Перейти к основному содержанию

04:03 08.12.2021

ФЕСТИВАЛЬ, ФЕСТИВАЛЬ, ФЕСТИВАЛЬ!

27.11.2014 15:23:19

Кинофестиваль «Радонеж» собирается в 19-й раз. Молебен перед началом доброго дела, а затем пресс-конференция традиционно проходят в одном из красивейших храмов Москвы - Николы в Толмачах, что при Третьяковской галерее, перед величайшей святыней – Владимирской Иконой Божией Матери.

Постоянный член жюри к/ф, наша известная киноактриса ВАЛЕНТИНА Теличкина приносит, и тоже традиционно, хорошие новости. Перед молебном ЗАШЛА в Дом кино. В прошлом году видела, как зрители, спешащие на первые сеансы к/ф, перед входом в Дом кино осеняли себя крестным знамением. На православное кино – как в храм… А в нынешнем году она увидела, что в 10 часов утра в гардеробе Дома кино – свободных мест не было! А ведь – кроме радио «Радонеж» - рекламы никакой!

Нынешний кинофестиваль несомненно войдет в историю тем, что Первым Лауреатом, уже в первый день работы кинофорума, жюри объявило Святейшего Патриарха Кирилла в связи с 20-летием выхода в эфир Первого канала его передачи «Слово пастыря» с вручением Серебряной медали Преподобного Сергия Радонежского . В присвоении этой награды проявилось не только преклонение перед подвигом ярчайшего проповедника, 20 лет не оставляющего своего телеслужения даже - в сане Патриарха. Это действительно новость форума :- журналистское сообщество признало Патриарха своим коллегой!

Ваше Святейшество, поздравляем Вас с высокой наградой!

***

Кинофестиваль «Радонеж» - это кинофорум, где главным критерием отбора лент является нравственность. Второй критерий - профессионализм. Православная тематика может вплетаться естественным фоном, может оставаться за кадром. Может предполагаться, а может и не предполагаться. Наше кино определяется критерием высокого нравственного служения. В условиях, когда Большое игровое кино стало сдавать эти позиции, Наше документальное продолжает держать удар.

         Конкретная тематика – год от года – определяется самой жизнью, как некий естественный процесс. Просмотр присланных фильмов показывает, какая именно тема в доминирует именно в этом году. И режиссеры-документалисты служат здесь неким камертоном. Традиционная, то есть постоянно присутствующая тематика, например жизнь монастырей, обновляется новым уровнем осмысления. Православные люди, воцерковляясь, духовно растут, их начинают волновать новые, более глубокие проблемы. Режиссеры-документалисты чувствуют это и – отвечают… более, или менее удачно.

Нынешний, 2014-й, год начала Великой войны, катастрофически перевернувшей жизнь России, по-настоящему еще не осмысленной, дал на фестивале обилие лент, так или иначе постигающих наше дореволюционное прошлое

«Лучшим фильмом» к/ф признан фильм Виктора Лисаковича «…Мы не подписывали договора в Версале…». Картина посвящена завершению Первой мировой Войны и событиям вокруг заключения Версальского мира. Вчерашние союзники легко забывают о русских жертвах, принесенных на алтарь победы…

Фильм посвящен 100-летию начала Великой войны. Здесь мы видим много новых документальных дореволюционных видеосъемок. Большей частью - в ставке Государя. Видим памятники нашим воинам, устанавливавшиеся уже в ходе войны. Не сохранившиеся… Мы видим войну, которой не знали. Это и есть цель авторов – напомнить об этой войне, которую, не случись революция, мы бы несомненно выиграли.

         За все время существования к/ф Радонеж трудно найти год, когда бы документалисты ни предлагали фильмов-осмыслений нашей недавней истории. Год за годом, фильм за фильмом на разном уровне раскрывается тщательно замазанная, заляпанная грязью картина дореволюционной жизни. Года три назад мы смотрели фильм о жизни и творчестве открывателя цветного фото Прокудина-Горского «Россия в цвете». О том, как в последние предреволюционные годы он по благословению Императора Николая II в специально оборудованном вагоне совершил со своими помощниками ряд экспедиций по России и запечатлел предвоенную «Россию в цвете». Эти фото-пластинки расшифрованы, обработаны, переведены в цифру и представлены миру как раз в последнее десятилетие. Фотографии потрясли не только качеством исполнения, они открыли потерянную нами, далеко не лапотную, Россию.

