Перейти к основному содержанию

03:02 07.05.2024

«Кровавая клюква», Александр Роджерс, газета «Культура»

20.02.2015 09:47:40

Есть такой известный символ вранья, называется «клюква». Про особо вдохновенное вранье говорят: «развесистая клюква». Отдельное место в этом жанре занимает «русская клюква» - шаблонное изображение наших соотечественников в западных книгах и фильмах. Первый, традиционный вид обязательно включает в себя медведей, водку, KGB, шапки-ушанки, Кремль, балалайки, танки Т-34, матрешки, Распутина, буденовки, автоматы Калашникова, кокошники и с недавних пор - те самые ватники.

В США подобный подход сформировался еще во времена «холодной войны», частично как пропагандистский продукт по расчеловечиванию (дегуманизации) русских (советских), а частично - как своеобразная насмешка, пародия на эту самую пропаганду. Люди, которым надоело постоянное стремление промыть им мозги, в такой гиперболической и ироничной форме протестовали против официальной пропаганды ненависти. Нелепейшие сцены, которые, на первый взгляд, кажутся проявлением американского невежества, мне представляются самоиронией, пародией на пропагандистские штампы, навязываемые Голливуду Вашингтоном.

Например, если «Рэмбо: первая кровь» был социальным фильмом о произволе полиции и нелегкой судьбе бесправного ветерана вьетнамской войны, то к третьей части эпопея со Сталлоне превратилась в инструмент антисоветской пропаганды. Но и туда авторы умудрились вставить моменты, которые любой здравомыслящий человек - даже на Западе - поймет как откровенную иронию.

И хоть элемент невежества в изображении русских Голливудом тоже нередко присутствовал, но достаточно часто это все же было осознанное высмеивание пропаганды. При этом русские изображались бесстрашными воинами, парнями «душа нараспашку», как, например, российский космонавт в фильме «Армагеддон», сидящий в ушанке на МКС и ремонтирующий сложную электронику ударами гаечного ключа. Даже если советские лидеры в подобных книгах и фильмах строили коварные планы, то простые русские оставались простодушными и бесхитростными.

Однако позже появился второй тип «клюквы» - принципиально иного свойства. Он включает в себя «азиатские орды», финно-угров, деградирующее и вымирающее от пьянства население, разруху, бесконечное отставание от Запада, «недочеловеков», бескультурье и злобу, ГУЛАГ, репрессии, «кровавую гэбню», голодомор, «тюрьму народов», орков, толкиновский Мордор и проч.

Эта «клюква» разительно отличается от предыдущей. Если первый тип создавался в США аналитиками ЦРУ и художниками из Голливуда, то второй является порождением нацистской пропаганды Третьего рейха. В частности, термин «азиатские орды» придуман непосредственно доктором Геббельсом. И если в американской «клюкве» преобладают кич, трэш и «угар» (как, например, дирижабль «Киров» или десантные медведи), то во втором, носителями которого сегодня являются украинские националисты и российские либералы-креаклы, нет ничего, кроме дегуманизации и ненависти.

Для носителей инфернальной ненависти нет ничего запрещенного. Они обожают коверкать имена и названия: «Рашка», «Раисся», «Путлер», «Домбас», «Луганда». Создают особый искаженный вариант языка и многочисленные недомемы типа «дедываевали», «путенпамаги», «крымнаш». Они не скрывают своей радости от смерти других людей, высмеивают трагедию, горе, страдания и слезы, постят демотиваторы с трупами (вспомните, сколько глумления было над заживо сожженными в Одессе), предлагают школьникам пить «москальскую кровь», вносят в меню блюда типа «жареный колорад» и вкушают тортики в виде русских младенцев. Их духовные предки из числа немецких нацистов и усташей снимались на фоне массовых казней и хранили эти карточки рядом с фотографиями своих жен и детей. Это совсем другая «клюква» - не развесистая, а кровавая.

Масс-культура часто изображает нацистов какими-то «некроносцами», инфернальными исчадиями ада. Но большинство из них, поработав карателями на захваченных территориях, палачами в концлагерях или дознавателями в гестапо, переодевались в гражданское и превращались в заботливых сыновей, вежливых соседей, благопристойных отцов семейств и примерных бюргеров.

И после того, как украинские неонацисты и их российские либеральные друзья призывали «уничтожать ватников», тиражировали кадры с сожженными одесситами, рассуждали о грядущем развале «Рашки» и о том, что нужно «освободить мир от 140 миллионов ордынцев», они позволяют своим мамам заботливо повязывать себе хипстерские шарфики и идут в уютные кафешки подискутировать на тему: «Где вы видели нацизм на Украине?». Страшная двуликость.

Сейчас на Украине предпринимаются попытки установить мир. Но примирить души будет гораздо сложнее, чем опустить к земле стволы автоматов.

 

Александр РОДЖЕРС, украинский публицист

Газета «Культура»

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
6 + 13 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+