Перейти к основному содержанию

05:30 20.09.2019

О почитании «благоверных» царей Ивана и Иосифа

19.10.2016 08:50:37

Все люди, живущие на Земле, так или иначе причастны власти. Властью обладает всякий родитель, пока его ребёнок мал; властью обладает учитель в школе; властью облечён всякий начальник и в офисе, и на заводе. Власть нужна и полицейскому, и губернатору, и контролёру в трамвае, и игумену в монастыре.
Если родители не пользуются своей властью, как правило, из их детей вырастают не очень хорошие люди (в первой Книге царств есть рассказ о том, как добрый и мягкий первосвященник Илий не хотел проявить твёрдость в отношении своих сыновей и о том, как плохо всё кончилось).
Если полицейские не желают пользоваться властью, ею начинают пользоваться бандиты, если пренебрегает властью правитель страны, то его держава не устоит. Вскоре после крещения к киевскому князю Владимиру пришли епископы и рассказали, что на русских дорогах появилось много разбойников, потому что князь перестал их казнить. «Боюсь греха», – отвечал им Владимир. Тогда епископы вразумили князя, сказав ему о том, что на нём, как на правителе, лежит ответственность за порядок в стране: князь не только может, но и должен казнить злодеев.
Почему же столь неоднозначно наше отношение к правителям талантливым, но жестоким? И так ли плохо быть жестоким? Первосвященник Илий не захотел проявить жестокость к своим сыновьям, - и их, и его жизни закончились трагически. А пророк Илья Фесвитянин не побоялся собственноручно зарезать 70 жрецов Ваала, и это не вменилось ему в грех.
Думаю, что всё дело в том, что пророк не получал удовольствие, убивая. Он не упивался своей властью, перерезая горло очередному жрецу. Власть вожделенна для людей, и диавол знает это. Недаром, принимая Иисуса Христа за простого человека, сатана предлагал ему все царства земные. Власть – это наркотик, и человек, впадая в зависимость от неё, часто уже не желает ни богатства, ни удовольствий (может быть, этим и объясняется аскетизм Сталина: говорят, что после его смерти остались лишь дырявые ботинки, шинель и пара портянок). Как только человек начинает наслаждаться властью, он теряет контроль над собой, как теряет его человек упившийся вином. Как только власть становится для правителя не средством сделать жизнь людей достойной и справедливой, а целью и высшей ценностью, правитель становится её рабом, как пьяница становится рабом вина. Увы, как быстро это происходит со многими из нас! Перво-наперво такой человек прогоняет всякого, кто может сказать ему неприятную правду. Отношение к критике - один из самых ярких показателей того, как человек относится к себе. Если он смирен, то с радостью принимает критику не только справедливую, но и поношения. Если человек горд, он ненавидит облечителя. Имеющий власть особенно искушается страстью гордости (и чем больше власть тем больше искушение), но благочестивый избежит её сетей. Вот как отреагировал святой царь Давид на злословие своего подданного: Когда дошел царь Давид до Бахурима, вот вышел оттуда человек из рода дома Саулова, по имени Семей, сын Геры; он шел и злословил,
6 и бросал камнями на Давида и на всех рабов царя Давида; все же люди и все храбрые были по правую и по левую сторону царя.
7 Так говорил Семей, злословя его: уходи, уходи, убийца и беззаконник!
8 Господь обратил на тебя всю кровь дома Саулова, вместо которого ты воцарился, и предал Господь царство в руки Авессалома, сына твоего; и вот, ты в беде, ибо ты - кровопийца.
9 И сказал Авесса, сын Саруин, царю: зачем злословит этот мертвый пес господина моего царя? пойду я и сниму с него голову.
10 И сказал царь: что мне и вам, сыны Саруины? пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь?
11 И сказал Давид Авессе и всем слугам своим: вот, если мой сын, который вышел из чресл моих, ищет души моей, тем больше сын Вениамитянина; оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему;
12 может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие. (Вторая книга царств). А вот так, согласно житию митрополита Филиппа, составленного святителем Димитрием Ростовским, отреагировал «благоверный» царь Иван на слова святого: В первое время все было покойно; царь уважал святителя и благоволил к нему. Но потом, когда зверства опричников достигли крайнего предела, то блаженный Филипп стал умолять царя прекратить неистовства опричников и облечать самого царя за его казни. Тогда царь пришел в сильный гнев на святого, угрожал ему муками и ссылкою. Он же, оставаясь непоколебим, как адамант, пренебрегал царскими угрозами и не переставал высказывать истину. К прискорбию, нашлись и между духовными лицами предатели, старавшиеся только об угождении царю. (Димитрий Ростовский. Жития святых. 9 января).
Когда властитель не желая слышать правду, гонит, а потом и казнит (по дороге в Новгород) ни в чём не повинного митрополита только за то, что он посмел быть не согласным с царём, не является ли это свидетельством одержимостью властью?
