Перейти к основному содержанию

05:21 08.03.2021

Многоконфессиональные атеисты (Алексей Харитонов)

14.01.2013 23:55:03

Как сообщается, депутат Госдумы от фракции КПРФ Борис Кашин внес во вторник законопроект, в котором предлагает убрать из гимна страны строчку «хранимая Богом земля». Депутат обосновал это тем, что «наша страна является светским государством, и никакая религия не может устанавливаться у нас в качестве государственной или обязательной». «Я предлагаю в строфе "Одна ты на свете, одна ты такая, Хранимая Богом родная земля" слово "Богом" заменить на слово "нами"», – заявил Борис Кашин.

Разумеется, не обошлось без ссылок на «многонациональный и многоконфессиональный» характер нашей страны; и нам стоит разобраться в том, что здесь имеется в виду. Как правило, когда мы слышим слова о «многонациональности и многоконфессиональности» мы можем обоснованно предположить, что произносит их не мусульманин, не иудей, не протестант, ни вообще какой-либо представитель упоминаемых «многих конфессий». Их, почти наверняка, произносит представитель совершенно определенного исповедания — исповедания воинствующих атеистов. Более того, нередко выясняется, что сами «религиозные меньшинства» от имени которых эти люди выступают, вовсе не разделяют их антиправославного рвения — вспомнить, хотя бы, ситуацию с Основами Православной Культуры, введение которых поддержали российские католики и лютеране, и против которых яростно выступали антиклерикалы, ссылаясь на некие «многоконфессии». Конечно, в любом общественном начинании, мы всегда сможем найти бабу ягу, которая будет против — и никто не спорит с тем, что у бабы яги, как гражданки Российской Федерации, тоже есть права. Но соблюдать права бабы яги — это не значит наделять бабу ягу диктаторскими полномочиями.

Никто не должен быть принуждаем к исповеданию чуждой ему веры; но ни у кого нет права возбранять всем остальным иметь их собственную культурную, историческую и религиозную идентичность. Нашу страну, нашу культуру, нашу историю сформировали отнюдь не атеисты; атеисты отметились, напротив,  массовым уничтожением культурных памятников во имя утопии «светлого будущего», которая так и не осуществилась.

Впрочем, нам стоит отметить, что существует два разных явления, обозначаемых словом «атеизм». Это может быть просто отсутствие веры в Бога, которое может сочетаться с нейтральным (или даже благожелательным) отношением к религии и верующим. Для человека неверующего упоминание Бога в гимне — это примерно то же самое, что религиозная символика древних церквей — культурный артефакт, иносказание, обозначающее что-то не вполне понятное, но скорее положительное. Многим неверующим людям не придет в голову искоренять все упоминания о Боге, убивать верующих или уничтожать религиозные памятники. Более того, они могут быть тонкими ценителями религиозной музыки или иконописи.

Существует и другой атеизм, который, вероятно, было бы правильнее называть анти-теизмом, когда человек очень далек от равнодушия к религии. Хотя люди таких взглядов и любят сравнивать веру в Бога Библии с верой в богов скандинавской или греческой мифологии, они явно лукавят. Они совершенно не беспокоятся по поводу Зевса или Одина, предмет их беспокойства — именно христианский Бог. Как сказал Салман Рушди: «Атеисты — это люди, зацикленные на Боге».

Атеист такого типа превращает борьбу с Богом в смысл и цель своей жизни. Любые упоминания о Боге, все, что указывает на Него, ему глубоко ненавистно, и он готов измыслить любые предлоги, чтобы добиться удаления упоминания Бога из гимна, или — как это недавно произошло в Италии — добиться устранения распятий из школьных классов.

Такой фанатичный атеизм уже приводил к самым катастрофическим последствиям — от Мексики до Китая, от Бутовского полигона до «полей смерти» Кампучии, и нам всем стоит об этом помнить. Воинствующий атеизм — исповедание, в высшей степени нетерпимое ко всем остальным, а вызванные им в ХХ веке кровопролития многократно превзошли все самые мрачные эксцессы в истории религии.

Как мы могли бы реагировать на выступления людей, которым имя Божие представляется столь нестерпимым? Похоже, мы найдем неплохой пример, если на минуту перенесемся из заснеженных полей нашего Отечества в теплые моря, где на Каймановых Островах разыгрался еще один конфликт, связанный с известным нам использованием «многоконфессиональности». В конституции Каймановых Островов написано, что это «богобоязненная страна основанная на традиционных христианских ценностях», где «религия выражается в стремлении к нравственной жизни и социальной справедливости». Так как это заморская территория Великобритании, британское министерство иностранных дел предложило убрать из конституции упоминание о христианстве, потому что Британия — многорелигиозная страна. Ответ губернатора Каймановых Островов  Эндрю Гарра, поддержанный другими местными лидерами, прозвучал достаточно твердо: «может быть, Британия и многорелигиозная страна, а у нас здесь преобладающая религия — Христианство». Иногда достаточно просто сказать «нет». Однако конституция Каймановых Островов, явившаяся причиной конфликта, сам по себе поучительна. Она начинается словами: «Народ Каймановых Островов, вспоминая события, сформировавшие его историю и сделавшие его таким, какой он есть, и признавая его уникальную историю, культуру и  христианское наследие, определившее те духовные, моральные и социальные ценности, которыми он руководствуется в своем развитии... провозглашает свое намерение быть богобоязненной страной, основанной на традиционных христианских ценностях, терпимой к другим религиям и убеждениям...». Три небольших островка, с весьма разнообразным в этническом и религиозном отношении населением, могут пристыдить иные великие державы — островитяне не стыдятся говорить о «христианских ценностях» «сформировавших их историю и культуру». Глядя на благочестивых островитян, пора и нам вспомнить о том, какие ценности сформировали и нашу историю и культуру, более того, всю европейскую культуру вообще. Даже неверующие люди замечают, что «европейские ценности» - это ценности, в основе своей христианские, и утратив эту христианскую основу, они будут обречены на исчезновение. Как пишет, например, один автор в «Таймсе», «Наше общество сформировано и определено его христианским прошлым, даже если Бог изчез из него. Как иначе мы могли бы объяснить многие наши коллективные ценности, которые выглядят абсурдными в странах без христианской традиции? Провозглашение прав человека и святости жизни; подразумеваемое равенство всех людей; принятый в культуре упор на сочувствие, милосердие, а не только воздаяние. Эти концепции вовсе не возникли, как некая Афина, взрослыми и в полном вооружении, с либеральным мечем наперевес, в готовом виде в головах западных радикалов 1960-тых годов»

Всякое отрицание живет за счет того, что оно отрицает, воинствующий секуляризм нападает на христианство с еретическими трактовками христианских же ценностей. Но в атеистическом контексте эти ценности обречены не только на искажение, но на исчезновение; что произойдет, если нынешнее восстание против христианского наследия Европы увенчается успехом? Гадать тут незачем — в 1917 году в нашей стране оно уже увенчалось. Последствия этого известны.

Комментарии

03.06.2015 - 07:44 :

Именно ХРАНИМАЯ БОГОМ РОДНАЯ НАША СТРАНА,И ЗЕМЛЯ и менять не следует такие слова на слова НАМИ. А кто такие нами . Среди нас по разному понимают , как хранить,как уберечь нашу нашу именно хранимую БОГОМ ЗЕМЛЮ ,НАШУ СТРАНУ ,НАШУ РОДИНУ...

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+