Перейти к основному содержанию

03:44 01.12.2021

«ГРИГОРИЙ Р.» или НОВОЕ ПРОЧТЕНИЕ СТАРОЙ ЛЕГЕНДЫ.

17.11.2014 10:00:38

          Недавно по первому каналу ТВ  был показан сериал режиссера Андрея Малюкова о Григории Распутине. В основе сценария, над которым начинал работать ныне покойный  Эдуард Володарский, отчеты реального следователя – В. М. Руднева, который после ареста Царской  Семьи  по поручению Временного правительства  занимался расследованием материалов внешней и внутренней политики Царского правительства. Естественно, с целью найти хоть какой-либо компромат. Он знал, чего от него ожидают,  и сам первоначально был настроен  против Ц. С.

          Рудневым были рассмотрены и разобраны архивы Зимнего дворца, Царскосельского и Петергофского дворцов, личная переписка Государя, Императрицы, некоторых Великих Князей и др. высокопоставленных лиц. Этот честный человек вошел в историю тем, что в результате расследования не побоялся сказал о Государе: «Чист, как кристалл», и  о Государыне: «Чиста, как кристалл».  

          Помимо того, особое внимание следователя было обращено на взаимоотношения Царской Семьи с   Г. Е. Распутиным и А. А. Вырубовой. Много наслышавшись о влиянии Вырубовой при дворе, об отношении ее с Распутиным, перед  допросом Руднев был настроен к ней враждебно. Когда же 33-летняя калека-Вырубова вошла под конвоем двух солдат, его «сразу поразило особое выражение ее глаз: выражение это было полно неземной кротости». После бесед это впечатление подтвердилось…

Отчетами именно этого следователя пользовался сценарист фильма. Именно он стал прообразом  введенного в фильм вымышленного персонажа – следователя Генрих Свиттена, который по заданию Керенского ведет расследование по делу Распутина. Разумеется, с целью подтвердить уже созданный и «раскрученный» демонический образ Гришки Распутина.

                                                                                        ***

После просмотра первых  серий впечатление о фильме сложилось самое благоприятное. Умный и добросовестный  следователь использует поручение Керенского, чтобы честно разобраться в личности и поведении недавно убитого одиозного Распутина. Едет в Сибирь, к нему на родину, спокойно, непредвзято  проверяет версии-штампы о Гришке-конокраде, убийце, сектанте-хлыстовце… Но оказывается, что ни одна версия не доказана, все весьма противоречиво. У зрителя же складывается впечатление, что Распутин был скорее оклеветан и оболган. Что в действительности так и было. Логика расследования первых серий была настолько  тщательной и убедительной, быт дореволюционной зажиточной Сибири так органичен,  что возникла надежда, что и весь фильм продержится на этой ноте. Актерский состав, заявленный в этих сериях – безупречен. Следователь Свиттен (Андрей Смоляков) сразу же подкупает своим умом, честностью и даже каким-то особым видением человека, с которым он беседует. Так,  во время допроса он рисует своего собеседника. Прекрасный режиссерский ход. Сибирский уездный пристав (отличная игра К. Воробьева), который верой и правдой и всем своим разумением служил Царю и отечеству, тоже не торопится оговорить Гришку… Наконец,  Владимир  Машков  в роли Распутина – это не просто стопроцентное попадание. Машков уже в процессе игры не только проживает, но все время вживается и постигает, постигает этот образ.  Как актер, выполнивший задумку авторов фильма, В. Машков за эту роль заслуживает  пятерки с плюсом.  Проблема с видением реального  образа… Но при соответствующем сценарии В. Машков  сделал бы и больше.