На конкурс нынешнего к/ф подобного рода фильмы-открытия старой России представили режиссеры Валерий Тимощенко («Земля и Воля. Крестьянская история» - приз за «Лучшую режиссерскую работу» и Никита Воронов («Давным-давно»). В. Тимощенко в каком-то недоумении реконструирует дореволюционной быт родной станицы. Трудолюбивый, работящий народ, разумное самоуправление, повсюду достаток, зажиточный быт. Здоровый, красивый народ, большие семьи. Все, что началось после революции по сей день – хуже, хуже и хуже… Но зачем, почему?!. За что или зачем нам дана боль осознания этого? Чего мы не поняли?

         Никита Воронов разворачивает ностальгическую картину России начала ХХ века – шире. Показывает в кинодокументах картину дореволюционной жизни сильной, богатой, самобытной, самодостаточной страны на пике своего взлета. И вдруг – падение в пропасть. Зачем, почему? И подобные фильмы-вопросы множатся… Значит, не так все это просто, значит, мы еще не прозрели. Тяжело, больно сознавать, что мы, первые в мире, попались на удочку «оранжевой революции»…

Продолжают тему фильмы Е. Чавчавадзе и Г. Огурной «Последний Император» о Николае II, Любови Акелиной «Сергей Александрович. Генерал-губернатор Москвы». Фильмы отмечены «Специальным призом жюри». Мы не только еще раз знакомимся с вехами жизни Императора, пред нами встает величие попранной власти. В том числе и в неповторимости кремлевских дворцов, показанных во всем своем великолепии. Ведь все это осталось нам от «той», ушедшей, Великой России… Еще раз набатно звучит тема жертвенного служения последнего Императора, поднявшего Россию на небывалую доселе высоту. Фильм Любови Акелиной «Сергей Александрович. Генерал-губернатор Москвы» - о верном слуге и единомышленнике Государя Николая II, о жертве Царской крови.

Фильм Елены Чавчавадзе «Последний подданный Российской Империи» (отмечен в номинации «Лучший телевизионный фильм центральных телеканалов», режиссеры Валерий и Людмила Демины) иным образом продолжает эту тему. В нем речь идет о поразительном, до конца последовательном патриоте России Андрее Дмитриевиче Шмемане (брате известного богослова Александра Шмемана), который, всю жизнь прожив во Франции, так и не принял ее гражданства. считая подобный шаг личным предательством России. Во время оккупации немцы предлагали ему немецкое гражданство, но он, конечно же, рискуя жизнью, отказал и им. Бог дал ему дожить до времени возрождения России. И вот он принял паспорт гражданина России из рук президента Владимира Путина. Через рассказ о жизни братьев Шмеман авторы открывают нам окно в «русский мир», который в России нами в значительной мере утрачен. Особенно поражает их любовь к родине, желание ей послужить. На чужбине они сумели воспитать своих детей горячими патриотами России. Каким упреком звучит этот патриотизм для нас, теперешних русских, готовых сменить Родину на чечевичную похлебку!

И еще о патриотизме русских, оказавшихся в 20-е годы прошлого века в просвещенной цивилизованной Европе. Фильм Людмилы Усовой «Другой Мозжухин. Звезда Светозарная» рассказывает о судьбе великого русского певца Ивана Ильича Мозжухина, по масштабу дарования не уступающего Шаляпину. Его называли Звездой светозарной на небосклоне русского искусства. Вполне творчески осуществившийся, востребованный и прославившийся, вдали от России он не был счастлив. Боль об утраченном Отечестве, невозможность быть похороненным на родине, всю жизнь терзала его, как и всех русских. Скончался он 1 июля 1952 г. Все свои театральные костюмы, архивы, сценические записи, то есть то, что за большие деньги взял бы любой музей мира, он завещал передать на Родину, в музей Пензы. Недавно эта передача состоялась, и Россия, не только Пенза, стала обладательницей бесценных сокровищ.

