Перейти к основному содержанию

11:59 05.08.2021

Камень и поток

18.09.2014 11:04:19

С Украины приходят новые сообщения о захватах православных храмов представителями так называемого «Киевского Патриархата». Делается это под националистическими лозунгами, и это весьма показательно.

В определенном отношении раскол может быть бедственнее даже ереси. Еретик заблуждается в своем представлении о Боге, о Церкви, о пути спасения, но может заблуждаться искренне — ища Бога, но ошибаясь при этом. «Киевский Патриархат» - это не религиозный, а политический раскол. В его мотивации нет религиозного — хотя бы и сбившегося с пути — поиска. Его противостояние с канонической Церковью вызвано только и исключительно политическими причинами. Полемика между представителями этих общин носит явно асимметричный характер. Со стороны Церкви выдвигаются доводы религиозного, церковного, канонического характера. Со стороны раскола — чисто политического.

Критики Церкви говорят о том, что она занимает «неправильную» политическую позицию, и поэтому ее надо покинуть. Защитники Церкви говорят о том, что она находится в общении со всем мировым Православием, и поэтому в ней надо остаться. Спор между ними — это не спор о том, какая из политических полиций права — или о том, какая из религиозных позиций права. Это спор между теми, для кого важнее политика и теми, для кого важнее религия. Теми, для кого нация превыше всего — превыше, в том числе, и веры — и теми, для кого превыше всего Господь наш Иисус Христос.

Для человека, относящегося к Богу всерьез, Бог важнее всего — в том числе, родной страны. Но в данном случае преданность Богу означает и преданность стране — потому что именно позиция канонической Церкви отражает любовь к Украине.

Потому что существует огромная разница между тем, что в наши дни называют «патриотизмом» и любовью к своей стране и народу.  «Патриотизм» непечатных кричалок, лозунгов, горячих призывов убивать врагов и разоблачать предателей, не может принести стране — и Украине, и России, и любой другой — ничего, кроме беды. Он не приносит ничего, кроме бессмысленных разрушений, смерти и разорения.

Если попробовать отступить на шаг в сторону, и посмотреть на ситуацию извне, нельзя не поразиться ее абсурду — патриоты обстреливают города и села своей страны из орудий, убивают своих сограждан, разрушают свою экономику, и вменяют это себе в великий и славный патриотический подвиг. Люди, которые являются наследниками древней и прекрасной христианской культуры, делают предметом своей славы и гордости непечатную кричалку в адрес чужого политика. Люди самого скромного достатка отдают последнее, чтобы Коломойский — как и подобные ему персонажи — еще более обогатился на продаже государству негодных бронежилетов. Вся эта оргия национального саморазрушения и именуется с гордостью «патриотизмом».

Когда Церковь обвиняют в недостатке «патриотизма», это, в каком-то отношении, верно — Церковь в гораздо меньшей степени увлечена общим безумием. На уровне священноначалия — совсем не увлечена. Потому что содержание такого «патриотизма» есть ненависть; а Церковь есть любовь. Любовь Божия, простертая ко всем — «ватникам» и «бандеровцам», «укропам» и «колорадам». Как сказал сразу после своего избрания Предстоятелем Украинской Церкви митрополит Онуфрий, «Мы молимся Богу, чтобы Господь тем людям, которые воюют сегодня, дал дух мира, чтобы они поняли, что убивать друг друга - это не есть заповедь Божья. К миру призывает нас Господь. Мы должны быть сыновьями мира».

Епископ Обуховский Иона выражает церковную позицию такими словами: «Церковь скорбит со всеми – и с Востоком, и с Западом, скорбит и с семьями воинов украинской армии, и с семьями тех, которые ей противостоят. Возможно, такую позицию нелегко принять с политической точки зрения, но именно она – церковна»

На фоне других религиозный общин — и, особенно, самопровозглашенного «Киевского Патриархата», который благословляет свою паству идти убивать и умирать, эта проповедь примирения выглядит резким контрастом, и контрастом невыносимым. Отсюда и потоки клеветы в адрес Церкви — как якобы «кремлевской» и представляющей интересы Российского Государства.

