Перейти к основному содержанию

21:44 02.12.2021

Хамство в химически чистом виде

09.04.2014 09:19:04

Православные СМИ и частные блоги ожидаемо наполнились, а говоря языком Книги Бытия, воскишели рецензиями на фильм Даррена Аронофски «Ной». Примечательный факт – авторы и положительных, и отрицательных откликов совершенно согласны в одном – персонажи фильма, обстоятельства их жизни и деятельности не имеют никакого отношения к библейским прообразам. Такое совпадение знаменательно, но ещё более знаменательно дальнейшее расхождение. Почему из одного и того же утверждения следуют диаметрально расходящиеся оценки? Почему одни говорят о фильме резко негативно, а другие иногда совершенно в ленинском духе объявляют фильм архиважным и своевременным?

Вспоминаю сравнительно недавнюю солидарную реакцию православной общественности на пасхальный показ фильма Мартина Скорцезе «Последнее искушение Христа». Совсем ещё не много лет назад искажение библейской истории у всех вызывало одинаковое возмущение и как стряслось, что и полвека не прошло, а переврать сюжет из той же Книги стало уже не предосудительным, но как бы даже похвальным? Не потому ли, что у нас уже вошла в полную силу тогда только нарождавшаяся концепция «агрессивного миссионерства» с её всепобеждающим императивом воцерковления всего, что плохо лежит?

Конечно, в шедевре италоамериканца извращению подвергался образ Самого Спасителя. Но легко видеть, как всё написанное сегодня в пользу творения американополяка, абсолютно подходило бы ко вчерашнему дню. Тот фильм также «привлекает современного зрителя к библейской тематике», также «призывает задуматься», также «никого не оставил равнодушным» и так далее, и тому подобное. Покажите мне хотя бы один аргумент во славу «Ноя», который бы с успехом не работал на «Последнее искушение…»! А за одно и на «Код Да Винчи». Может быть и его объявим архинеобходимым?

Да, глумиться над Христом нельзя, но почему над Ноем можно? Богохульство конечно страшнее «просто» кощунства, но разве это основание принимать второе «на ура»? Разве это повод рекламировать его в сети, рекомендовать к просмотру, понимая, что на просмотр пойдут и дети?

Впрочем, разве лента Аронофски не содержит богохульств? Чего стоит образ такого «бога», который посредством невнятных видений приводит человека к решимости убить новорожденных внучек, «бог», который проклял ангелов за их любовь и сочувствие к людям – это Бог Ветхого и Нового Заветов или хула на Творца всего сущего и Ипостасную Любовь?

Что же случилось в нашем королевстве, что черное более не называем черным и не предлагаем воздержаться – хоть бы ради идущего Великого Поста! – от явной белиберды, за просмотр которой ещё и требуется заплатить её авторам, продюсерам и прокатчикам?

У меня есть одно единственное объяснение. И Адам, и Енох, и Ной, и Авраам подобно другим людям из Ветхого Завета, стали восприниматься современным православным сознанием в качестве неких отвлечённых художественных персонажей, собирательных образов, а вовсе не как реальные живые люди. Потому и их поступки, подвиги и грехи, оказываются не более, чем прекрасными притчами, расхожими сюжетами, одним словом баснями. Верить так, как всегда верила Святая Церковь, то есть считать, что описанное в Библии происходило на самом деле… Где-нибудь в церковно-приходской школе это ещё допустимо, но в прилично начитанном обществе и среди образованных богословов давно не комильфо… Библия, снисходительно разъяснят вам, это не пособие по физике или даже по истории, это – икона, которая всегда строится по своим собственным законам и её цель состоит в том, чтобы привести нас к определённым нравственным урокам, подчас (то есть никогда) не имеющим отношения к реальности... и как икону её надо благоговейно поцеловать и – отставить повыше на полку. Характер ли нынешнего духовного образования виноват в этом или популярная литература, пронизанная духом времени – не скажу. Но так или иначе, весь Ветхий Завет оказался лишь интеллектуальной растопкой в печке нового маркионитства.

