Перейти к основному содержанию

01:00 24.07.2019

Мягкая голова и железная эпоха

10.03.2016 08:32:33

- Простите, можно вас отвлечь на минуту?

Оглядываюсь. Пожилой мужчина атлетического сложения. Открытое русское лицо, большие, по-детски ясные глаза. Черты лица знакомы - я уже раньше приметил этого прихожанина.

 Месяца два, как он появился в храме. На всех воскресных службах стоит, не шелохнувшись. Старательно крестится, с полной амплитудой, от плеча до плеча. Так же старательно кланяется, касаясь пола вытянутыми пальцами рук. Проповеди слушает жадно, ловя каждое слово. На богослужение не опаздывает. В общем, примерный во всех отношениях.

- Конечно – отвечаю.

Хотя мне, единственному сегодня пономарю, следовало бы поспешить – нужно побыстрее занести поминальные записки в алтарь. Но останавливаюсь, понимая, что вопрос не будет праздным.

- Я совсем недавно начал ходить в храм, есть много вопросов по Библии, службе, молитвослову. Вы бы могли мне помочь?

- Конечно. Давайте только после Литургии.

Бегу в алтарь, и через несколько минут забываю о новом прихожанине. Очень много забот у алтарника, если он один. Записки, просфоры, свечи, кадило, катапетасма, включение и выключение света, аналой; малый вход и великий вход; плат, запивка, антидор. Множество мелких, но ответственных послушаний. Если пономарь их не исполнит, священнику придется на службе довольно тяжело. Все равно, что хирург без ассистента на операции.

В конце Литургии все-таки вспоминаю обещанное, и после благодарственных молитв выхожу для беседы. Присели на лавочку, познакомились, разговорились.

Александр Петрович (так звали нового знакомого) действительно пришел в храм недавно, два месяца назад, на шестьдесят пятом году жизни. Всю молодость, как он сам выразился, «бездумно прогулял». Работал охранником. Оказавшись на пенсии, стал задумываться о скорой смерти, о прожитой уже почти жизни, о грехах… Короче говоря, начал приходить в себя, как сказано в притче о блудном сыне. Почувствовал тягу к храму (что бывает у многих), и пришел (что бывает не у многих). Сейчас чувствует упоение и радость, смешанную с горьким раскаянием о прошлом. В общем, находится в нормальном для его случая состоянии.

После разговора у нас было несколько встреч, уже прямо по практике церковной жизни. Сидя напротив Александра Петровича за столом в помещении воскресной школы, я поражался и умилялся нескольким вещам.

Во-первых, его решимости. Прожить шестьдесят пять лет в одной системе ценностей, и полностью отказаться от нее, приняв совсем другую – на такой шаг не каждый способен. Это именно решимость начать жизнь заново, с чистого листа. Все мысленные идолы лорда Бекона в случае с Александром Петровичем были совершенно посрамлены. Ни «идолы пещер», ни «идолы рода» не выдержали встречи со Христом Воскресшим. Да, в Церковь Александра Петровича привел, конечно, Господь. Но, как говорят в народе: Бог-то Бог, да сам не будь плох. Личные качества нового прихожанина – мужество и решимость - также сыграли свою огромную роль.

У японцев есть интересное выражение: «мягкая голова». Таковой головой обладает человек, всю жизнь сохраняющий гибкость мышления и способность меняться. Обычно мы открыты ко всему новому до лет тридцати пяти, сорока. Потом, как правило, люди живут уже накопленными знаниями и приобретенными привычками. Александр Петрович сохранил «мягкую голову» до шестидесяти пяти.

Во-вторых, я удивлялся смирению этого, казалось бы, абсолютно новоначального христианина, по возрасту годящегося мне в дедушки. Возвышаясь надо мной, как гора (я уже говорил о его геркулесовой комплекции), Александр Петрович сидел за партой, как первоклассник, и старательно скрипел по бумаге шариковой ручкой, делая памятные записи. Разговоры получались интересные.

- Я вот купил полную Библию и начал читать. Чувствую, что глубоко, но пока все непонятно.

- Александр Петрович, начните лучше не с Бытия, а с Евангелия.

- С чего?

- С Евангелия.

