Перейти к основному содержанию

14:09 30.10.2020

«Христос и антихрист»: познай, где свет – поймешь, где тьма

14.01.2013 23:49:49

Международный кинофестиваль "Радонеж" уже давно стал главной площадкой, на которой обсуждаются проблемы соотношения киноискусства и православной веры, роль кино в православном свидетельстве стране и миру. Еще одной встречей, на которой  режиссеры, кинокритики и журналисты могли поделиться своими взглядами на духовное значение киноискусства, стал круглый стол «Христос и антихрист в мировом кинематографе», прошедший в Доме Кино 6 декабря.

Открывая встречу, Евгений Никифоров отметил уникальное значение этого, крупнейшего в мире, фестиваля православного кино. Он отметил, что безусловно  положительным явлением стало создание острых,  социально значимых картин: «Так называемый «Архиерей-фильм», сводящийся к показу торжественных богослужений, пышных облачений и не более того, отошел в прошлое». Он сказал, что примером диалога художника и Творца может быть творчество Иосифа Бродского, где в глубоко личном отношении поэта просвечивает истинное благоговение. Творчество Бродского, его стихи о Рождестве Христовом, о Сретении могут быть оценены как эталон религиозной поэзии. Киновед и кинокритик Дмитрий Львович Караваев обратил внимание на то, что роль кинокритика — выносить духовную и нравственную оценку произведениям киноискусства. Он также указал на опасность романтизации греха в кино, изображения его как чего-то нормального и приемлемого. «Режиссер через систему экранных образов доносит до зрителей образцы добродетелей, либо ввергает зрителя в соблазн» - отметил выступавший. Очень опасны для молодежи фильмы, в центре которых стоит сильная, дерзкая личность, считающая себя вправе добиваться своего любыми средствами,  как, например, в отечественных сериалах, созданных в подражание голливудским (например, сериал «Бригада»). Критика должна выявлять в произведениях искусства фальшивые ноты.

Журналист, обозреватель "Радонежа" Сергей Худиев обратив внимание на то, что тема "Христос и антихрист" уже, специфичнее, чем тема добра и зла вообще. Антихрист — это обольститель, тот, кто пытается занять в сердцах людей место Христа. Присутствие антихриста может проявляться в фильмах, не имеющих явно злого, аморального характера, но предлагающих некое духовное послание, альтернативное Евангелию, картину мира, в которой Христу нет места.

Протоиерей Виктор Салтыков напомнил об опасности подмены — ведь и само слово "антихрист" значит "вместохристос". По убеждению священника, огромное значение имеет наше Православное мировоззрение — и мы должны быть готовы засвидетельствовать его всей нашей жизнью, в том числе, постом и молитвой. Настоящее, подлинное искусство открывает нам трагизм жизни — как трагична икона Троицы преподобного Андрея Рублева. «Мы должны свидетельствовать, что путь к спасению один – через Голгофу» - отметил протоиерей. Преодоление греха возможно только через покаяние. Человек искушается постоянно, но искушение можно остановить послушанием.

Член жюри Фестиваля Валентина Теличкина заметила, что в наше время  утрачено ясное представление о жизненных целях и обратила внимание на ответственность государства за поддержку нравственного кино — пока же дело обстоит крайне неблагополучно.

Ярким, как всегда, оказалось выступление "диакона всея Руси" о. Андрея Кураева.   Рассказ о православии, считает он, должен быть честным – не все архиереи – святители, и не все монахи – преподобные. Такая же честность нужна и в отношении к себе, чрезмерное завышение планки неполезно: допустим, я не стал преподобным Серафимом – и что теперь? Житийный идеал может совершенно не совпадать с реальностью. Расхождение между этим идеалом и личным поведением может вызвать оказаться потрясением для веры. Собственно, возрождение православия в 90-е гг. связано с активными религиозными исканиями, экзистенциальными поисками утраченного – или не бывшего вовсе - единства. О. Андрей обратил внимание на тему идентичности и солидарности — на необходимость формирования хорошего, доброго чувства «Мы». Наше российское общество, увы, атомизировано. Отец Андрей призвал избегать "православного оживляжа" — неоправданного использования церковных образов там, где они совершенно не на месте. От отметил, что в советские годы многие фильмы носили нравственный характер. «За 40 лет ни фильмов, ни детских песенок не создано лучших, чем в те годы». Заполнить этот вакуум в умах и сердцах вполне может и должен  православный кинематограф.

На это обратил внимание Е.Никифоров: «Сейчас мы выпускаем 200 фильмов в год. Те, кого мы показываем, это живые люди. Наши фильмы - это икона современного русского человека». Православные фильмы могут и должны стать  средством церковной миссии — и очень важно обратить внимание на то огромное собрание фильмов, которое есть на сайте "Радонежа". Миссия свидетельства о Христе средствами кино возможна, более того, она уже происходит. И международный кинофестиваль "Радонеж" — важное свидетельство этому.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+