17.07.2013 06:49:41
Павел Вячеславович Густерин
Гражданская война в Сирии осложнила положение всего 23-миллионного населения, но особенно более 2 млн. христиан (около 9% всех граждан).
Сирийские христиане не являются однородной группой, а представляют собой множество общин по течениям христианства, которые они исповедуют. Наиболее многочисленными являются последователи Антиохийской православной церкви. Присутствуют в Сирии также общины Мелькитской католической церкви, Сирийской католической церкви, Сиро-яковитской православной церкви, Русской православной церкви (РПЦ), Армянской апостольской церкви, Маронитской католической церкви, Халдейской католической церкви и др. Основными местами проживания христианского населения до войны являлись города Дамаск, Алеппо, Латакия, Хама и Хомс.
По разным оценкам, с 2011 г. в результате войны в Сирии погибло около 100 тыс. человек, в том числе более 1 тыс. христиан. Покинуло страну от 150 тыс. до 400 тыс. христиан. Уже разрушены более 40 церквей, монастырей и прочих христианских учреждений.
Потери сирийских христиан сопоставимы с потерями христиан иракских: за последние 20 лет Ирак покинули около полумиллиона христиан (среди прочих беженцев, в том числе мусульман). Это подтверждает и представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и Всея Руси архиепископ Филиппопольский Нифон: «Повторяется картина, которая была в Ираке. Основная проблема в Антиохийской церкви сейчас — положение верующих в Сирии и проблемы беженцев. Духовенство старается вдохновлять народ оставаться на своей земле».[i]
Христиане Сирии не имеют возможности организованно представлять и защищать свои интересы. Поэтому они сегодня являются наиболее уязвимой и беззащитной категорией жителей страны, что стало причиной их массового исхода.
Те из христиан, которые пытаются укрыться в лагерях беженцев, сталкиваются там с новыми проблемами. Они боятся регистрироваться в статусе беженцев, опасаясь, что по окончании войны им будет некуда возвращаться. В случае победы оппозиции они подвергнутся тем же притеснениям, с которыми они недавно столкнулись в родных городах. В случае же победы президента Башара Асада он может воспринять беженцев как боевиков, скрывавшихся от правительственных войск за границей. К тому же в лагерях беженцев в Иордании и Египте имеют место случаи издевательств в отношении христиан.[ii]
Демонстрацией отношения к христианству стало похищение террористами 22 апреля 2013 г. двух иерархов, когда они возвращались в Алеппо из Турции, где находились с гуманитарной миссией: в заложники были взяты архиепископ Юханн (Иоанн) Ибрагим и митрополит Булис (Павел) Язиджи, которые возглавляют в Алеппо соответственно Сиро-яковитскую и Антиохийскую православные церкви. Это преступление тем более носит вызывающий характер, что последний является родным братом Патриарха Антиохийского.[iii] Не исключено, что это дело боевиков «Джабхат ан-нусра» («Фронт поддержки»), которая является наиболее радикальной исламистской группировкой. Ее боевики 23 июня с.г. совершили нападение и разграбили францисканский монастырь св. Антония Падуанского в Гассани (в 120 километрах от Алеппо). При нападении был убит монах Франсуа Мурад.[iv]
Стоит отметить, однако, что на стороне Асада сирийские христиане сражаться не готовы, занимая в большинстве своем нейтральную позицию в этом конфликте. Самая же активная часть христиан в условиях масштабной гражданской войны оказалась расколота: среди христиан есть те, кто активно выступает против режима Асада, и те, кто поддерживает оппозиционные силы. Например, президентом «Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил» с апреля 2013 г. стал православный Джордж Сабра.[v] Другой оппозиционер из числа христиан Мишель Кило критикует Церковь за якобы имеющее место сотрудничество с режимом и спецслужбами и призывает объявить ей бойкот.[vi]