- Еще раз повтори, я запишу. Ев… как?

- Евангелие.

- Е-ван-ге-ли-е. Но, в моей Библии нет Евангелия.

- Не может быть.

- Говорю тебе, нет.

Что такое? Беру его Библию. А, вот оно что! Действительно, нет Евангелия. Есть «Святое Благовествование» - от Матфея, Марка, и проч. Стараясь не улыбаться, объясняю, что «Святое Благовествование» и есть Евангелие. Ах, как это все хорошо и радостно!

- Завтра поминальная суббота. Я купил батон, гречневую крупу, сахар, бутылку «Кагора». Представляешь, масло подсолнечное забыл. Что делать? Снова идти в магазин, докупить?

- Не нужно докупать, хватит. Вообще на службе главное – помолиться. Продукты – ваше посильное приношение для храма. Вроде милостыни, с просьбой о церковной молитве по усопшим.

Говорим, а я не перестаю удивляться подобному послушанию Церкви в том возрасте, когда человек считает себя, как правило, умнее всех. Сколь много есть людей, обсуждающих, какой должна быть Церковь. Но как мало людей, спрашивающих, какими они должны быть в Церкви. Особенно, уже прожив целую жизнь.

После очередной катехизаторской встречи иду домой, думаю. Вот, человек пришел к Богу в шестьдесят пять. А сколько же их еще за оградой храма, умудренных житейским опытом и украшенных сединой, но Христа не знающих. Сколько их, которые, судя по возрасту, должны были бы учить вере нас, молодых – но Господь устраивает так, что сесть за парту теперь нужно им.

Но не подумайте, претензий никаких. Понятно, что «железная» эпоха… Понятно, что атеизм и коммунизм. Понятно, что им тяжелее. И у меня никаких претензий и упреков, а лишь радость оттого, что они все же приходят. И каждый такой случай есть чудо, равносильное воскресению из мертвых, - а пожалуй, даже выше. Ведь покойника воскрешает Бог, не спрашивая у покойника согласия. А здесь вчерашний духовный мертвец приходит сам, ломая тысячи прежних стереотипов. Да, и это не без помощи Божией, но все же: через церковный порог переступает всегда тот, кто имел волю отказаться. Мог отказаться, но согласился. Был мертв, и ожил.

Важно еще, что мертвец-то со стажем. Если бы евангельский блудный сын прожил у таинственного жителя дальней страны шестьдесят лет, вернулся ли бы он? Господь знает. Если бы и вернулся, наверняка возвращение далось бы гораздо труднее. Поэтому, наблюдая подобные случаи, я твердо знаю: Христос воскрешает мертвецов уже сегодня. И - пока еще спрашивает их собственного разрешения.

Александр Петрович вызвал из моей памяти десятки родных лиц того же возраста. Ближайшие родственники, бывшие преподаватели, коллеги по работе… Большинство, слава Богу, в живых. Живут, при жизни будучи такими же мертвецами со стажем. Но я, смотря на Александра Петровича, не дерзаю хоронить их в своем сердце. Я верую в воскресение мертвых.

Комментарии

чт, 03/10/2016 - 23:37 :

Я такой же мертвец , воскрешенный Христом в возрасте 50 лет, и это было не вчера. Как случилось тогда это чудо во всех подробностях - знаю только я. В моем детстве и юности я даже не помню слова "Бог", произносимого вслух. В те далекие годы в нашем дальневосточном г. Хабаровске не было ни одного храма (все были порушены под корень советской властью), но осталась каким-то чудом всего одна деревянная церквушка возле вокзала, уцелевшая после всей разрухи, упрятанная за высоким забором, и мы смеялись над бабушками, которые по воскресеньям торопливо и стараясь быть незаметными, ныряли в калитку в заборе. Крутили пальцами у виска. И я радуюсь, читая эту статью: значит, у меня тоже была "мягкая голова", потому что мне всегда не давал покоя вопрос: а где я буду после смерти? Почему-то я знала, что человек не может исчезнуть просто так. Читала книжки разные, что-то искала. И однажды посетил меня мой Спаситель. Кто это пережил - тот понимает. Не нам, не нам - Ему слава.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+