Быка за рога

         Накануне отъезда в Петерббург Распутин – такой ход называется «быка за  рога» - показан нам как провидец и чудотворец. Причем, чудеса он творит постоянно и как-то концентрированно. Происходит даже перебор, то есть авторы приписывают ему прозрения,  в которых он что называется  не повинен. В частности с Анной Вырубовой (об этом – ниже).  А отсюда – пошло, пошло, пошло… То есть, с приездом Распутина в Пб. началось КИНО, создание образа и образов. Даже безупречный следователь Свиттен как-то поблек. Но В. Машков по-прежнему настолько убедителен, что неподготовленный зритель уверен: вот такой он и был, вот так и было!

          Автор художественного произведения, в том числе и на историческую тему, имеет право на вымысел, на домысливание, то есть некоторое художественное конструирование.  Но проблема в том,  что Царская тема в нашей истории – дело очень уж особое, сокровенное,  еще далеко не постигнутое. Большевики и разного рода «анти» до них оболгали, исказили, оклеветали  здесь все, что можно и не можно. Черное тщательно оклеили белым. Белое густо утыкано черными иглами.  Поэтому честному, патриотичному  автору, во-первых, следовало бы поступиться своим правом на художественный вымысел и постараться, сколь возможно, следовать   исторической правде. В том числе – в мелочах. Иначе есть опасность повторить старые легенды. Что, увы, так и произошло.

          Итак, в чем суть самой распространенной легенды?  Распутин и Вырубова  внедрились в Царскую Семью, полностью подчинили ее себе. Политику государства Российского  вершили интриганка Вырубова, подчинившая себе императрицу, и темный колдун и развратник Гришка Распутин. Во дворце устраивались оргии с участием Вырубовой, Императрицы и Распутина.  Даже Наследник был рожден от Распутина. То есть темная сила подчинила себе и поглотила несчастную слабую и никчемную Царскую Семью.  Конечно Ц. С. – жертва, но по слабости своей достойная того. И жалеть не о чем.

          Если внимательно посмотреть фильм, приходится сделать вывод, что эта большевистская легенда в целом сохранена.  Отличие только  в том, что главные  действующие лица – Анна Вырубова и Григорий Распутин представлены на этот раз белыми и пушистыми. Они обелены, очищены и облагорожены, сколь это возможно. Даже вопреки исторической правде. Это не просто искренние верноподданные, но люди, всю свою жизнь положившие на то, чтобы послужить, помочь, сохранить…  Но опять же - слабую, никчемную и безвольную Ц. С.  Соответственно, Император, Императрица, и вся Ц. С. – принижены еще больше. Ну совсем никудышние… Одно дело, Ц.С. попалась в сети «темных сил», которые своими чарами лишили их собственной  воли. В этом случае их и соотвественно погибшую Россию можно пожалеть.  Другое дело, что это были совсем не темные силы, а люди любящие, умные, тонкие,  проникновенно жертвующие собой,  старающиеся хоть чуть-чуть научить уму-разуму эту (по-прежнему) никчемную Ц. С.

Более всего на эту легенду работает образ Анны Вырубовой.  (Екатерина Климова здесь заявила себя как актриса, способная играть роль аристократки, что в нашем кино стало редкостью. Сценарную задумку она выполнила прекрасно). По фильму она знакомится с Распутиным где-то в Сибири, будучи замужем (а замужем она была всего год - с 1907 по 1908 г.).  По приезде в Пб.  Анна поселяет Распутина в своей квартире и сразу  привозит к Императрице, которая в первый же момент встречи «западает» на него  и тут же решает: «Завтра представим его Ники…». Назавтра  «с Ники» - все еще проще. Вырубова объясняет (!) Царю, ЧТО это за человек. А «этот человек» тут же начинает поучать Царя.  То есть перед нами умная, красивая, предприимчивая женщина, руководящая и Императрицей, и (вместе с ней) Государем и вообще – ситуацией. Все данные для того, чтобы представить ту самую «интриганку», которая вместе с Распутиным заправляет Ц. С. и, как следствие, государственной  политикой.

