Перейти к основному содержанию

16:19 18.09.2019

Любовь и семья: Христианский и антихристианский подходы с позиций русской философии

16.07.2013 13:30:45

В своем выступлении я обращаю внимание на актуальность идей русской философии, которые сегодня выполняют важную функцию, выступая в качестве противодействия моральной и правовой деградации современного общества.

Эти идеи, несомненно, входят в объем понятия «экология культуры», начало которой, как утверждал Дмитрий Лихачёв, в любви - «в любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре». Любовь всегда предполагает отношение к реальному и живому существу, ведь решающее и фундаментальное утверждение христианства состоит в том, что только личность способна любить и быть любимой. В этом заключается ее Богоподобие: ибо «Бог есть любовь и человек есть любовь». Борис Вышеславцев в работе «Этика преображенного эроса» называет свою философию «русским платонизмом», утверждая тем самым то, что преображенный Эрос подразумевает сохранение эротических компонентов, которыми была пропитана платонистская любовь. Однако эти компоненты обогащены, облагорожены, но не отменены и не вытеснены новым христианским содержанием. Все они вместе составляют диалектически- динамическое, духовно-телесное единство. Этот симбиоз любви-эроса и любви- агапе, т.е. любви сострадательной составляет ядро преображенного Эроса. Только такая преображенная любовь, по Вышеславцеву, может «спасти мир».

Понятия любви, семьи и отечества, как основополагающие для экологии культуры органически связаны друг с другом.

Именно эти понятия подвергаются фундаментальной эрозии в глобализирующемся обществе, которое Александр Зиновьев назвал обществом «западнизма». По глубокому убеждению Розанова, все начинается не с государства, а с семьи и брака, с воспитания детей. С семейных позиций Розанов воспринимал и революционные события в России, понятые им как крушение коренных устоев человеческого существования - семейных, нравственных, национальных. В кое-как сколоченных семьях, где родители не связаны настоящей, т.е. и плотской, и душевной любовью, растут дети ущербные, отщепенцы, склонные к нигилизму. Такие семьи порождают человеческий тип, который Розанов называл «пакостником», ненавистником всего родного, отечественного, а Федор Тютчев - «внутренним русофобом». Таким образом, русская философия, по определению такого крупного знатока русской религиозной мысли как о. Томаш Шпидлик - это философия, проникнутая глубоким чувством любви к жизни, и вместе с тем восполняющая острый дефицит любви в современном обществе. Эти качества русской мысли о. Томаш Шпидлик подчеркивает в своей выдающейся книге «Русская идея: Иное видение человека».

«Философия общего дела» Николая Федорова, также как и философия Василия Розанова основана на отвержении философии смерти, лежащей в основе того антихристианского подхода к семье, который разрешает однополые браки. В противоположность жизнеутверждающему пафосу философии активного христианства здесь фигурирует образ человеческого существа-некрофила, атомарного своевольного индивида. Отрицанию деторождения соответствует понимание смерти как «обыденного факта культуры», как «частного дела», смерти прекрасной, лёгкой, приятной (буквальное значение слова «эвтаназия»). Такой образ смерти свидетельствует о глубоких нравственных деформациях, возрастающих внутри современного общества. Корень этих деформаций Иван Ильин объяснял вовсе не «неустойчивой и самовольной похотью плоти» и не тем, что создаются все новые «уклады, вкусы и воззрения», но духовным кризисом, «заболеванием и оскудением человеческой духовности и в особенности духовной традиции». "Не плоть, а дух растлился в нащи дни и человек отчаянно тоскует", - Федор Тютчев

Русская мысль свидетельствует о том, что в противоположность такому положению нравственная философия призвана защищать жизнь и всегда возвещать о трагедии смерти и о страданиях смертного. Только тогда она говорит подлинно человеческим языком. Это качество русской философии Василий Зеньковский назвал «восприятием мира в лучах пасхальных переживаний».

Иными словами, человек, согласно мнению русских философов таков, какова его семья. Вот почему семью Иван Ильин назвал «первичным лоном человеческой культуры», «священным союзом, основанным на любви» и поднимающим человека к «дальнейшим формам человеческого духовного единения - родине и государству».

Комментарии

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+