Перейти к основному содержанию

21:12 22.09.2019

О ТОМ, ЧТО НАС ЗАНИМАЕТ (Редакционная статья)

14.01.2013 23:55:41

Тихвинская икона вернулась в Россию. Около 20 тысяч паломников приехали в Тихвин на торжества в честь ее возвращения. Десятки тысяч православных участвовали в крестных ходах со святыней в Москве и Санкт-Петербурге. В сообщениях СМИ непременно упоминалось что-нибудь вроде того, что икона «считается покровительницей северо-западных земель России…» (почему только северо-западных, на юго-востоке уже и молиться перед Тихвинской, что ли, нельзя?). Сообщения эти, впрочем, были с оттенком некоторого недоумения – мол, и чего собрались в таком количестве?

А чем же должно было быть занятым общество в это время? Набор общественно значимых тем, судя по нашим СМИ, невелик. Ну, конечно Юкос-Ходорковский-и пр. По НТВ обязательно сообщат, что страдалец за дикий не то либерализм, не то капитализм пил в судебной клетке простоквашу из бутылки. Ну, Саакашвили, с хронически гайморитным прононсом, излагает очередную историю российских ему обид и бесчестий. Багдад. Тоже ну. Где-нибудь автобус упал. В общем-то и все. Впрочем, еще свое «ну» на Первом канале – на глаголемом «общественном российском телевидении» - там весь июнь (да уже и пол-июля) изо всех общественных сил (или изо всей дурацкой мочи?) рекламировали «Ночной дозор». Что-то вроде того голосили, что, мол, треснул мир напополам, дымит разор (раздор? дозор? позор?)…. Это, действительно, ну…

Странная вещь: с одной стороны, сами же сообщают, что прибыла Покровительница, а с другой – все внимание простокваше и гаймориту. И вот позору еще.

Святейший Патриарх на днях, в послании ко дню преп. Сергия Радонежского, сказал: «меня не может не волновать духовно-нравственное состояние нашего общества, ибо от того, какие ценности являются приоритетными в жизни, делах и поступках отдельно взятого человека, зависит состояние общества и государства в целом…» И какое ж наше состояние получается? Если в целом? Какие ценности являются приоритетными? Кроме позора и гайморита, разумеется. Непонятно.

Такая же вот непонятка уже озадачила строителей глобальной Европы. На Мальте прошла международная конференция «Религия и образование: возможность развития толерантности через преподавание религиозной фактологии». «Наши общества в настоящее время подорваны недостатком знаний в области культуры, что особенно заметно среди молодежи Европы и чревато незамедлительными и нежелательными последствиями», – осознали вдруг в Европе. – «С ростом секуляризации религиозные институты перестали передавать религиозную культуру новым поколениям, что привело к разрушению традиций передачи этих знаний. Преемственность культуры и религии долгое время были связаны. Сейчас мы стали свидетелями общего упадка нашего культурного уровня». И дальше в итоговом документе говорится о том, что религии – неотъемлемая часть культурного наследия и что развивать подобное понимание могут, прежде всего, школы.

Вот скажи где-нибудь у нас такое – заклюют, ссылаясь все на ту же «толерантность». Религия, скажут строго так, и толерантность – несовместны. Почти как гений и злодейство. От религии одна только нетерпимость может произойти, а в школу с ней - так даже и не думайте соваться. А на Мальте, оказывается, считают, что можно, и даже нужно. Беда с этой Европой: только досекуляризируешься до полного осатанения, и вот на тебе – поворачивай оглобли и преподавай в школе религию.