****

Наград фестиваля «Радонеж» традиционно удостоены фильмы о монастырях. Приз «За лучший сценарий» получил фильм Александра Столярова «Монастырь». Призом «За лучшую операторскую работу отмечен фильм Руслана Макиева «Воины Христовы». Первый фильм рассказывает о Свято-Покровском Голосеевском монастыре, что на территории Украины. Именно этот монастырь находится у истоков организации ежегодного празднования дня Крещения Руси. Съемки этого фильма, несомненно, войдут в историю тем, что велись до начала военных действий на Украине и не несут на себе горького привкуса братской крови. Фильм Руслана Макиева «Воины Христовы» повествует о Свято-Успенском мужском монастыре в Северной Алании (Северной Осетии), который был возведен в поразительно короткие сроки усилиями монашествующих и прихожан. Самый высокогорный монастырь (горы Куртатинского ущелья) стал местом небывалого паломничества не только из мест Северного Кавказа, но и из России. Этот монастырь – еще один духовный форпост на рубежах России. Поражает горение православной веры у народов Кавказа:, к монастырю они припали, как источнику истинной жизни. Именно – припали! Здесь видишь единство России как единство православной веры. Глубокий след в душе оставляет аскетизм чисто кавказского храмоздательства. Это именно высокогорный монастырь. Форпост.

***

В адрес кинофестиваля «Радонеж» пришло 10 работ аниматоров. Лучшим анимационным фильмом признан фильм Александры Аверьяновой (она же – автор сценария, режиссер и художник) «Оттенки серого». Пятиминутный фильм рассказывает о том, как в начале . ХХ века на Царскосельском вокзале случайно встречаются и сразу же расстаются мальчик и девочка. Взрослея, они ходят по тем же улицам Пб., их пути порой пересекаются и тут же расходятся, но духовная связь, возникшая между ними в детстве, приводит их на место знакомства через 20 лет. Трудно сказать, откуда взялось такое название для фильма о хрустально чистой, романтической любви. Фильм и взрослый, и воспитательный и роднящий нас с традициями русской классики. Неудивительно, что он отмечен наградами стольких фестивалей.

***

Тематика фильмов, ежегодно приходящих на фестиваль «Радонеж», имеет свои акценты. Так, нынешний год, год 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского отмечен на фестивале как целым рядом фильмов. В конкурсной программе представлен фильм Ольги Кушаковской «Сергий Радонежский. Заступник Руси». В телеконкурсе - фильм Михаила Елкина «Преподобный Сергий Радонежский». В фойе Дома Кино в рамках проекта «Сохрани свою культуру» Международный православный Сретенский к/ф «Встреча» представил выставку репродукций картин русских художников ХIХ - ХХI, посвященная этому святому. Несмотря на то, что вышло уже несколько фильмов о Преподобном, в каждом киносюжете нас поражает то, что Сергий Радонежский как был, так и остается Печальником о земле Русской. Физически он жил в14-м веке, но духовно, мистически побуждал русских людей к подвигу защиты Отечества не только при жизни, но и в Смутное время начала 1XVII7-го века, «участвовал» в сокрытии своих мощей после революции 1917 года. И сейчас мы живем в надежде, что он не оставляет Россию своим попечением.

***

Начало нынешнего года, Рождество Христово, было отмечено принесением в Москву из Греции величайшей святыни христианского мира – Даров волхвов. К этому времени Аркадий Мамонтов уже смонтировал свой одноименный фильм, который в январе с. г. был показан по телеканалу «Союз». В те дни, как яичко к празднику, фильм старались увидеть все, поскольку он вместил в себя всю двухтысячелетнюю историю существования святыни. С которой многие из нас были незнакомы. А сегодня, для представления на фестивале, фильму недостает либо посвящения, либо эпилога, в котором были бы показаны многотысячные очереди россиян, стоящих в непогоду по десять часов, чтобы поклониться святыне. ***

