Перейти к основному содержанию

01:42 23.08.2019

Николай Сергеевич Георгиевской: «Весь Великий пост святая Церковь призывает нас к покаянию»

18.04.2016 08:10:43

Интервью Николая Сергеевича Георгиевского, первого регента хора храма Христа Спасителя

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2016/03/16/20-00.html

 - Представляем вам, дорогие слушатели, Николая Сергеевича Георгиевского,  основателя и первого регента хора Патриаршего собора – храма Христа Спасителя. Николай Сергеевич, сейчас время Великого поста, великая Четыредесятница  – как –то  в одном из эфиров мы с Вами провели целый час в  воспоминаниях о том, чем для вас Великий пост был в детстве.  А что значит Великий пост для вас сегодня?

-Ну, конечно, детские ощущения всегда рознятся от ощущений человека во второй половине жизни. Что для меня Великий пост? То же самое, что и было в детстве, но с другими ощущениями. Изменилась обстановка, изменились люди, изменились служащие, изменилась Церковь, казалось бы, в неизменных песнопениях, чтениях великого канона Андрея Критского, и так далее. Но изменились служащие в Церкви, и это, я считаю, главное. Можно говорить: хуже – лучше, они просто другие люди. Это люди, которые не переносили на себе те тяготы, которые были раньше, в виде государственного атеизма и всего прочего  сопровождающего. То - есть это люди совершенно другого плана. Но я бы сказал, дело не в этом, а в качестве. Вот качества – скажем, чтения, умения прочитать, дать в чтении эмоциональную часть, самовыражение, и я бы даже сказал - смысл передаваемого – пока этого не хватает.  У нас сейчас происходит возрождение Церкви -  именно в количестве, очень много стало открытых церквей, очень много возможностей, чтобы людям прийти, не уезжая далеко. Стоять стало удобнее. Единственное что -  очень многие священнослужители читают канон Андрея Критского посредственно, куда-то  спешат, у них свои дела, и это все ощущается. Нет спокойной, равномерной  обстановки, соответствующей времени спасительного Великого поста,  на Первой неделе которого пост ощущается  – должен ощущаться  - намного лучше, чем раньше. И потом, предваряет-то  пост Масленица, которая  широко отмечается в городе, особенно в этом году – с приподнятым настроением, в связи еще и с тем, что это дохристианский праздник. Так что нынче Широкая масленица была разрекламирована вовсю.  Но нигде в СМИ не было разрекламировано, если можно так выразиться – а для чего, собственно говоря, проводится эта Сыропустная Неделя,  когда нельзя есть мяса? Потому что это подготовка к тому  длительному времени, когда нельзя будет устраивать таких всенародных праздников поедания сладостей,  мясных блюд. Не кататься с гор так рьяно, не выпивать браги, и тому подобное.  То -  есть, это как бы подготовка к Великому посту.

