Перейти к основному содержанию

00:48 24.07.2021

Патриарх и импорт призраков

01.11.2013 07:43:51

В выступлении Патриарха Кирилла на открытии XVII Всемирного русского народного собора большинство комментаторов отмечают два момента - обозначение России как “особой, уникальной, самостоятельной цивилизации” и напоминание об особой роли русского народа в ее создании и сохранении.

Разговоры об особости России у многих вызывают неприятие - так, например, “Независимая Газета” еще до выступления Патриарха, очевидно, предвидя его содержание, опубликовала статью “Святая Лапута” с пугающим подзаголовком “Стратегия изоляционизма приведет Россию к воплощению антиутопии”. Некоторые тезисы статьи просто непонятны - например, каким образом “Церковь отказывает россиянам в индивидуальном выборе, оперируя ценностями коллективизма”. Как она это делает, технически? Но перейдем к тому, что понятно - неприятию, которое у автора статьи, и не только у него, вызывает мысль Патриарха об особости России.

Существуют два подхода к тому, что из себя представляет мировая история и каково место России внутри этой истории. Для одного из них история являет собой более или менее гладкий прогресс, в котором все народы движутся по более или менее одной и той же траектории, от варварства к цивилизации, от суеверия - к просвещению, от тирании - к демократии, от угнетения - к свободе, к тому прекрасному далеко, когда народы, распри позабыв, в единую семью соединятся. Одни народы продвинулись по этому пути дальше, другие - меньше, третьим предстоят еще огромные усилия по преодолению своей вековой отсталости.

В рамках этой схемы есть “передовые страны”, прежде всего, страны Западной Европы и, с некоторыми оговорками, США, есть страны, находящие в глубоком средневековье (как, например, Афганистан) и есть страны, которые все же ближе к “передовым”, чем к “средневековым” - например, Россия. России, в рамках такого взгляда, отводится место среди “догоняющих” не только в отношении экономики, но и в отношении ценностей и культуры.

Западная Европа - так исторически сложилось, прежде всего, благодаря наследию Эпохи Просвещения - оказалась в авангарде исторического процесса. Лучшее, что можно сделать для России - это “европеизировать” ее, то есть привить на ее почву прогрессивные европейские идеи. Россия должна учиться и перенимать опыт “передовых стран”, и только следование этому опыту сделает ее более просвещенной, процветающей и гуманной страной.

В рамках этой концепции прогресса политический, культурный или духовный суверенитет, восприятие своей “особости” как какой-то позитивной ценности, есть преграда на пути прогресса - примерно также, как если бы люди считали счеты своей национальной гордостью, и не хотели расстаться с ними ради западных компьютеров.

Еретическим ответвлением этой идеологии был советский коммунизм - тоже “борьба сил прогресса и реакции в современном мире”, те же базовые элементы, но только весной человечества объявлялся СССР.

Крах коммунизма не подорвал позиции прогрессизма как такового - и сейчас эта идеология очень сильна и в Европе, где многие воспринимают ее как что-то самой собой разумеющееся. У нее немало приверженцев и в России. Человечество вообще и Россия в частности видится как недоделанный Запад, и путь прогресса состоит в том, чтобы стать доделанным.

Поэтому слова Патриарха о цивилизационной особости России воспринимаются с некоторым раздражением - как призыв к изоляционизму, и, стало быть, отсталости, дикости, дремучести всему, что отделяет нас от “цивилизованного мира” и его великих благ.

Что же можно сказать по поводу этой идеологии? Начнем с ее силы - она отражает некоторые реально существующие явления, как например,  коммунистическая идеология отражала реально существующие общественные конфликты. В некоторых странах обычаи более добры, в некоторых - более худы; защищать худые обычаи под предлогом их “самобытности” было бы глупо и порочно. Прогресс в смысле смягчения нравов, когда за одно и то же деяние злодея в XVI веке бы посадили на кол, в XVIII - четвертовали, в XIX - повесили, а в XXI веке он сидит, как Брейвик, со всеми возможными удобствами, действительно существует. 

Ошибка - и очень серьезная - в другом, и чтобы обозначить ее, приведем несколько примеров. Призрак коммунизма появился в Западной Европе - и там, среди развитых промышленных наций, некоторое время бродил, пока не не оброс плотью у нас. Нет необходимости подробно рассказывать, к чему это привело - совсем недавно мы отмечали день памяти жертв политических репрессий. Увлечение нашей интеллигенции модными (и, конечно, прогрессивными) западными идеями однажды уже кончилось очень плохо для страны. Другие призраки, которые народились в Западной Европе - такие как расовая теория - к счастью, не прижились у нас (разве что, в мозгах отдельных юных бездельников), но в самой Европе произвели немалые опустошения - а нацисты, которые вторглись в нашу страну в 1941 году, руководствовались именно ими.

Это сейчас мы видим в расовой теории почти абсолютное зло и безумие - а для европейской науки первой половины XX века она была явлением респектабельным, если не общепринятым. Это прогресс и наука стояли за измерением черепов, составлением таблиц цвета радужной оболочки глаз и высокоучеными работами о том, что смешение рас ведет к вырождению.