Правда, неизвестно еще – какую именно. Ведь если «религиозная фактология» - так лучше всего сразу перейти к неоязыческим басням о «дохристианской Руси», сопровождаемым полезными физическими упражнениями: прыганием через костер и гаданиям о суженом. Факты истории христианской Руси (а ведь в истории другой и не было) можно смело опустить. А раз речь о традиции передачи этих знаний, так, значит, лучше сразу перейти к преподаванию в государственных школах основ шаманства, как сделали в одном из субъектов федерации. Сколько такая традиция может послужить к преодолению позорного «общего упадка нашего культурного уровня», о котором толковали на Мальте – вопрос отдельный…

Упадок – упадком, а ведь и на позоре можно заработать. И, позавидовав оглушительному коммерческому успеху киноверсий Гарри Поттера и Властелина колец, на Первом канале решили нанести ответный удар (и «бабок по-быстрому срубить») и экранизировали «Ночной дозор» Лукьяненко. Сделали почти «как у больших» - со спецэффектами и дорогими трюками (правда, их не столько, сколько «у больших» и не так они дороги, но все ж таки доказали – и мы можем). И зритель, заарканеный рекламой, в которую вбухали немеряные деньги, в общем-то, на фильм пошел. Только вот косяком уходят с середины, плюясь. Или отпускают обидные шутки на протяжении всего просмотра. Вот что-то не наблюдалось подобного на непомерных трехчасовых сериях киноверсии толкиновской эпопеи о хоббитах. Почему же так?

Конечно, к недостаткам оригинала (ведь плохо же написано) добавились огрехи экранизаторов, все это понятно. Но всего, кажется, не объясняет. А вот зато промелькнуло на экране - комментируя сцену с визитом главного героя к гадалке (в прологе фильма), исполнитель главной роли мямлит в телеинтервью: «Ну, ведь каждый же, когда припрет, все равно пойдет к гадалке…». Ну, правильно. Это как раз к вопросу о традиции. Раньше наши предки уверенно говорили: «Как тревога – так до Бога». А теперь, оказывается, как приперло – надо брать в руки «Из рук – в руки», смотреть телефон какой-нибудь «ясновидящей Любы», «потомственной колдуньи с галактическим дипломом Варвары» (и ведь не боятся, дряни, христианские имена поганить), и под покровом ночи бежать наводить порчу на ближнего. Действительно, позор. И ночной, и дневной. Так ли уж это занимательно, как пытается убедить реклама?

Незнание «религиозной фактологии» приводит и к другим конфузам. Жуткое возмущение вызвало у профессиональных либералов сообщение о том, что православные провели круглый стол, посвященный вопросу о правах человека и различным воззрениям на эти права. Особенно возмутило напоминание священника о том, что для христианина жизнь - еще не самая главная ценность, есть ценности, которые важнее. Отзывы: «Ну вот, договорились…» (на интернет-форуме у кочетковцев), «последний тезис священнослужителя привел меня в некоторую оторопь» («Русский курьер»), и т.д. Конечно, если бы кто из впавших в оторопь неверия потрудился ознакомиться с «фактологией» - с актами мучеников, например, он бы обнаружил, что это именно традиция – не придавать большой ценности этой маловременной земной жизни, чая воскресения и подлинной ценности – жизни будущаго века. И к гадалке не бежали бы, если бы помнили о том, что «где будет вера – там будет и исцеление». Но это ж в какой школе надо было учиться – чтоб такую фактологию изучить?

Секуляризация, отказ от существеннейшей части культурной традиции – от религии -привела, как теперь стали догадываться в Европе, не только к «культурному упадку», есть и еще кое-что, что очень важным может оказаться для строителей единой Европы с их замашками глобалистов. По мнению многих аналитиков, глобальной ролью в нынешнем мире Америка во многом обязана идее «богоизбранности страны», которую усвоили американские политики, многие из которых - верующие (другой вопрос, во что). Секуляризованной Европе, оказывается, начинает не хватать религиозной традиции, без которой становится невозможным не только былая роль «культурной метрополии», но и глобальное лидерство.

Это, повторим, уже начали понимать в Европе. А мы, стало быть, так и будем заняты ночным позором и простоквашей Ходорковского?

 

От редакции.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+