Перейти к основному содержанию

00:14 20.04.2024

Не обознаться в густой тьме (Иеродиакон Макарий)

14.01.2013 23:55:48

Один из наших архиереев рассказывал недавно группе священнослужителей, семинаристов и монахов об участии русского духовенства в консультациях по подготовке Конституционного договора Европейского Союза. Надо сказать, что аудитория приняла его настороженно: ждали, по-видимому, неких откровений о новой волне экуменизма, о подчинении святого Православия гражданским властям и Новому Мировому порядку, об отступлении Церкви от своих святых корней и истоков, о неминуемом в этой связи углублении существующих расколов и возникновении новых.

Опасения, однако, оказались напрасными: предметом разговора были, если можно так выразиться, не «оборонительные» наши действия, а «наступательные» – то есть попытки представить правящим кругам Евросоюза ценности православной цивилизации, донести до их сознания позицию Православной Церкви в целом ряде практических вопросов и, что особенно важно, отличия этой позиции от общепринятых на Западе взглядов, о чем подробнее идет речь в публикуемой здесь статье Ю.А. Рябых. Казалось бы, в рассказе архиерея не было никаких поводов для огорчения и безпокойства; и все же я вышел из зала с тяжелым сердцем, сам не зная почему.

Причина раскрылась буквально на следующий день, когда я перечитал одно давнее письмо от человека неправославной веры и не очень ясной мысли, но искреннего, честного и горячего, во многом типичного для лучших людей Запада. В несколько грубоватых словах он писал приблизительно так:

– Ваши православные лидеры в своих черных рясах и клобуках с крестами садятся за стол переговоров с нашим записным политическим жульем, на котором клейма негде ставить. Быть не может, чтобы они не знали, с кем имеют дело! Если им все равно, с кем чесать языком, то подумали бы хоть о нас: ведь каждая такая «встреча в верхах» – это десятки тысяч облапошенных избирателей, и в результате парламенты и ассамблеи нашпигованы послушными холопами Нового Мирового порядка!

Видимо, эта жалоба содержит рациональное зерно, но соль даже не в нем. Соль в том, что такая эмоциональная реакция – точное зеркальное отражение событий недавнего прошлого, когда западные вожди и знаменитости различного сорта и калибра – политические, научные, художественные и пр. – позировали перед фотоаппаратами рука об руку с большевицкими палачами, а где-то позади, вне поля зрения объективов, стояла горстка людей с плакатом: «ДОЛОЙ КОММУНИЗМ! СОВЕТСКИЙ СОЮЗ – НЕ РОССИЯ!»

nnn

«Советский Союз – не Россия!» Так в течение послевоенных десятилетий пытались русские беженцы на Западе обозначить свою политическую и национальную позицию. Удерживать ее было крайне трудно, а распространить среди окружающих, казалось бы, и вовсе невозможно, коль скоро речь шла либо о «мирной советской стране рабочих и крестьян», либо о «кровавых русских агрессорах». Но они держались, не отступали, упорно отождествляя советское с Лениным, Сталиным, ЧК и концлагерем, а русское – с преподобным Сергием, Царем-мучеником, Божиим храмом и Голгофой. Многие ли принимали их всерьез?... Но переведите часы вперед, уже ХХI век, и вам придется по-другому оценить их принципы и упорство.

Итак, следуя этой аналогии, сегодня мы можем сформулировать подобный тезис: «Новый Мировой порядок – не западный мир!»

«…Ложится тьма густая

на дальнем Западе,

стране святых чудес:

светила прежние

бледнеют, догорая,

и звезды лучшие

срываются с небес.

А как прекрасен был тот Запад величавый!…»

– писал Хомяков. За прошедшие полтора с чем-то века западные светила догорели, звезды попадали, и уже не разберешь: где тут христианское наследие, где пережитки язычества, где наслоения схоластики, а где раковая опухоль Нового порядка. Ведь мы и на своей собственной почве спотыкамся куда как часто: сетуем, например, о «развале России» в 1990-х годах, и словно забываем, что развалили-то ее в 1917-м, а потом согнали в большевицкий застенок такими, среди прочих, мерами, как латышский штык и еврейский маузер. Тем более легко ошибиться в нынешней густой тьме дальнего Запада.

Но, разумеется, одно дело сформулировать тезис, а другое – доказать его. Аналогия с Россией – не доказательство, а всего лишь возможное направление поиска. Поэтому приведем несколько примеров, которые позволят нам увидеть на Западе знакомые черты: стремление к истокам, к очищению, к освобождению от власти зла и к покаянию.

1. Православная Англия. Здесь истоки отделены от нас дистанцией в тысячу лет, но начать следует именно с этого явления, поскольку оно осмысляется христианским мировоззрением. Норманское завоевание в середине ХI века не только поставило Английскую Церковь в зависимость от Рима, но и опрокинуло весь ее жизненный строй, и вся последующая тысячелетняя история Англии видится в этой связи как цепь печальных последствий этого завоевания. Поэтому, чтобы вернуть английской нации здоровье и благополучие, чтобы вырвать ее из клещей глобализма, необходимо «сбросить норманское иго» – прежде всего и главным образом возвратиться к историческому Православию.

Это направление наиболее выпукло представлено в журнале «Orthodox England», о котором «Радонеж» сообщал несколько лет тому назад.

2. Конфедеративное движение в США. Оно гораздо мощней предыдущего, но, к сожалению, мало знакомо русским, воспитанным на советских учебниках и не знающим о сепаратизме Южных Штатов ничего, кроме расизма и рабовладения. Характерно, что гений Герцена позволил ему увидеть в ней «войну за рабство государственной нераздельности» («Концы и начала»).