Ветхий Завет надо разуметь духовно, сквозь призму Нового – вы слышали эти фразы? Буквально они повторяют известные церковные максимы, но означают уже не то, что у святых отцов. Ныне они символизируют полный отказ от всех святоотеческих подходов к Писанию, когда прямой смысл повествования был подлинным и самоочевидным. Сегодня с их помощью вы можете понимать библейский текст как угодно, но только не в прямом смысле. Можно и похвально рассуждать, что Потоп был каким угодно, но только не действительно Всемирным. Можно понимать Шестоднев, как сотни тысяч лет эволюции - да ради Бога! Можно – как три-четыре-пять миллиардов лет - какие проблемы? Но чего вы точно не можете, не рискуя быть осмеянным православной образованной интеллигенцией, - это верить, что это шесть обычных дней по 24 часа?

И не надо думать, что проблемы заканчиваются на границе научной библеистики и прочей схоластики.

Налицо серьёзное нравственное повреждение, прекрасно продемонстрированное в обсуждении фильма «Ной». Можете представить человека, который бы не возмутился и на голубом глазу спустил, если бы про его близкого родственника, про его собственного отца и деда сняли нечто подобное, например, заставив бегать с ножом за детьми и сознательно пьянствующего от депрессии, приключившейся потому, что не хватило сил зарезать внучку? Тут точно над авторами и прокатчиками разверзлись бы кладези великой бездны. Но дикое извращение истории какого-то Ноя, персонажа реального не более, чем Ходжа Насреддин суфийских сказок или Василий Иванович Чапаев из анекдота – можно даже и с удовольствием посмотреть. И порассуждать, толкая локтем жену, на сколько формальных пунктов сценаристы отошли от масоретского текста.

Но давайте посмотрим на происходящее как бы со стороны. Режиссер написал сценарий, максимально извращающий первоисточник, и снял по этому сценарию картину, представляющую героя, мягко говоря, не в лучшем свете. Зрители с наслаждением смотрят историю то ли невротика, то ли маньяка. И кое-кто потом рекламирует фильм знакомым и незнакомым, публикуя восторженные рецензии.

А кто они все? Кто этот режиссёр, продюсеры, операторы, актёры, прокатчики, владельцы кинотеатров, журналисты, публицисты, рабочие, развешивающие рекламу по городу, наконец, просто зрители? Они все – потомки главного героя. Его дети.

Ведь даже в качестве собирательного образа, Ной – никто иной как родоначальник всего живущего человечества. Пра-пра-пра-пра…, но - отец. А значит глумиться над ним – это именно оно. Хамство. В самом, что ни на есть библейском смысле. В самом химически чистом виде.

 

Александр Люлька 

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Комментарии

11.04.2014 - 11:24 :

Тоже читала самые разные отклики об этом фильме... В раздумьях: идти ли с детьми-подростками...
Спаси Господи!
Желание сходить на этот фильм пропало с раздумиями)

12.04.2014 - 05:44 :

Спасибо за комментарий. Я чуть было не пошел на этот фильм. Многие Библейские Ветхозаветные истории очень интересны и, честно говоря, хотелось бы увидеть их экранизацию. Тем более голивуд с его то возможностями так зрелищно может снимать исторические фильмы. Но, как часто бывает, увы!....

16.04.2014 - 16:27 :

Автору спасибо за обстоятельный комментарий. Я фильм посмотрела, хотя догадывалась, что скорей всего к нему будут претензии. Я преподаватель и с профессиональной точки зрения не могу выдавать мнение чужое за свое. Да, фильм отвратный по сути. Библия там и рядом не стояла. Это "фантазии Баранкина" на библейскую тему. Фильм не понравился еще эстетически: пейзажи, одежда, гримм, - осталось ощущение чего-то грязного. Одно спасает - Рассел Кроу, ну, хорош...

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+