14.01.2013 23:55:03
Сергей Белозерский
В рамках кинофестиваля «Радонеж» состоялся круглый стол, посвященный социальной рекламе. Председатель общества «Радонеж» Евгений Константинович Никифоров обратился с приветствием к собравшимся . «Наш фестиваль — отметил он — обнимает разные форматы. От большого формата, такого как художественное кино, нашего традиционного формата — документальных фильмов, и, так сказать, нано-формата — совсем маленьких фильмов, около тридцати секунд, которые, однако, требуют еще большего труда, нежели большое кино. Я уже сравнивал это с акупунктурой — маленькие фильмы должны попадать точно в нервные сочленения, чтобы добиться нужного эффекта»
Участники круглого стола ознакомились с образцами социальной рекламы России, США и Европы, предоставленными директором Лабораторией Социальной Рекламы Гюзеллой Николайшвили. Затем Архимандрит Тихон Шевкунов рассказал о роликах, посвященных борьбе с пьянством: «Мы боремся даже не с алкоголизмом, а с ситуацией привычного пьянства. Тридцать три процента подростков в России начиная с 13 лет пьют каждый день. Ситуация настолько катастрофическая, что и Президент назвал ее своим именем - катастрофа. Поэтому сейчас разрабатываться новые законы, направленные на борьбу с этим злом. Но с моей точки зрения, особенно важна информационно-просветительская часть — которая поможет нам приобрести самого важного союзника, народ. Надо избежать ситуации, которая сложилась в 80-тые годы, когда правительство начало антиалкогольную кампанию, но кроме злобы и раздражения у людей это не вызвало»
Архимандрит Тихон продемонстрировал антиалкогольные ролики, которые прошли по некоторым каналам телевидения. Ролики (с которыми можно ознакомиться на сайте Pravoslavie.Ru) наглядно показывают влияние алкоголя на состояние мозга, сердца, печени, все те неисчислимые беды, которые приносит с собой спиртное — от вызванных совсем небольшими дозами выпивки аварий до многолетних сроков за преступления, совершенные в минуту пьяного безумия.
По слова Архимандрита Тихона, хотя ролики и идут по некоторым телеканалам, их продвижение сталкивается с серьезными трудностями, вызванными, во-первых, тем, что хотя сами они предоставляются бесплатно, платить за их размещение в эфире нет возможности, во-вторых — с сопротивлением пивных компаний, предлагающих огромные деньги за рекламу их продукции. Успешнее дело обстоит в регионах, где местные власти и телевидение нередко охотно идут на сотрудничество. Например, несомненный успех был достигнут в городе Коврове, где местные власти, в согласии с рядовыми горожанами (и даже торговцами) приняли решение приостанавливать торговлю спиртным в день выпускного бала, который в предыдущие годы обычно был ознаменован многочисленными несчастными случаями и преступлениями на почве пьянства.
Подход авторов роликов — показывающих катастрофические последствия пьянства — вызвал определенную критику у светских участников круглого стола. По их мнению, «шоковый» подход, пугающий зрителя, неправилен — и поведение людей скорее возможно изменить положительным воздействием. Поэтому ролик должен предлагать какой-то положительный выход.
В ответ Архимандрит Тихон отметил, что представленные им ролики отнюдь не являются нарочито шокирующими — они являются информативными, и скрывать от людей неизбежные последствия выпивки было бы просто нечестно. Он также не согласился с тем, что запретительные меры борьбы с пьянством неэффективны. Он указал на то, что нынешнее российское законодательство, касающееся торговли спиртным, является неслыханно либеральным — например, продажа спиртного разрешена 24 часа в сутки, а пиво вообще не считается спиртным напитком. Отец Тихон сравнил это с ситуацией, которая сложилась бы, если бы некоторые сверхлиберальные реформаторы дозволили ездить на красный свет, по встречной полосе и в пьяном виде, а потом следующее правительство ввело «запретительные меры» восстанавливая нормальный порядок.
С мнением Архимандрита трудно не согласиться — тем более, что проблема алкоголизации достигла такой степени, что «страхом спасать» людей, которым иначе грозит злая смерть — и физическая, и вечная — уже вполне уместно. Хотя сама дискуссия выявила определенную разницу подходов между церковными и светскими людьми. Светские специалисты по социальной рекламе — люди, несомненно, и грамотные, и благонамеренные — разделяют, вместе с тем, общий светский подход, требующий избегать разговоров о неприятном. Для церковного человека спасение начинается с покаяния, с признания греха, неправильности своих путей. Более того, даже в чисто светской области простое благоразумие предполагает, что решение проблемы начинается с ее осознания. Вряд ли есть что-то позитивное и радостное в признании того, что у нас есть серьезные проблемы, но без этого признания проблем не решить. Для людей, привыкших искать легкого утешения и иллюзии дружеской близости в алкоголе, может быть очень неприятно узнать, что алкоголь увечит и убивает. Но если они не узнают этого — они окажутся изувеченными и убитыми. Подлинная любовь иногда требует говорить неприятные вещи. И ролики, представленные Архимандритом Тихоном — это проявление подлинной любви.
Сергей Белозерский
Добавить комментарий