Власть завораживает, и люди слабые смотрят на тиранов, как лягушка смотрит на змею. Не секрет, что во Франции до сих пор почитают память Наполеона, а в России - Иосифа Джугашвили. Можно много говорить о том, что за время его правления расстрелянных и отсидевших в лагерях было не так много, как об этом писал Солженицын, можно вспоминать о том, как каждый год снижались цены, но сейчас речь не о том, был ли Сталин хорошим администратором. Думаю, что был. И он, и Иван Васильевич. Речь о том, можно ли назвать их благоверными правителями, т.е. праведниками. Оставим в стороне споры о количестве убитых и посаженых, порассуждаем о материях потоньше. В докладе Хрущёва «О культе личности и его последствиях», говорится:
Культ личности приобрел такие чудовищные размеры главным образом потому, что сам Сталин всячески поощрял и поддерживал возвеличивание его персоны. Об этом свидетельствуют многочисленные факты. Одним из наиболее характерных проявлений самовосхваления и отсутствия элементарной скромности у Сталина является издание его «Краткой биографии», вышедшей в свет в 1948 году.
Эта книга представляет собой выражение самой безудержной лести, образец обожествления человека, превращения его в непогрешимого мудреца, самого «великого вождя» и «непревзойденного полководца всех времен и народов». Не было уже других слов, чтобы ещё больше восхвалять роль Сталина.
Нет необходимости цитировать тошнотворно-льстивые характеристики, нагроможденные в этой книге одна на другую. Следует только подчеркнуть, что все они одобрены и отредактированы лично Сталиным, а некоторые из них собственноручно вписаны им в макет книги.
Факты, действительно, настолько многочисленны, что нет смысла перечислять их в этой статье. Если бы дело ограничивалось одной только «Краткой биографией»… Будучи человеком совсем не глупым, Сталин понимал, как всё это нелепо выглядит и как бы критиковал льстецов, добавляя к списку своих добродетелей ещё и скромность. Ну, а о том, что случалось с людьми, дерзнувшими сказать правду о нём, нет нужды и писать.
Можно ли назвать праведником человека, одержимого духом гордыни? Думаю, вопрос риторический. Могут ли такие люди быть талантливыми полководцами и хорошими администраторами? Безусловно. Чего больше, пользы или вреда принесли они нашей Родине? Не берусь судить. Судья им Бог. Мы живём в мире, наполненном образами и символами, и эти правители для многих тоже стали символами царей строгих, но справедливых. Люди, предпочитающие сытое рабство голодной свободе целуют тяжёлую руку грозного царя, оправдывая себя тем, что, якобы восстанавливают социальную справедливость, очищая светлые имена Ивана и Иосифа от клеветы ненасытных в своей злобе врагов отечества – либералов. Они пытаются убедить своих слушателей в том, что всё, хорошее, сказанное и написанное об этих людях – святая правда, а всё плохое – гнусная ложь, не имеющая отношение к исторической науке.
Скорее всего (я в этом почти уверен), почитатели обоих или одного из «героев» этой статьи останутся при своём мнении. Ведь источником этого чувства является не только желание рабствовать и удовлетворение от вида летящих боярских голов и голов их детей, но и своеобразная любовь к Родине. Даже скорее не к Родине, а к державе, и любовь гипертрофированная, чрезмерная. А любая чрезмерность, как говорили отцы, от дьявола. Вот так он ловит каждого из нас на ту приманку, которая особенно дорога нашему сердцу. Эти люди не могут отрицать того, что тот, у кого на руках кровь святых не может быть канонизирован. Об этом же говорил в своём обращении к клиру и приходским советам храмов г. Москвы на Епархиальном собрании 15 декабря 2001 года приснопамятный патриарх Московский и всея Руси Алексий II. «Нельзя же вместе поклоняться убийцам и их жертвам. Это безумие. Кто из нормальных верующих захочет оставаться в Церкви, которая одинаково почитает убийц и мучеников, развратников и святых?..» Но за то, что эти правители сделали много для укрепления и расширения державы, их почитатели готовы простить им всё. В заключение, людям, которые любят Родину больше Христа хотелось бы напомнить слова нашего Господа: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» Мф 10:37. «Перед нами не внутрицерковная дискуссия, - говорится в другом обращении патриарха. - Все более очевидными становятся намерения организаторов - внести разделение в церковную среду… самочинно переписать русскую церковную историю, в угоду сегодняшним идеологическим пристрастиям провести ревизию столетиями складывавшемуся собору русских святых. Несомненно, что все это говорит о серьезном повреждении церковного сознания, опасные последствия которого очевидны каждому пастырю» (Из Обращения патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру и приходским советам храмов г. Москвы на Епархиальном собрании 25 марта 2003 года).