На деле  же… Царской чете Распутин был представлен в 1905 г.  В. К. Милицей Николаевной. Только через год, когда Анна (тогда еще девица Танеева) собиралась выходить замуж за лейтенанта Вырубова,  та же В. К. Милица Ник.  познакомила  ее с Распутиным. Предварительно серьезно подготовив 22-летнюю девушку «через чтение франц. оккультной литературы».  Практически Анна просила его благословения на брак. Но Распутин  не предупредил, что она собирается выходить замуж за импотента-извращенца. Сказал только (это в воспоминаниях Вырубовой), что «путь жизни не усеян розами, но страданиями душа совершенствуется». То есть – дипломатично и обтекаемо ушел от ответа. В фильме же, как мы видим, Анна знакомится с Распутиным в Сибири, уже будучи замужем. И здесь мы слышим придуманное авторами пророчество «старца»: он называет Анну «девой» и советует поскорее уйти от мужа, пока он не забил ее до смерти. Анна действительно ушла от мужа после таковых побоев. Но это «пророчество», как говориться уже - «пост-фактум».

Когда следователь В. М. Руднев  во время допросов-дознаний познакомился с Вырубовой, находящейся в Петропавловской крепости, он сделал такое заключение

В силу своих индивидуальных качеств она не могла иметь  абсолютно никакого влияния не только на внешнюю, но и на внутреннюю политику Государства (чисто женское отношение ко всем политическим событиям; словоохотливость и даже болтливость, полное неумение хранить секреты. Даже себе во вред.).

Детально изучив жизнь Царской семьи и уяснив себе облик Императрицы, Руднев отмечает: «неглубокий ум Вырубовой и чисто философский склад ума Императрицы…» И далее: Влияния Вырубовой на Императрицу не могло быть: слишком большой был перевес умственных и волевых данных Императрицы над умственно ограниченной, но беззаветно преданной и горячо любящей сначала фрейлиной, затем подругой и домашним человеком Вырубовой. Это отношения матери к дочери – не более того. Анна была на девять лет моложе Императрицы. Сильное связывающее звено – религиозное чувство, которое привело их к трагическому поклонению личности Распутина.

          Эти слова взяты из заключения Руднева. В фильме же мы видим как раз перевес умственных и волевых качеств Вырубовой (Климовой) над расслабленной и находящейся в какой-то прострации Императрицей (И. Дапкунайте).

          В это же время, обследовавший Анну д-р Манухин, заключил, что она – девственница. И соответственно клевета на нее, а главное через нее на Ц. С., предстала перед ним во всей своей чудовищности…

          Итак, Вырубова - это искренне преданная Ц. С., горячо любящая, год терпевшая побои неполноценного мужа, оклеветанная сверх всякой меры женщина небольшого ума, как сейчас сказали бы – простушка…

В фильме же Анна, замужняя женщина 22-х лет, привозит Распутина в Пб., смело селит на своей квартире (где в это время ее муж – непонятно). Неоднократно режиссер показывает Анну и Распутина в такой близости, что в большевистской легенде сомневаться и не приходится. И вообще Анна смело и уверенно управляет ситуацией. Захотела – стала жить со «старцем» в одной квартире, захотела – поехала с ним в одном поезде к нему на родину… а затем горделиво наставляет жену Распутина, что она-де – фрейлина Императрицы, а отношение к ней здесь – несоответственное! И горделиво – уезжает.  Здесь ложь все – от фактов до психологии, от психологии до фактов.

В действительности  Анна, будучи как домашний человек Ц. С.  в благоговейном подчинении у Императрицы,  никогда не посмела бы  этого сделать.  Она была  в с. Покровское дважды со светскими дамами  по поручению Императрицы. Ей было поручено увидеть все своими глазами и проверить слухи о жизни Распутина. Последний раз в 1915 г. Анна, уже калекой, ездила в сопровождении не только «дам», но своего санитара. Это информация для тех интернет-рецензентов, которые надеются и даже уверены, что увидели наконец с экрана – правду…

Дело даже не в том, что простодушную, добрую, бесхитростно преданную Ц. С. калеку-Вырубову  полюбить с экрана сложнее, чем умную и красивую Климову, изящно и даже  кокетливо опирающуюся на палочку…  Чтобы принять такую Вырубову,  нужно иначе выстраивать приоритетный ряд...