Язык оказыват нам дурную услугу: мы воспринимаем слово «штат» (state) будто уезд или губернию, а между тем оно означает «государство». Нынешние патриоты американского Юга с полным основанием рассматривают свое поражение в Войне Между Штатами (ошибочно называемой «гражданской») как начало порабощения Северной Америки Новым Мировым порядком. Непосредственная их цель на сегодня – сохранение и восстановление культурно-исторического наследия американского Юга, а также политическая борьба. О возможностях последней говорит следующее наблюдение: итоги голосования в Конгрессе США по нескольким ключевым пунктам внутренней и внешней политики, от абортов и молитвы в школах до агрессии против независимых государств, подсчитанные с учетом одних только представителей Южных Штатов, полностью противоположны фактически принятым решениям.

Конфедеративное движение представлено превосходным журналом «Southern Partisan»; стоит раскрыть его, и вы тут же убеждаетесь, как выгодно отличается он от «массовых» американских журналов…

3. Римо-католики традиционного направления. О них надо сказать хотя бы несколько слов, поскольку римо-католицизм не без основания считается самой жизнеспособной идеологической силой сегодняшнего Запада, особенно на фоне протестантских конфессий. Вспомним, что Ватикан (в отличие от православных Церквей!) так и не вступил в скандально-знаменитый ВСЦ, и какой бы ни была экуменическая и миссионерская политика папства, она проводится независимо от чьих бы то ни было интересов, кроме своих собственных.

Однако Второй Ватиканский Собор (1962-65 г.г.) с его историческим поворотом к модернизму вызвал к жизни активные силы внутреннего сопротивления. Некоторые из верующих, благочестивых римо-католиков вообще не признают нынешнего папу и считает Римский престол незанятым. Среди имен, связанных с этим движением, надо упомянуть прежде всего архиепископа Марселя Лефевра (+1991), отлученного от церкви Иоанном-Павлом II. Его последователи объединены в «Общество св. Пия Х» (The Society of St. Pius X); они чтут папу Пия Х (1903-1914) как непримиримого врага и обличителя модернизма, секуляризма и масонства.

nnn

В ответ на изложенные выше соображния я получил от одного из своих корреспондентов следующий малоутешительный отклик:

«Ты впустую тратишь время, свое и читательское. Не все ли равно, какие там давние корни и истоки кто-то обнаружил у себя на Западе! Порабощен ли западный мир Новым мировым порядком, или объединился с ним на полюбовных началах, – нет решительно никакой разницы. Мы стоим на пороге глобальной войны, нам надо мобилизовать все силы, духовные и материальные, для победы над врагом, а не разсуждать о тонкостях, которые якобы скрыты где-то в густой западной тьме.

Представь себе, что 41-м году летом, когда германские армии походным маршем шли по Украине и Белоруссии на восток, кто-нибудь взялся бы с ученым видом толковать о том, что-де нацизм и Германия – это не одно и то же, и как их отличить друг от друга… Много ли было бы толку? А ты ставишь себя как раз в такое положение.

И если уж речь зашла о папстве, то оно всегда было смертельным врагом России, еще когда модернизмом и секуляризмом даже не пахло. Неудивительно, что «лефевровцы» относятся к Православию куда более враждебно, чем официальный Ватикан, без зазрения совести именуя нас «восточными схизматиками»….

Позволю себе привести ответ, который я отправил своему критику, а дальше пускай судит читатель.

«…Проблема в том, что ты остановился на полдороге. Аналогия с 1941-м годом очень важна, но сама по себе недостаточна: надо получше разсмотреть 2003-й и обнаружить разницу между тем и другим. «Мобилизовать духовные и материальные силы», – пишешь ты, совершенно законно поставив дух перед материей: «Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им». А что было полвека тому назад? Надеюсь, тебе не нужно напоминать, что (как бы ни старались фальсификаторы истории) если чьим-то именем мы и воевали, то это было имя Сталина; в окопах и блиндажах не служили молебнов, не читали канонов и акафистов, а писали заявления о приеме в ВКП(б). Сегодня же с именем Сталина на духовном фронте уйдешь не дальше, чем с винтовкой Мосина на материальном.

Отсюда первый и главнейший вывод: наш Бог – Бог истины, и если в наше страшное время мы осознали, наконец, что без Него Самого мы безсильны и ничтожны, то стремление к истине и обретение ее становится для нас необходимым условием Его помощи.

Ты говоришь о «лефевровцах», неприязненно относящихся к Православию: хороший пример. Последователи Лефевра, истинные римо-католики, вынуждены именовать нас «восточными схизматиками» – иначе, по логике вещей, они сами должны стать православными. Они, как и мы, стремятся к истине и не поступятся своей совестью. Пусть они заблуждаются, пусть ошибаются: мы можем вести с ними разговор, не «экуменический диалог» по базарному методу «ты мне – я тебе», а честный, открытый диспут двух не согласных друг с другом сторон, с тем, чтобы, как это многократно бывало, наши оппоненты отказались от своих заблуждений, увидели истину и приняли ее. Сравни-ка их с нашей «церковью-сестрой», с официальным Ватиканом, который буквально пропитан лицемерием и ложью!

Но есть и другое соображение в пользу попыток рассеять «густую западную тьму»: 30-40 лет назад призыв различать Россию и СССР у многих вызывал такое же раздражение, как сегодня у тебя – мой призыв различать Запад и глобализм.

Сегодня мы не просто стоим на пороге войны (или уже перешагнули этот порог); сегодня мы входим в зону невиданных исторических бурь и водоворотов, где единственной надежной навигационной картой остается Святое Писание. «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам», – мы не можем позволить себе пройти мимо этих слов, не задумавшись о том, как они претворяются в жизнь и что требует от нас в этой связи Спаситель».

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
11 + 3 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+