Перейти к основному содержанию

06:01 08.03.2021

Надо ли поклоняться великим вождям?

14.01.2013 23:55:01

День Победы — как всенародный праздник и нерабочий день — вошел в жизнь страны с 1965 года, при Брежневе. Этот праздник отмечался с огромным размахом, и был одним из немногих — если не единственным, в котором идеологические мотивы не заглушали истинных народных чувств — благодарности к ветеранам, памяти о страшном и героическом времени, в которое страна оказалась на краю уничтожения, и, ценой неимоверных усилий и жертв, его избегла.

Сегодня этот день связан с разделением, которого тогда, в советские годы, не было — с разделением, порожденным именем Сталина. Почему-то многие люди решили, что почитание Великой Победы требует и его прославления. По-видимому, дело все же не в Победе; даже в советские годы, при всем огромном значении, которое придавалось этому празднику, при том настоящем культе Победы и ее героев, культе, который проникал во все стороны жизни, в школы, в ВУЗы, в парки, куда угодно — при всем этом и власти, и граждане отлично обходились без упоминания генералиссимуса. Празднованию Победы и почитанию ее героев это никак не мешало.

Поэтому нам стоит подумать о том, почему в наше время есть достаточно людей, которые все же желают прославления Сталина — людей, для которых именно Сталин является целью, а празднование победы — средством. Что привлекает людей в Сталине?

Разные вещи, и их, наверное, стоит обозначить. Во-первых, то, что сами люди называют "величием". Это был один из могущественнейших людей в человеческой истории; при нем СССР достиг пика своего власти, превратился в сверхдержаву,  диктовавшую свою волю половине человечества. Может ли это соображение быть убедительным в глазах христианина? Священное Писание знает великих правителей, появлявшихся в прошлом — например, Царя Вавилонского; то, что о нем говорит писание, настолько поразительно, что нам стоит привести соответствующий отрывок из Пророка Исайи целиком: "как не стало мучителя, пресеклось грабительство! Сокрушил Господь жезл нечестивых, скипетр владык, поражавший народы в ярости ударами неотвратимыми, во гневе господствовавший над племенами с неудержимым преследованием. Вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости; и кипарисы радуются о тебе, и кедры ливанские, [говоря]: "с тех пор, как ты заснул, никто не приходит рубить нас". Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви - покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему". Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: "тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой?" Все цари народов, все лежат с честью, каждый в своей усыпальнице; а ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь, как одежда убитых, сраженных мечом, которых опускают в каменные рвы, - ты, как попираемый труп, не соединишься с ними в могиле; ибо ты разорил землю твою, убил народ твой: во веки не помянется племя злодеев. (Ис.14:4-20)".  Упомянутый царь был, в политическом смысле,  весьма великим — он "господствовал над племенами", "поражал народы", "потрясал землю и колебал царства". Какую же оценку ему дает Пророк? Она достаточно очевидна. Интересно, что в вину этому правителю ставится, прежде всего, то, что он совершил по отношению к своему народу - "ибо ты разорил землю твою, убил народ твой". Вообще соответствие между этим библейским текстом и личностью Сталина настолько поразительно, что кажется, пророк прямо о нем и говорит. Но есть и правитель в будущем, о котором говорит Писание — и этот правитель достигнет политического величия неслыханного в истории, превзойдя и тиранов древности, и Сталина. Это правитель осуществит то, о чем они только мечтали — объединит под своей властью весь мир. Его правление будет абсолютным, совершенным политическим достижением, он будет обладать властью, неслыханной в веках, он будет лидером сверхдержавы, которая подчинит своей власти всю планету — правда, ненадолго. Потому что его правление, как мы знаем, завершится тем,  "Господь Иисус убьет [его] духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего (2Фесс.2:8)".

Политическое могущество никак не является поводом для восхваления того или иного правителя — важно, для чего он это могущество употреблял. И в случае со Сталиным ответ очевиден — для истребления невинных людей вообще и Церкви Христовой в особенности, для насаждения культа самого себя, который носил откровенно религиозный характер, для принуждения миллионов людей к безбожию.

Но надо отметить еще одну причину сталинопочитания — раздражение против, условно говоря, "либералов", в риторике которых Сталин — это абсолютное зло. "Либералы" (возьмем это слово в кавычки, к классическому либерализму их взгляды отнести трудно) приобрели вполне заслуженную дурную репутацию, и неприязнь к ним побуждает некоторых людей поступать им назло — восхвалять именно того, кого они проклинают. Тот же эффект на некоторых производят и восточноевропейские русофобы, для которых преступления Джугашвили — повод для претензий к русским. Однако было бы крайне нерассудительно занимать тут или иную позицию "назло" кому-то. Христианин не должен оглядываться на тех или иных людей, а искать того, что угодно Богу. Могут ли быть поступки Сталина, и, особенно, яростные гонения на Церковь Христову, оправданы перед лицом Божиим?

Русофобы лгут не в том, что Сталин был крайне дурным правителем — а в том, что они отождествляют его с Россией. Между тем большевизм вообще, и сталинизм в особенности были именно восстанием против исторической России, и своего лозунга — "пальнем-ка пулей в Святую Русь" — они никогда не скрывали.

Нам есть кого почтить и кого поблагодарить в день Победы — это те, кто сражались и умирали, чтобы спасти нашу страну. Еще в советские годы воздаяние им почестей отлично обходилось без восхваления сталинских злодеяний — которые даже в глазах коммунистов брежневской эпохи выглядели неприемлемыми. Совершенно незачем возвращаться к восхвалению коммунистического вождя, которого, по причине крайнего его людоедства, в свое время осудили даже сами коммунисты. 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+