Еще сложнее говорить -  об образе Распутина.

Блистательная игра  Владимира Машкова здесь, увы, не в помощь. Машков играет, что поет, человека, себе не принадлежащего,  постоянно, ежеминутно Богом ведомого, всем помогающего, все знающего… И даже не отдающего себе в этом отчета. Ангел небесный, по необходимости иногда касающийся земли. Как только Анна вводит его к Императрице, он тут же – во вдохновенной миссии спасителя – приступает к Императрице, берет в свои руки ее лицо (!). И весь его вид говорит: «Все. Все, ребятки! Хороший дядя пришел… Я теперь все сделаю. Плохое - ушло. Теперь все будет хорошо. Вы только слушайтесь!». И Императрица, блаженно улыбаясь, впадает  в прострацию: «Он…». Ну чем не аргумент в копилку большевистской легенды?

Распутин действительно помогал Наследнику – и непосредственно и даже по телефону. Но, молясь, он никогда  даже не прикасался к ребенку, чему масса свидетельств.

Далее мы видим Распутина, для которого двери Царского дворца всегда открыты настежь. Чего стоит его эффектная реплика: «Еду во дворец!». Иначе говоря: пора, пора им сделать втык, ничего ведь не соображают… И все это на фоне его постоянных благодеяний страждущим и чудотворений, чудотворений, чудотворений... Божий человек!

Реальная Анна Вырубова, всю жизнь на службе Ц. С.,  в своих воспоминаниях призывает хотя бы прислушаться к фактам.

…Во всех книгах говорится о влиянии Распутина на государственные дела, утверждают, что Распутин всегда находился при Их Величествах. Скажу на это лишь то, что каждый шаг Распутина (со времени его знакомства с Их Величествами до его убийства в юсуповском доме) – записывался полицией.

У Их Величеств было три рода охраны: дворцовая полиция, конвой и сводный полк. Всем этим заведовал дворцовый комендант. Последним до 1917 г. был генерал Воейков. Никто не мог быть принятым Их Величествами  или даже подойти ко Дворцу без ведома Дворцовой полиции. Солдаты Сводного полка на главных постах вели точную запись лиц, проходивших и проезжавших мимо. Затем, сообщали по телефону дежурному офицеру сводного полка о каждом человеке, проходившем во Дворец. Каждый шаг их Величеств записывался.

Если Государыня заказывала экипаж к известному часу,- камердинер передавал об этом в конюшню. Об этом тут же докладывали Дворцовому коменданту, который передавал приказание всей полиции – быть начеку, что-де экипаж заказал к 2-м часам.

Стоило Государыне где-либо остановиться  или поговорить со знакомыми, этих несчастных тут же обступала полиция, спрашивая фамилию и повод разговора в Государыней. Она ненавидела эту «охрану», называла ее «шпионажем», но была безсильна изменить однажды заведенные порядки.

Если я говорю «Распутин приезжал во Дворец 2 или 3 раза в год, в последнее время 4 или 5 раз в год» – это можно проверить по записям полицейских книг. В 1916 г. Государь видел Распутина 2 раза. Ошибка, что они  делали прием Распутина тайной. Проводили Распутина «боковым ходом по маленькой лестнице», но все равно через 40 постов полиции с соответствующими записями. Эта часовая беседа наделывала на год шума среди придворных. Секретов при Дворце не существовало. Принимали его – вечером, но не из-за тайны, но потому, что в то время был свободен Государь.