Официальная позиция церквей чаще всего остается на стороне правящего режима, потому что у священнослужителей нет причин выступать против Асада, правление которого хоть и связано с ограничением политических и гражданских свобод, но не угрожало свободе вероисповедания христиан и других общин и защищало право граждан на полноценную религиозную жизнь. Тем не менее, поддержка действующего руководства Сирии высшим христианским духовенством страны иногда вызывает осуждение со стороны некоторых христиан. В тех населенных пунктах, которые перешли под контроль «сирийской свободной армии» (ССА), и где нет насилия и угроз со стороны радикальных исламистских группировок, местные христиане оказывают поддержку оппозиционерам. Они не вступают в их ряды, но снабжают их деньгами, продовольствием, предметами первой необходимости и т.п.[vii]
Особое беспокойство вызывает положение в Сирии паствы Русской православной церкви, которую до своего отзыва в Москву в июне с.г. возглавлял представитель Патриарха Московского и Всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока архимандрит Александр (Елисов). По его словам, в отношении русскоязычного населения действует еще и политический фактор, определяемый позицией России по сирийскому конфликту. После наложенного Россией вето на резолюцию Совета безопасности ООН по Сирии положение российских граждан в этой стране резко ухудшилось. Со стороны боевиков ССА и религиозных радикалов в их адрес звучат угрозы физической расправы, им предлагается покинуть территорию сирийского государства как «виновникам гибели сирийцев и их детей».[viii]
Обстановка в Сирии сказалась и на численности прихожан храма священномученика Игнатия Богоносца в Дамаске: ими были, прежде всего, семьи российских граждан, находящихся в Сирии по служебным делам, семьи, которые в полном составе являются православными. Теперь же они покинули страну. Остается небольшая группа прихожан из постоянно живущих в Сирии, но и из них многие уезжают, а многим трудно добираться до храма из пригородов. Численность прихода в Дамаске составляет всего около десяти человек. Полностью «растворились» общины РПЦ в городах Алеппо (при церкви пророка Илии) и Латакии (при церкви архангела Михаила). Таким образом, из трех приходов РПЦ в Сирии в настоящее время функционирует только один — в Дамаске.[ix]
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] http://www.hramilii.ru/aktualniye-voprosy/4401/
[1] Левнер Д.М. Положение сирийских христиан в условиях гражданской войны. http://www.iimes.ru
[1] http://ria.ru/world/20130423/934178277.html
[1] http://russned.ru/intheworld/v-sirii-prodolzhayut-ubivat-hristianskih-svyashhennikov
[1] http://mir-politika.ru/4502
[1] Акопян А. Сирийская оппозиция продолжает ходить по кругу. http://n-idea.mirtesen.ru/blog/43519615366/
[1] Левнер Д.М. Ук. соч. http://www.iimes.ru
[1] http://www.patriarchia.ru/db/text/2043288.html
[1] http://ruchsy.orthodoxy.ru/
П.В. Густерин,
научный сотрудник
Российского института стратегических исследований
[i] http://www.hramilii.ru/aktualniye-voprosy/4401/
[ii] Левнер Д.М. Положение сирийских христиан в условиях гражданской войны. http://www.iimes.ru
[iii] http://ria.ru/world/20130423/934178277.html
[iv] http://russned.ru/intheworld/v-sirii-prodolzhayut-ubivat-hristianskih-svyashhennikov
[v] http://mir-politika.ru/4502
[vi] Акопян А. Сирийская оппозиция продолжает ходить по кругу. http://n-idea.mirtesen.ru/blog/43519615366/
[vii] Левнер Д.М. Ук. соч. http://www.iimes.ru
[viii] http://www.patriarchia.ru/db/text/2043288.html
[ix] http://ruchsy.orthodoxy.ru/
Комментарии
17.07.2013 - 10:46 Смута у нас перекинулась на:
Смута у нас перекинулась на весь на весь Восток. Могло ли быть иначе?... Могло ли быть иначе у нас в 17-м году прошлого века, когда сняли Царя?... Думаю почти всегда есть альтернативное решение в пользу всех без исключений, должно быть, потому что есть добро и зло и различия между ними.
22.07.2013 - 08:20 Выступая против Асада (и,:
Выступая против Асада (и, следовательно, в поддержку оппозиции, значительную часть которой составляют радикальные исламисты), сирийские христиане рубят сук, на котором сидят. Кроме Асада, никто не защитит их права в Сирии. Во всех странах Ближнего Востока, где победила "арабская весна", положение христиан стало намного хуже. Этого нельзя допустить в Сирии! Очень недальновидно выступать против своего единственного защитника.
Добавить комментарий