Комментарии

ср, 10/19/2016 - 17:44 :

Жаль что основные положения автора статьи мягко говоря невежественны! Видимо свойство глубоко анализировать исторические факты и работать с документами у автора отсутствует. Печально что позиционирование себя с Православием не означает наличие ума.

ср, 10/19/2016 - 23:27 :

Sirius-у:
Что есть исторический анализ?.. Это, наверное, как правда у Пилата?
Грустно, что, не потрудившись разобраться в теме статьи, Вы написали по сути бранный комментарий. Совсем уж прискорбно, что написали его не вполне грамотно.
А вопрос поднят правильно: почитая, не путайте "теплое с мягким".
Спасибо автору, нужная статья!

чт, 10/20/2016 - 09:08 :

sirius, обоснуйте свои обвинения автора в невежественности. потому что просто так получается треп

чт, 10/20/2016 - 09:19 :

Ошибок не нашел, может уже справлены. По существу статьи - спасибо автору за взвешенный подход к теме. За глубокое проникновение в материал. За легкость, изложения материала.

пт, 10/21/2016 - 13:43 :

Благодарю за честную, профессиональную, глубокую и аргументированную статью, изложенную с духовных позиций православного человека. Именно непомерная гордыня, отсутствие любви к подданным, зависть к истинным героям - защитникам страны вплоть до физической расправы с ними и их родом, включая младенцев и слуг, а также попрание церковных канонов (по собственной инициативе не причащался десять лет до самой смерти, лишь бы иметь женщин) и убийство святых - все это мешает уважать эту личность. А две трети населения, погибших за время его бездарной ливонской кампании! 25 лет голода, нищеты, смертей невинных подданных... Крепостное право (то есть узаконенное рабовладение, закрепление оставшихся крестьян за рабовладельцем, чтобы не сбегали от нищеты) - это цена правления Ивана Грозного. Кому было жить на территориях той же Сибири, которую Ермак, завоевавший ее, уговаривал принять Грозного в состав России... Не Грозный ли сам собирался удрать в Англию, хотя и обзывал королеву Елизавету "девкою"? А при этом оскорблял уехавшего Курбского. Его оскорбительные письма западным монархам навлекли на страну полчища разъяренных врагов. Жаль дилетантов-апологетов "царя Ирода", но жаль и сегодняшнюю нашу страну, которую Господь может оставить за приверженность к иродам и за оскорбление святых Филиппа, Корнилия да и многих других, убитых якобы православным царем... Если же он строил храмы - так это обязанность правителя православного государства. И Ирод строил храм. И что это за покаяние - если он жертвовал в монастыри имущество не свое, а убиенных им?...

сб, 10/22/2016 - 03:14 :

Елене: Ах, несчастный, обиженный Курбский, ай-ай-ай. А вы хотя бы понимаете, что значит в разгар Ливонской войны перейти на сторону противника, как это сделал князь Курбский, став тем самым «Власовым» того времени. Курбский получил от польского правительства большие земельные угодья за свое предательство. При участии Курбского отряды Великого княжества Литовского неоднократно, т. к. он прекрасно знал систему обороны западных рубежей, обойдя заставы, безнаказанно грабили русские земли, устраивали засады на русские войска. Есть либеральная, западная точка зрения, согласно которой Иван Грозный – это такое же типичное явление русской истории, как и Петр I, и Сталин. Беззаконие, казни, кровь – это, дескать, было у нас всегда, в отличие от просвещенной Европы. Д. Биллингтон: "Иван Грозный являет самую суть своего общества. Русские любят и уважают силу. Их история кровава, но это нормально: так они устроены, В ОТЛИЧИЕ ОТ АНГЛИЧАН". Ни Генриха VIII (72 тыс. жертв), ни Елизавету I (89 тыс. жертв) они типичным английским явлением не считают, а вот Ивана IV – считают! Даже имя, которое Иван IV получил после покорения Казани и Астрахани, – Грозный, стало переводиться как "terrible" – "ужасный", этопереводческая интерпретация, в основе которой лежит типично западная политика. Другая точка зрения – противоположная: кровь и казни – это все русофобские выдумки, а на самом деле все у нас было замечательно, была тишь да гладь. Я считаю, что не правы ни те, ни другие. P. S. Кстати, а как насчет Пётра I – он великий реформатор или великий тиран? Современники ненавидели царя, плюс его яростные нападки и глумление над обрядами Православной Церкви, доходившие до открытого кощунства. Людей тоже угробил немало. Может демонтировать все его памятники?