Как прогресс, наука и просвещение стояли за практикой евгеники - “улучшения” наследственности населения путем поощрения размножения “полноценных” и сдерживания размножения “дефективных”. В приличных странах вроде США или Швеции дефективных стерилизовали десятками тысяч (посмотрите слово “евгеника” в интернете), в нацистской Германии - просто уничтожали. 

Да, сейчас мы считаем, что это была лженаука - но в то время-то люди имели именно это за науку и прогресс, а противники евгеники, например, известный католический автор Г.К.Честертон, являли собой силы мракобесия и реакции, которые тормозили шествие человечества к светлому будущему.

Это совсем не к тому, чтобы впадать в карикатурный образ Запада как источника духовной заразы. Запад - весьма обширный, богатый и противоречивый культурный мир, и любая однозначная оценка его была бы неверна. Но давайте обратим внимание на ту очевидность, что восторженное подхватывание прогрессивных идей, заведшихся у передовых наций, уже не раз приводило к самым бедственным последствиям.

Другой взгляд на историю состоит в том, что у национальных и государственных общностей есть свое внутреннее органическое устройство, свое место в истории, и любой прогресс - в смысле смягчения нравов, поддержания мира и улучшения жизни людей - должен исходить из этой органической данности.

Россия обладает своей собственной идентичностью, и из попыток навязать ей чужие цивилизационные проекты не выйдет ничего хорошего. Не говоря уже о том, что нынешние европейские проекты вызывают серьезные возражения у немалой части самих западноевропейцев. Потому что эти эти проекты направлены именно против того, что объединяет нас с Европой - нашего общего христианского наследия.

Мнение комментатора “НГ”, что “нельзя поставить заслон современным общественным влияниям с Запада и отфильтровывать только то, что помогает жить безбедно и в экономическом плане достойно”, возможно, и популярно в определенных общественных кругах, но это не делает его менее наивным. Сам Запад достиг экономического, военного, научного и культурного доминирования в эпоху, когда до “современных общественных влияний”  было еще очень далеко. Когда Британия правила морями, никому в голову не приходило устраивать гей-парады. Сейчас Британия не очень крепко правит даже некоторыми районами своих городов. В Лондоне время от времени иммигрантские районы воюют друг с другом,  полный интернационал грабит магазины, а в прекрасном Париже жгут машины. Должны ли мы перенять все это? У нас, надо сказать, есть немалые подвижки в сторону цивилизованного мира, есть уже почти полноценные Race Riots (расовые беспорядки), ну, мелковато пока, провинциально, но есть. Вряд ли стоит полагать, что пока мы не заведем у себя, как в цивилизованных странах, полноценные no-go areas, (иммигрантские районы, куда не стоит соваться белым) мы не будем жить “безбедно и в экономическом плане достойно”.

Наивно принимать за источник западного благосостояния то, что является, на самом деле, западными болезнями. Еще более наивно инфицировать себя этими болезнями в надежде, что они приведут к западному благосостоянию. Воздерживаться от импорта призраков, бродящих по Европе - это не изоляционизм. Это здравый смысл и готовность обращать внимание на уроки истории - которые дались нам великой ценой. 

Комментарии

01.11.2013 - 10:17 :

Полноте, Сергей. Статья в НГ, это всего лишь идеологическая медитация либерала. На деле, историософское понимание истории, либералами примитивно и скучно. Все укладывается в несколько фраз. Вначале было варварство, затем на Западе воссияло солнце цивилизации. И наступил прогресс.
Даже вопрос, почему собственно говоря появилась эта статья, неинтересен. Появилась, потому что либералы очень опасаются, того что Россия по словам патриарха "всегда находила неповторимый ответ, на все вызовы времени". Боятся "неповторимости", она им очень не нравится.
Спорить с ними бессмысленно, ибо спорят с теми кто открыт к восприятию иной точки зрения. Контрпродуктивно спорить, с тем кто соглашается только сам с собой. Потеря времени - спорить с попугаями.
Вам, Сергей за статью спасибо. Преклоняю голову перед нашим патриархом. Подобного выступления ждал давно.

01.11.2013 - 10:17 :

Наивно рассуждать, что если русский чем-то отличается от немца или француза, то он, со временем, не может заболеть той же болезнью, что и они болеют.
"Болезни" немцев и французов носят объективный характер, что-то вроде приобретённого заболевания, связанного с условиями жизни и возрастом, а не являются результатом преднамеренного заражения кучкой "злодеев".

03.11.2013 - 09:25 :

Здравствуйте.
Просто присоединюсь к словам Александра (01.11.2013 14:17): "Преклоняю голову перед нашим Патриархом. Подобного выступления ждал давно."
Увы, не знаю, что говорят комментаторы из СМИ. Просто прочитал само выступление.
Огромное Спасибо Патриарху.

04.11.2013 - 15:30 :

Россия - особая цивилизация. После падения коммунизма мы надеялись, что Россия вернется на свой цивилизационный путь. И вот спустя только более 20 лет мы только начинаем об этом говорить...

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+