Алексей Николаевич приходил до сна в голубом халатике посидеть с родителями и повидать Григория Ефимовича. Все они по русскому обычаю 3 раза целовались и садились беседовать. Он им рассказывал про Сибирь, про нужды крестьян, о своих странствованиях. Они – о здоровье Наследника и важном в ту минуту. Он оставлял Их Величества успокоенными и радостными.

Их Величествам приносили все эти газетные статьи о Распутине, ответ был один: «Его ненавидят, потому что мы его любим».

А после этого еще раз вслушаемся в эффектно сказанную Машковым-Распутиным фразу: «Еду во дворец!»…

А почему бы, зададимся наивным вопросом, Царской чете и не иметь этого вполне невинного пристрастия – вечерних бесед с мистически настроенным крестьянином? Кто вправе делать такой упрек Царю? Известно, что предок его Александр I любил вести мистические беседы с известной предсказательницей … И никому не приходило в голову ставить такой упрек Царю.  Потому что дело не в Распутине, а в искусно разыгранной карте Распутина.

Есть в фильме даже намек на святость Распутина. Когда следователь Генрих Иванович Свиттен недоумевает, как предсказатель не сумел  предвидеть и соответственно избежать рокового покушения, мы слышим слова жены Распутина: «Кто убил Сына Божия, все знают, а вот почему он на это сам пошел, никто не знает…».

                                                                                       ***

Логика раскрытия образа Распутина в фильме, об этом уже шла речь выше, такова: все недоказанные и спорные ситуации трактуются – в  его пользу.  Презумпция невиновности. Все это более чем приемлемо, но до тех пор, до тех границ, пока такая позиция не бросает явную тень на других. Я не говорю о Ц. С., Наследнике, даже внешние образы которых искажены и принижены до карикатурности. Это слишком больно.  Возьмем образ Столыпина, нашего несравненного премьера, о котором даже кайзер Вильгельм сказал, что он был  несомненно выше Бисмарка.  В. В. Розанов в посмертной статье сказал о нем: «На Столыпине не лежало ни одного грязного пятна: вещь страшно редкая и трудная для политического человека».

Так вот, это самое «грязное пятно» положили на личность Столыпина авторы фильма. Они запятнали его черной неблагодарностью в отношении Распутина. Последний-де поднял на ноги 15-летнюю дочь Столыпина Наташу (после взрыва на Аптекарском острове), а премьер с ненавистью изгоняет его из Пб…

            Приведем  факты. Только факты.

             Известно, что после взрыва на Аптекарском острове дачи и одновременно офиса  премьера в августе 1906 г. Столыпин, по просьбе  Императора Николая II,  принял «старца» в Зимнем дворце, где проживал тогда с семьей. Сохранившееся письмо Государя позволяет увидеть обстоятельства, при которых это произошло.

             «Петр Аркадьевич!  На днях я принял крестьянина Тобольской губернии Григория Распутина, который поднес мне икону.   Он произвел на Ее Величество и на меня замечательно сильное впечатление, так что вместо пяти минут разговор с ним длился более часа.   Он в скором времени уезжает на родину. У него сильное желание повидать вас и благословить вашу больную дочь иконою (выделено мною – С. К.). Очень надеюсь, что вы найдете минутку принять его на этой неделе.

             Николай. Петергоф, 16 октября 1906 года.

             Как писал сын реформатора Аркадий  Петрович  Столыпин, Распутин был принял премьером в Зимнем дворце, где тогда проживало его семейство. Пробыл всего несколько минут, впечатления не произвел и больше не приглашался». Внук премьера – Дмитрий Аркадьевич Столыпин пишет об этом так: «По просьбе Государя и Государыни Наталью  (раненую дочь премьера)  навестил Распутин, с чем мой дед очень неохотно согласился. Следующий его визит, на этот раз к моему отцу, не состоялся. Наверное моему деду удалось с большой дипломатией избежать этого визита».

