Перейти к основному содержанию

07:10 16.09.2019

Из дневника кинофестиваля «Радонеж»

23.11.2015 14:49:38

 

          Каждый год, приходя на кинофестиваль, мы ждем хороших, лучших и - призовых фильмов. Это закономерно. Пищу для  ума  и  души  мы получаем.  Все  так. Но в ходе  ежегодного  просмотра множества киношедевров проявляется интересная особенность. Через авторов документального кино, через их чувство времени и творческую интуицию начинают проявляться, пульсировать наиболее острые, чувствительные темы.

          От фестивальных фильмов мы заряжается оптимизмом и позитивом. Но, полагаю,  планка эта может быть поднята. На нынешнем кинофоруме  есть ряд фильмов, достаточно трудных для просмотра. Они являются тестом для  нашей совести, нашей, если  можно  так  сказать,  православности.

          Из фильмов, отобранных комиссией для показа на фестивале, я насчитала пять  работ, которые посвящены адаптации инвалидов в мире здоровых людей. Они касаются не только детей, но и взрослых. В названной пятерке -  фильм Юрия Демина «Сделать влажную уборку».   В нем рассказывается о судьбе выпускников детского дома. Мы узнаем, что некоторые из ребят психологически настолько одиноки, что доходят до суицида. Так, один из выпускников в таком тяжелом состоянии приехал в свой детский дом, а охранник его не пустил. И юноша тут же повесился … Из выпускников – детдомовцев   нам показали только одного человека, создавшего семью. Бывший детдомовец стал священником, у него семья, пятеро детей… Но его, как он сам сказал, всегда волновал вопрос смысла жизни. Он искал Бога и  нашел Его. Господь  указал ему  путь.

          Совершенно светский взгляд на проблему адаптации детей-инвалидов в мире представляет фильм Ольги Арлаускас «Свои не свои». Религиозный взгляд здесь даже не предполагается.  Сколько угодно можно рассуждать о том, почему «нормальный мир» отторгает инвалидов на обочину, но попытка утверждать, что инвалиды -  «такие же, как мы», абстрактна, надуманна и ущербна. В предыдущем фильме перед нами проходит судьба усыновленной из детдома  обычной (!)девочки, которая училась в обычной школе. Ее –красивую и талантливую – отторгали не только дети, но и педагоги. Потому что  она  была  «не такая». А она  всего лишь  усыновленная. Только религиозный взгляд на мир и на человека, который изначально задуман как неравный, может помочь хотя бы в первом приближении подойти к проблеме. Но авторы, большей частью светские люди, этого «света в туннеле» и сами не видят, и зрителям его не показывают. Поэтому разговор  о том, что инвалиды на коляске и здоровые люди  совершенно одинаковы- повисает в воздухе.

          Интересная попытка представить юношеский позитив по этой теме представлена в фильме  «Горячее сердце», который создан на Красноярской студии «Остров» по заказу  Фонда социально-культурных инициатив. Здесь мы тоже видим немотивированный юношеский героизм: просто «хорошие подростки» совершают «хорошие» и даже «героические поступки» для примера к подражанию. 15-летняя девушка Полина спасла жизнь малышу, в 40-градусную жару оставленному мамой в машине. Она же входит в группу подростков, составляющих электронные паспорта на детдомовских детей. Эти паспорта размещаются в соцсетях. Результат: из 54 детей, чьи паспорта попали  в соцсети, 19  усыновлены. Вот и «свет в конце туннеля». Нам показывают других подростков, совершающих  хорошие поступки, но только один из них (он ловил, поймал и  спас трехлетнюю девочку, падающую из окна четвертого этажа) – крепкий юноша из буддийской семьи. И его  религиозность отчетливо выражена. Он выглядит наиболее полноценно, потому что мы видим высокую мотивацию всей его жизни, а не только этого конкретного поступка.

          Фильм Софии Гевейлер «Дух в движении»  (о параолимпийцах, Сочи- 2014) сам по себе заслуживает самых высоких оценок. Ибо нам в реальности, в материальных выражениях, то - есть спортивных достижениях, показана сила духа, побеждающего физические немощи. Красота и яркость олимпийского праздника подчеркивает, доводит до апофеоза победу духа. И, что характерно, среди чемпионов-параолимпийцев  нет неверующих людей (сравним: «в окопах атеистов нет»). Это указатель выхода из физически безвыходной ситуации.

          Фильм Юрия Малюгина «Слово на ладони» - того же плана.  Он повествует о некоем прорыве слепо-глухо-немых людей. Среди них – доктор психологических наук, кандидат философских наук, поэтесса… За редким исключением все они –верующие. В силу их духа поверил театральный режиссер и актер Евгений Миронов. На экране мы видим его попытку включить этих людей в театральное, творческое сообщество. Как призыв к нашей совести, нашему православному  сознанию, в конце звучат слова слепо-глухой поэтессы Ирины Поволоцкой: «Когда вы видите на улице такого человека -   не бойтесь, подойдите, подайте ему руку. Он сам не видит вас».

