Перейти к основному содержанию

13:23 05.07.2020

Оскорбляет ли Крест нехристиан?

14.01.2013 23:55:06

            Время от времени мы слышим, как в тех или иных европейских городах антиклерикальные активисты требуют устранения той или иной христианской символики, воспрещения носить на работе крестик или другие символы принадлежности к Церкви, устранения христианских символов с гербов, медалей, или бланков официальных документов. Как правило, эти требования выполняются. Мотивируются они тем, что христианские символы могут быть оскорбительными для нехристиан и, таким образом, порождать напряженность в обществе. Характерно, однако, что эти требования, как правило, исходят не от представителей тех религиозных общин, которые, якобы, страдают от христианских символов, а от светских активистов, которые часто даже не пытаются выяснить, как сами приверженцы нехристианских религий к этому относятся. Характерен случай, происшедший в Британии - в то время как рождественские украшения убирались с улиц, а в некоторых школах отменялось празднование Рождества, "чтобы не обидеть нехристиан" сами представители нехристианских общин заявили, что находят такую практику абсурдной. Так, представитель Мусульманского Совета Британии, Шейх Ибрагим Могра, (Shayk Ibrahim Mogra), сказал "Полагать, что празднование Рождества и рождественские украшения оскорбляют мусульман - абсурд!" Его поддержал представитель Британского Индуистского Совета, Анил Вханот (Anil Bhanot): "Индуисты и сами празднуют Рождество. Это великий праздник для всех, кто живет в Британии". (ссылка)

            Чем же обусловлено стремление изгнать христианскую символику из общественной жизни, а России, где она была изгнана коммунистами, не допустить ее возвращения?

            Никто не спорит, что люди разных религиозных убеждений должны научиться жить вместе, во взаимной приязни и уважении. И когда они разговаривают напрямую, им как правило, удается договориться. В России накоплен большой опыт взаимодействия религиозных общин, и очень часто перед лицом тех или других проблем современного общества их голоса звучат в унисон. Российские мусульмане, иудеи и протестанты поддержали Православную Церковь в конфликте вокруг кощунственной выставки «Осторожно, религия», Русская Православная Церковь выступила против хамских карикатур на Муххамеда, есть и многие другие примеры, когда последователи различных религий находят больше общего между собой, чем с представителями той культуры воинствующего секуляризма, о которой следует сказать отдельно.

            В Европе (и Северной Америке) со времен, примерно, Французской Революции взаимодействовали две тенденции — одна опиралась на христианское наследие нашего континента, другая — отрицала не только Христианство, но и само духовное измерение в человеке — преполагалось, что люди смогут построить подлинно свободную и счастливую жизнь, только отвергнув веру в сверхъестественное. Эта тенденция, достигшая своего пика в русской революции, продолжает оказывать большое влияние на политическую жизнь Европы. Стремление если не покончить с религией, то, по крайне мере, вытеснить ее из общественной жизни, остается довольно заметным в политической жизни многих государств. И для тех, кто хотел бы видеть Европу — а в перспективе и человечество — свободным от, как говорили в СССР, «религиозных предрассудков и суеверий», разговоры о «многоконфессиональном и многонациональном» характере большинства европейских стран — просто предлог.

            Есть народная сказка о том, как хитрая лиса взялась справедливо поделить кусок сыра между двумя медвежатами. Лиса откусывала кусок за куском, говоря, что это нужно, чтобы все получили поровну. Наконец, оба медвежонка получили поровну — по одинаково маленькой корочке. Когда секуляристы присваивают себе роль третейского судьи между религиозными общинами, в итоге верующие люди получают не равные права, а равное бесправие. Крест и хиджаб не получают равных прав — они оба оказываются запрещены. И надо понимать, что в таких случаях беспокойство об оскорблении чьей-то религии невозможно воспринимать всерьез. Нас хотят уверить, что верующих нехристиан не оскорбят, например, кривлянья участников гей-парадов, которые глумливо пародируют почитаемые фигуры мировых религий, не оскорбит пропаганда преступности и разврата по телевидению, но необычайно оскорбят любые открытые проявления христианской веры и благочестия.

            Трудно измыслить что-нибудь более нелепое; человек, которому знакомо чувство благоговения, который знает, что такое святыня, не может оскорбляться чужим благоговением и чужими святынями — он может не разделять их почитания, но способен понять других верующих. В мире, где проявления православного благочестия были обычными, например, в Российской Империи, было невозможно представить себе газеты, печатающие карикатуры на Мухаммеда, более того, это было прямо воспрещено законом.

            Стремление удалить христианскую символику из общественных мест, и выдавить всякое упоминание о Боге из общественной жизни не имеет отношения к защите прав религиозных меньшинств — и нам стоит отдавать себе в этом отчет.

 

Евгений Никифоров

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+