сб, 10/22/2016 - 20:15 :

Сергею относительно грамотности. У меня возникло желание посоветовать Вам почитать Джеймса Джойса однако я вовремя одумался и думаю что правильно. Елена попробуйте представить себе какое придет к Вам разочарование когда Вы узнаете что Ваши знания очень мягко выражаясь чушь но весьма густо сдобренная невежеством . Милочка надо больше читать умной литературы.

вс, 10/23/2016 - 05:58 :

Лукаво суть изложена, и вот цитата:
"И сказал Давид в тот день: всякий, убивая иевусеев, пусть поражает копьем и хромых и слепых, ненавидящих душу Давида"
Следует отличать величие правителя и гордыню человеческую, одно имеет Бога, другое сатану. Это элементарно.
Не стоит ставить в один ряд и двух правителей, как Иоанна Грозного, любящего Бога, и непременно в Него верующего, и Иосифа Сталина,попирающего веру в Бога.
Лукава статья

вс, 10/23/2016 - 11:11 :

Елена, разумеется, Иван IV не был образцом святости. Но и не следует считать, что Россия эпохи Ивана IV была каким-то выдающимся заповедником жестокости по сравнению с другими странами. Наоборот, "передовая Европа" по жестокости оставляла далеко позади "отсталую Россию". Сколько людей отправили на тот свет западноевропейские современники Ивана Грозного? С 1547 по 1584, в одних только Нидерландах, находившихся под властью Карла V и Филиппа II, число жертв доходило до 100 тысяч. Из них было сожжено живьём 28 540 человек. В Англии Елизаветой I было казнено 89 тыс. чел., Генрихом VIII - 72 тыс. человек. Массовые репрессии в Европе середины XVI в. шли ещё до начала Иваном IV массовых казней в 1568 году. Тогда активно развивались дипломатические отношения России с европейскими странами, и вполне возможно, что российские репрессии были начаты как раз под влиянием европейской политической практики того времени. Один из самых кровавых королей Англии - Генрих VIII, был женат 6 раз. Но если Иван IV просто отказался от двух жен и сделал их монахинями (причём впоследствии о них оказывалась определённая забота), то Генрих VIII публично казнил 2 из своих жен. Если Иван IV до последнего старался следовать церковному обычаю, и даже когда уже явно нарушил его, то всё же старался сохранить отношения с Церковью, делал вклады в монастыри, то Генрих VIII, когда Папа Римский запретил ему разводиться с женой, начал Английскую реформацию, закрыл и ограбил английские монастыри. Однако, своих европейских монархов, рядом с которыми Иван IV просто бледнеет, на Западе почему-то не поносят. Мне понравилось, как Е. К. Никифоров и Н. В. Бульчук освятили эту тему в передаче "Редколлегия. Ответы на вопросы радиослушателей" от 19.10.2016 (20-00). Автор статьи Илья Сергеев тоже высказался, причем очень по-христиански, без всякой ненависти, чем вызвал симпатию и уважение. Всё получилось по-христиански благородно. Вот так и нам высказываться надо.

чт, 11/17/2016 - 04:59 :

Сергееву спасибо. Радонеж делает очень нехорошее дело, когда, ссылаясь на "слушатели у нас умные, разберутся", и "мы ничего не навязываем", выпускают высокотоксичные для большинства идеи в эфир.

пт, 11/18/2016 - 03:18 :

Образовалась, скажем аккуратно, группа людей, символ веры которых сформулирован в одном звонке в эфир: не почитающие вождя (не понимающие его дело) не могут почитать и Царя. (два участника этого эфира согласились!). Вот интересно спросить, например, у Наталии Поклонской: нужны ли ей такие защитники?

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+