В наше время Масленицу отмечали очень скромно. Я прекрасно помню, как мы с бабушкой дома перетирали иконочки, как меняли лампадки с цветных на обыкновенные, как убирались цветные покрывала, как вязаные скатерти покрывались черным флером или кисеями, словом – дома создавалась более скромная, более соразмерная предстоящему посту обстановка. Также нужно было видеть, как все это делается, с каким усердием, с каким отношением, как в Прощеное воскресенье дома члены семьи просили   прощения друг у друга. Так что я могу сказать   главное– Церковь  общественная предполагала церковь домашнюю, а домашняя  как бы  предваряла  первое богослужение – введение в Великий пост- вечерню с великими поклонами. Сегодня все это идет несколько труднее потому, что домашняя  церковь не такая, как была раньше, когда  живы были наши дедушки, бабушки, когда было удобно и хорошо  с ними, покойно и понятно, потому что все разъяснялось ими, почему так делается,  для чего делается. И в церковь уже люди шли с настроением Великого поста. И когда в церковь приходили, и когда начинался чин прощения – люди были готовы к великим словам молитвы Ефрема Сирина: «Господи и  Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия   не даждь ми» - это конкретно было подготовлено некоторыми моментами Масляной недели, это шло от чистого сердца. Потом дальше идут мефимоны, чтение, и, наконец, первая Преждеосвященная уже прошла, где поется: «Да исправится молитва моя яко кадило пред тобою», т.е. это был настоящий постовой регламент. Верующих-то  было всегда много, но люди скрывали свою веру. И поэтому, когда я шел по Пименовскому переулку в  церковь святого Пимена Великого - которая была у нас, во время нашей жизни в Москве,    приходским храмом,  т.е. наиболее близким к дому -  а мы жили на 2-ой Тверской – Ямской -  то было видно, как горят лампадочки, такие же белые, как у нас дома. Как люди спокойно идут в церковь, как благоговейно стоят, благоговейно покупают свечи – без всякого базара. Все это, конечно, было намного приятнее, уютнее, промыслительнее в плане того, что мы знали: так поступали наши прадеды, наши деды, отцы, матери, и мы обязаны учить детей и внуков тому же. И это очень неважно то, что у нас получается в сегодняшний день. Потому что те дети и внуки, которые выросли  - они уже совсем другие, нежели были мы. И вот таким образом, когда я читаю всякие мемуары, где говорится, что в наше время все было лучше, я думаю: Господи,  что, чем дальше вглубь веков-тем идеальнее все было? Или люди, проходя путь своей жизни, в каком-то плане видоизменялись сами? Но каноны Русской церкви стоят незыблемо, также и ее устав, и так  далее, и так далее. Т.е. в данном случае я могу сказать: да, очень приятно, что церквей много, что в большинстве люди  ходят в церковь. Многие чего-то не понимают, потому что канон написан для людей, которые хорошо знают Священное писание, Священное предание и  Ветхий завет. Потому что там, на сравнениях очень много держится.  Т.е. надо очень много знать, чтобы осмысленно слушать канон Андрея Критского.   Знать Ветхий завет   и Новый, потому что там очень много сравнительных ассоциаций. И вот, если просто слушать - то становится непонятно одно, другое, третье, потому что если раньше изучали в начальных и в воскресных школах Закон  Божий, то теперь ничего этого нет. И поэтому чтение идет как бы само по себе, люди молятся сами по себе. В результате «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» и «Многое множество моих Богородице, прегрешений» - это самое ясное, что из службы известно. Хотелось бы, чтоб наши пастыри хотя бы внятно и хорошо читали святой канон  Андрея Критского, чтобы интонационные, толковательные  расстановки шли как бы незаметно. Конечно, ни с кем не сравнится Святейший Патриарх Пимен, который великолепно, лучше всех на долгие-долгие годы читал канон Андрея Критского -  с толком, с расстановкой, с пониманием.  Даже если что-то было непонятно,  то человек домысливал. Потому что, чтобы верить и молиться – надо, прежде всего, понимать, что читается! Лучше Патриарха Пимена, по-моему,  не читал никто.

-Благодарю Вас, Николай Сергеевич, за Ваши воспоминания, Ваши комментарии, которые, на мой взгляд, очень важны сегодня.  Мне хотелось бы еще и спросить о том, что Вам ближе – о церковном пении в храмах. Ведь даже на Великом повечерии каждое чтение канона сопровождает хор.  И хотя песнопений не так много на Первой седьмице Великого поста, все же  хор  является знаковым сопровождением молитвы. Как Вы оцениваете великопостное пение в храмах сегодня, на Первой седьмице Великого поста?

