте, Александр!:
Здравствуйте, Александр!
Я полностью разделяю возмущение по поводу изображения Святых Ликов на матрешках, а тем более на коврах. Точно так же меня возмущают Святые изображения на платках, футболках, чашках-ложках и т.п.
Однако Закон "О защите религиозных чувств верующих" таит в себе множество вопросов. Например, самый первый, который всплывает: а если поносить сатану, то мы обижаем сатанистов? Они ведь тоже "верующие", значит мы их обижаем. Это если мыслить логически. Или, например, Вы как-то нелицеприятно отозвались о пне, которому кланяется какой-нибудь язычник. Ну и т.п. Таким образом, закон законом, но как быть с тем, о чем я написала?
17.02.2016 - 12:38 Здравствуйте, Светлана! Вы:
Здравствуйте, Светлана! Вы совершенно правильно расставили акценты, и я Вас искренне благодарю за ваш комментарий. Что я могу сказать? В США дозащищали верующих до того, что создали... церковь Сатаны. И теперь защищают и это исчадие тоже. Мол, дескать, это тоже вера! Так что Вы абсолютно правы! В идеале, надо было бы вернуться к идеологии великих религий. В нашем случае, Православие. И признать наш мир православным. К примеру, в Израиле государственная религия - иудаизм, хотя там и проживает около миллиона местных арабов-мусульман. В нашем случае, стоило бы объявить Православие государственной религией при одновременном признании ислама, иудаизма и буддизма. И защищать следовало бы только религиозные ценности этих вероисповеданий. Иначе мы можем докатиться до американского сценария.
Добавить комментарий