                                                 ---------

          Все  вышеназванные фильмы, журналистски, творчески обозначают проблему, «включают свет». Предлагаемый ими способ решения – это уже на суд общества. На мой,  возможно, максималистский, взгляд все детские дома, интернаты, дома для детей с ограниченными и очень ограниченными возможностями должны быть в ведении Церкви. Не обездоливаем ли мы этих детей, не говоря с ними о смысле жизни, об особенном смысле  именно их жизни? Представленные на фестивале фильмы говорят , что для этих детей, для взрослых людей, которых Бог выделил таким образом, это важнее куска хлеба.

                                                 *****

          В присланных на фестиваль фильмах отчетливо представлена  ТЕМА ВОЙНЫ. Можно, конечно,  привязать это к юбилейному году –к  70-летию Победы. Но тематика фильмов  шире. 

          В прошлом обзоре мне уже пришлось писать о потрясшем меня фильме Анны Гороян  «Доктор». Планка этого военного фильма, показывающего  «будни» локального военного конфликта на территории постсоветского пространства, очень высока. Человек самой мирной профессии, врач, известный и нужный и  тем и другим, молча встал между воюющими сторонами, будто говоря: «не за что вам класть свои жизни, стреляя друг в друга. Не за что!»  И   стрельба прекратилась.

 На тему войны на кинофестивале есть еще два сильных фильма, показывающие  времена,  когда уж без сомнения было за что воевать русскому человеку. Один фильм из истории Первой мировой войны,  о котором мы уже писали: «Непобежденный гарнизон». Высота русского воинского духа, явленная при обороне крепости «Осовец» (территория нынешней Польши) породила легенды, живущие и поныне. Еще фильм о Второй мировой войне:  «Штурм Берлина. В логове зверя. Режиссер Алексей Денисов. Рассказывает Федор Бондарчук». Казалось бы, на эту тему снято уже много фильмов, что можно добавить к сказанному? Но фильм получился настолько четко выстроенным, что современный зритель видит воочию, какова истинная цена победы. Чудо победы. Здесь и предупреждение Бисмарка: «с русскими надо или играть честно, или вовсе не играть», которое Гитлер назвал нелепым. Здесь разложен по полочкам вклад каждой европейской страны в военную кампанию Германии против России. Это был некий общий вклад в техническом и военном отношении  более развитой и цивилизованной Европы в войну на стороне Германии. И когда видишь этот расклад, «наша победа» представляется чудом – и чудом человеческой отдачи, и чудом Божией милости. Победить было  невозможно, а мы – победили. Поэтому разговоры современных стратегов о недостаточном умении наших  полководцев в лучшем случае повисают в воздухе. Нам ли судить? Фильм, богатый редкими архивными съемками, смотрится как очень современный, как взгляд из сегодня. Очень уместны и современны, назидательны для всей Европы  цитаты из Бисмарка.  Как некий «припев» в фильме периодически проигрывается такая картинка: невозмутимый, и даже чуть грустный Федор Бондарчук по-хозяйски  рулит на открытом военном УАЗ-ике вдоль Бранденбургских ворот. А за кадром: «Ка-за-ки, ка-за-ки, едет-едут по Берлину наши казаки!». Вдохновляющий фильм.

                                            *****

     Очень хочется упомянуть два фильма о работе поисковиков, логично заканчивающихся съемками «Бессмертного полка».        Это «Незабвение павших» и «Туман войны». Особенно характерен последний фильм, где поисковая работа была нацеленной.  Ирина, мать троих детей, уже после смерти матери   занялась поисками своего деда, подполковника, летчика, пропавшего без вести в 1942 г. После работы в архивах, в том числе и немецких, она вычислила место, нашла останки упавшего самолета и останки деда, перезахоронила его и его экипаж. Стоя у стелы с их именами, она заключает: «Вот так-то оно  лучше, чем «без вести пропавший», неизвестно где лежащий вместе со своим самолетом… Сюда приду и я, и мои дети, и дети моих детей». Ирина сейчас  работает в Минобороны России, помогает восстанавливать имена погибших. Ее старший сын, вдохновленный подвигом (можно и так сказать!) своей матери, захотел иметь фамилию своего найденного прадеда-летчика – Косенко.

                                            *****

Если же вспомнить еще два фильма на тему войны: «Солдаты наши меньшие» и мультфильм «Про солдата», о которых мы говорили в прошлом обзоре, то о сути  наших фестивальных военных фильмов можно сказать словами Бисмарка: «России помогает не только ее вера, но даже природа и климат».

                                            *****

Палитра фестивальных фильмов настолько разнится по тематике, что объять необъятное я не берусь. Получается, разве что, поведать о  фрагментах, запавших в душу,  поразивших совесть или  воображение. О таком фильме – в заключение. Центр православной культуры «Лествица» представил фильм Игоря Собко  «Место встречи – остров классики». Музыкально-поэтическая композиция по мотивам поэзии А. Блока. Лучшие стихи Блока читает под музыку  С.Рахманинова заслуженный  артист России Георгий Тараторкин. Но об этом говорить нельзя, это надо слушать. Смотреть и слушать. Единственное, что можно пообещать – от фильма вы не сможете отвлечься вниманием ни на секунду. Вы захотите непременно откуда-нибудь его «скачать», подарить друзьям. И еще раз  посмотреть вместе.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+