Скажем еще раз — Украинская Православная Церковь в общении с Московским Патриархатом не имеет никакого отношения к Российской Федерации как к государству. Как бы ни относится к политике России, Церковь с ней не связана. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл неоднократно подчеркивал, что в текущем конфликте Церковь не занимает одной из сторон:

«Наша принципиальная точка зрения заключается в том, что Церковь должна быть поверх любой схватки. Церковь должна сохранять свой миротворческий потенциал даже тогда, когда всем кажется, что никакого в принципе миротворческого потенциала не существует. Это непростая позиция, потому что каждый, кто разделяет ту или иную точку зрения, кто вступает в гражданский конфликт, пытается искать поддержку в Церкви. Но Церковь может и должна оказывать поддержку исключительно в рамках своего Божественного мандата — того, что Господь поручил Церкви. Мы должны осуществлять пастырскую, душепопечительскую работу, мы должны совершать молитву, мы должны примирять людей, но мы ни в коем случае не должны обслуживать те или иные политические взгляды, позиции, концепции, и тогда это позволяет Церкви, находясь над схваткой, сохранять свой миротворческий потенциал»

Сохранять такую позицию нелегко, когда на Донбассе снаряды разносят Церкви, убивают священников и молящихся прихожан, когда Церковь подвергается яростным нападкам — но Церковь ее  сохраняет. Потому что это Церковь Божия, учрежденная Господом нашим Иисусом Христом для спасения всех.

И приверженность Церкви — это не политический вопрос. Церковь принимает людей самых разных политических предпочтений. Это вопрос веры — что для нас важнее, вера или политика.

«Патриотизм» замешанный на ненависти, никогда не сможет принести ничего доброго. Для того, чтобы принести мир и утешение, нужно нечто совсем другое — вера, которая ставит Бога и человека, которого Бог пришел спасти, выше текущих политических лозунгов. Вера укорененная в вечности — и в подлинной истории. Там, где святой Владимир Креститель возводил Храмы Божии, там где митрополит Иларион Киевский написал «Слово о законе и благодати», там где боголюбивые князья и благочестивые иноки созидали тот духовный мир, в который и мы сегодня можем с верой войти.

Этот мир лежит в совершенно другой плоскости, нежели политические столкновения и государственные границы; но только он и может стать источником исцеления для народов и государств. Именно его представляет на земле Церковь; и именно поэтому она вызывает такие яростные нападки. Церковь утверждается на камне веры во Христа; бурные потоки текущих политических страстей уносят тех, кто ее оставляет. Завтра политические ветры могут перемениться, люди начнут проклинать тех, кого сейчас поддерживают — как это много раз уже бывало в истории.

Те, кто искали опору во временном, увидят, как это опора уходит у них из-под ног. А Церковь останется непоколебимой до пришествия Господа.

Комментарии

19.09.2014 - 10:11 :

Ничего удивительного в преследовании православных христиан новыми проевропейскими властями Украины нет. Сам по себе евромайдан - явление глубоко антихристианское, атмосфера там напоминала атмосферу тоталитарной секты. Естественно, что на его волне пришли к власти люди, ненавидящие православное христианство. И их западные покровители тоже резко отрицательно относятся к христианству, особенно, к православному, которое их помраченному сознанию кажется "реакционным" и "недемократичным". Они и дальше будут стараться искоренить отеческое православие и заменить его всякого рода сектантством и раскольничеством.

11.10.2014 - 21:12 :

Братья и сёстры! Как себя вести по отношению к агрессорам? - "Если кто с мечом, дубиной или чем ещё придёт на землю русскую (украинскую) - тот от неё и... " Доигрались в толерантность. Сегодня день памяти князя Всеволода Чешского - подобно нашему Владимиру от своей бабушки восприняв христианство, научившись от ученика Мефодия равноапостольного, он стал строить православие в Чехии, за что католики натравили на него родного брата и во время освящения храма брат его убил у дверей этого храма, как Святополк убил Бориса и Глеба. И началось гонение на православных, Гуситские войны и т.д. В результате сегодня в Чехии 70% исповедуют атеизм, т.е. убеждённые безбожники. Не знаю... По мне - останови агрессора, а потом - перевоспитывай добротой и прощением. Но глаз - не спускать. Рецидивиста - построже. Где бы мы были сегодня, если бы Гитлера не остановили, да и кто бы нас слушал, не будь Нюренберга. Третий закон Ньютона - закон созданный Богом. У батьки Лукашенко нет бардака. Он смертную казнь не отменял. И за 17 лет только одного помиловал. Дабы неповадно было. Страх глупца приводит в разум. А с разумным - другой разговор... А нас Евросоюз к отмене казни склоняет - так легче террористов и преступников (боевиков, рекетиров, киллеров, ОПГ покупать и многоразово использовать. как партизан - наёмников). Хочется быть милостивым ко всем, но к невинным жертвам - будущим - всё-таки в первую очередь. По законам военного времени. Вот такие мысли... - Что думаете, братья? Сёстры?

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+