-Значимость хора трудно переоценить. Потому что иногда наше священноначалие, к глубокому сожалению, не чувствует  это  так, как чувствовали, например,  представители ЦК и его идеологического комитета КПСС.  Они всегда боялись пения и боялись пения хорошего. Потому что как спеть: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» - это очень важно. И вот, на пластинках, которые оставил, скажем,  Николай Васильевич Матвеев, и которые стоит поставить и послушать –можно сравнить, как это поется возвышенно, и как можно спеть это бульварно, вульгарно и непрофессионально.   Но дело-то не в этом. Дело в том, что каждый должен думать индивидуально. Что  являет собой церковное пение?  Человека  молящегося: «Дай мне образ покаяния, Господи!» Потому что каждый должен вырвать этот  момент покаяния из своего сердца. Потому что очень важно осознание своей греховности, которую мы не понимаем. Как Патриарх Пимен вопрошал в одной своей великопостной проповеди: «Осознаем ли мы, братия и сестры, свою греховность? Нет, не осознаем. И мы никак не можем распроститься с нашими страстьми и похотьми, чтобы обратиться к Богу!» Так вот это самое важное и есть. А хор – у нас хор, пожалуй, есть только в храме Христа Спасителя, церкви Преображения Господня (Скорбященской иконы Божией Матери), в Богоявленском  (Елоховском)  соборе – это уже самый слабый хор по профессиональному состоянию, но они там хорошо держатся за традиции.  И на Ордынке стараются придерживаться традиций. В храме же Христа Спасителя я просто не бываю ввиду отдаленности его от моего места жительства. Я там не был, и не бываю, и не стараюсь бывать в силу некоторых своих особенностей.  Потому что я помню, как я там управлял хором. Это было совсем по -другому. Хуже – лучше - на вкус и цвет приятелей нет, но вместе с тем и служилось более уставно.  Я знаю - достаточно требовательное отношение у ключаря храма, там порядок, конечно, а что касается пения – не знаю. А вот на Ордынке я был, и могу сказать, что там стараются придерживаться традиционности, которая была присуща этому месту. Что касается Елоховского (Богояленского) собора – там тоже, при меньшей степени возможностей (хор слабоватый) стараются традиции соблюсти, потому что традиции - это те три кита, на которых стояло, стоит и стоять будет богослужение Русской церкви. И можно сказать со всей  уверенностью, что и каноничность,  и та проникновенность, которая заложена в музыке славянского  текста – они    дают молящемуся большой импульс.  Импульс к покаянию внутри себя, в своей храмине сокровенной. Они делают возможным  рывок к покаянию, оставлению тех мирских моментов, которые  мешают нам правильно  смотреть на наши грехи и прегрешения. Ведь покаяние – что? Миг.  Все церковные службы нацелены на то, чтобы на этот миг можно было настроиться. Когда висящий на кресте разбойник сказал Христу: «Помяни меня, когда придешь во царствие Свое». Ему тут же был ответ, потому что это был миг покаяния, который стоил того, чтобы человек вместо ада оказался в раю. «Днесь со Мною будешь в раи» - ответил ему Иисус. Вот в чем смысл долгого того вхождения – смысл в покаянности, чтобы твердо идти к Христовой Чаше. Вот для этого читается канон Андрея Критского, для этого служится литургия Преждеосвященных Даров,  т.е. это предуготовление к тому, чтобы человек пошел к Святой Христовой Чаше твердыми ногами, с осознанием всех своих грехов и прегрешений и принеся во всем этом покаяние. Вот это очень важно. Я считаю - дай Бог, чтобы это все было сделано в душе каждого, кто входит в храм Господень, и чтобы в душе у него сдвинулся этот камень греховности в исправление. И самое главное - чтобы покаявшись, как говорил Христос во встрече с грешниками: «Оставляются тебе грехи твои, но больше не греши!» У нас же получается так, как я не раз говорил: идешь на исповедь со старым грузом, но осознаешь его все больше и больше. Тебе его прощают вновь и вновь, до 70 раз и больше, но   человек-то хотя бы осознает, что он грешен  -  в том, в другом, и так далее. Я, когда отправляюсь на исповедь –то беру все законы и читаю, где, чего, и что; и пишу - тут грешен, тут, тут. Потом со списком иду к батюшке, чтобы ему записочку прочитать – забудешь что-то - так твоя записочка напомнит. Вот это важно, потому что, перед  Господом один на один – тут, как говорится, Христос невидимо стоит. И тут необходимо быть совершенно честным.

И вот к этой честности, к этому великому душевному и духовному покаянию и призывает нас Святая Церковь весь Великий пост, всю великую Четыредесятницу. Вот сейчас ломка идет, чтобы человек вошел, наконец, в состояние покаянности – вот этим и занята Святая Церковь в настоящее время. И дай Бог, чтобы люди сегодняшнего дня  нашли в ней то, что мы находили столетия и тысячелетия.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+