             В этой ситуации доказательно только то, что Распутин стремился попасть в окружение знаменитого премьера. Сведения  же о том, что «Распутин  навестил больную дочь Столыпина»,  некоторое общее место в нашей публицистической  литературе… Только. То, что Распутин  поднял девочку своими молитвами – слышим впервые.

             Но за свое явное и однозначное неприятие «старца» премьер Столыпин был удостоен авторами фильма – этого самого «грязного пятна» неблагодарности и очень неприятного внешнего образа.

                                                                                      ***

             В целом приходится признать, что вышеназванный фильм Андрея Малюкова – это новое прочтение старой большевистской легенды.

             В заключение несколько слов о Царственной чете, которых авторы фильма опустили до предельной никчемности... Что, впрочем, также  согласуется с легендой.

          Конечно, мы не знаем Их. Мы не знаем Их жизни. Но боль за Их трагическую  жертвенную кончину, которая черным пятном лежит на нашей совести, могла бы родить и другие образы. Однажды на Царских Днях в Екатеринбурге, кажется в 2005 году, мне пришлось видеть некое театрализованное представление. Жизнь Царской Семьи как некое действо происходила  за прозрачной белой завесой, кисеёй. То есть - от нас сокрытая.  И не понять: жизнь это, или мечта о жизни? А может быть - сон?

Все происходило, будто в замедленном кино.  Дети качаются на высоких качелях, Родители сидят в креслах, улыбаются друг другу  и детским играм... Девочки бросают друг другу мяч, но летит он как-то медленно… Эхом слышится смех… Отдаленные звуки музыки. Все одеты  в белое… Чуть поодаль на веранде с ажурной резьбой  накрывают стол… И все пространство там, за завесой, пронизано каким-то необыкновенным светом… Мы же, сидящие во тьме зрительного зала, напряженно и тщетно всматриваемся в эту Тайну, пытаясь постичь сокрытую от нас  Жизнь в Свете.

          Сильнейшее впечатление. К тому же, верный и честный режиссерский ход: мы не знаем Их жизни, знаем только что в отличие от нашей жизни, она – в Свете. Когда Анна Вырубова просила Распутина помолиться о том, чтобы ей всю жизнь служить Их Величествам, она уже тогда различала Свет, исходящий от их жизни. Ей очень хотелось быть поближе к этому Свету. Вплоть до своей кончины в 80 лет она носила в волосах черную ленту, знак фрейлины Императрицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Комментарии

17.11.2014 - 10:59 :

Большое спасибо Светлана Федоровна за Вашу прекрасную статью! Попытки поругания св. Царственных Мучеников становятся все более изощрёнными, поэтому столь важно на них правильно и быстро реагировать. Помощи Божьей!

18.11.2014 - 07:25 :

Не совсем согласен с тем , что это была большевистская легенда. За Распутиным , его квартирой и всеми , кто как –то с ним был связан велся круглосуточный надзор агентами МВД . Все строго протоколировалось и сдавалось в МВД .Архивы всех документов МВД полностью сохранились и после революции. Сейчас эти документы также видимо хранятся в архивах. Все , что связано с Распутиным , публиковалось до революции в буржуазных и либеральных газетах. Поэтому большевики никакой новой легенды не придумали.

18.11.2014 - 09:09 :

Хотела посмотреть фильм но теперь не буду тратить свое время.Почему авторы фильма не могли найти настоящие факты?Или не хотели?Мы были на Ганиной Яме в прошлом году.Кровь стынет в жилах....это кем надо быть чтобы детей в шахту сбросить....

19.11.2014 - 13:09 :

Виталий Иванович! Ваше представление о "исторической действительности" весьма своеобразное. Наверное вы по профессии писатель-фантаст

19.11.2014 - 18:10 :

Петр, Вы ошиблись насчет моей профессии...Впрочем, если Вы не зная человека и всей исторической действительности делаете о нём выводы, то Ваши измышления не более, чем фантастические выдумки...

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+