Фильм Ирины Звездочетовой «Анна Михайловна и Павел Александрович Флоренские. Больше чем любовь. », на первый взгляд, просто житийный, повествующий о жизни новомученика о. Павла Флоренского. Автор сделала акцент на люби в жизни о. Павла уже тем, что имя матушки поставлено в заглавии первым. Фильм конечно – шире. Это фильм о ведомости самим Богом избранного сына Церкви. Родившись в образованной семье, где о религии и Боге намеренно не говорилось ни «за», на «против», в 17 лет, то есть на рубеже веков Павел переживает некоторый призыв Свыше. Во сне, в ужасе кромешной Тьмы Бог касается его тонким лучом Света. Проснувшись, юноша вслух восклицает: «Без Бога жить нельзя!». И дальше уже Сам Господь направляет его. После физ-мата МГУ он заканчивает Московскую духовную академию. Но вожделенное им священство становится проблемой: жениться он не хочет Но его женитьба, а затем счастливый брак, все же осуществляется - кратким прикосновением Божиим… Затем, Преподобный Сергий избрал его (одного из двоих!) для подмены и сокрытия его главы в мощевике… Фильм потрясает лаконичностью и глубиной рассказа о светильнике, который Сам Бог воздвиг в труднейшее время нашей истории.

***

Совершенно неожиданный фильм о новомучениках пришел из Липецкой епархии. Называется он: «Ищите меня» (Юлии Шнейдер). Авторы собрали интересную информацию о том, как родставенники новомучеников, казалось бы совершенно светские, нецерковные люди, приходят к вере через предков. Одной девочке-старшекласснице ее убиенный за веру родственник просто пришел в сон и сказал: «Ищи меня!». Схожим образом стали восстанавливать свои семейные истории и другие. И у всех возникает ощущение, что они делают это не столько по своему желанию, сколько по призыву свыше. Вот так новомученики приводят к вере, воцерковляют своих потомков…

***

Момент, когда человек вдруг ощущает Бога в свой душе, сокровенен. Это тайна, о которой не расскажешь. Не расскажешь так, чтобы поверил другой. Тем более редко, чтобы такая история пришла с экрана. Именно это удалось режиссеру Наталье Кононенко в ее фильме: «Папа, здравствуй…». В титрах фильма она благодарит своего героя за доверие…

Герой фильма Андрей рассказывает историю своего падения. В 11 лет первый раз украл, в 15 первый раз сел за решетку. И пошло… Он даже помнит точку невозврата, когда таким, как есть, ты ни себе,ни кому не нужен, а стать другим – нет сил… Вот тогда-то и появился в его жизни Бог. Андрей – восстал. Игумен монастыря, где он проходил послушание-излечение, сказал: «Если человек честно заблуждался, Бог укажет ему верный путь». В конце небольшого (20 мин) фильма Андрей с обручальным кольцом едет за рулем своего авто и говорит: «Как-то я сказал Богу: покажи, как Ты меня любишь?». И тут передо мной встали картины моего детства, любовь родителей… Мне показали, как любит меня жена и сын… И все это было слито вместе: вот так… Андрей отвернулся, пряча слезы от камеры.

***

К/ф «Радонеж» традиционно открывается молебном в храме Николы в Толмачах, что при Третьяковской галерее. Вотчина и любимое детище братьев Третьяковых - один из истоков фестиваля. Поэтому фильм Виктора Безенкова «Купцом родился, или несколько страниц из жизни П. М. Третьякова» для «Радонежа» по-родственному близок. Вторая половина ХIХ в. – золотой век русского просвещенного меценатства. Деловой человек, зарабатывавший огромные деньги, не считал себя не хозяином их, но лишь распорядителем. А то, что Павел Михайлович сделал для Москвы, сколько построил необходимых для города прекрасных зданий – и поныне служит ему памятником. Настоящий «Почетный гражданин» Москвы на все времена и в назидание потомству.

***

Фильмы, приходящие на к/ф «Радонеж», конечно особенные. Главным отличием их является приставка «нравственный». Критики отмечают, что уровень фильмов, представленных на фестивале, очень вырос. Но по-прежнему приходит достаточное количество фильмов, которые не готовы еще конкурировать с профессионалами. Главное достоинство таких фильмов – поставленная в них проблема, тематика. Есть режиссеры-профессионалы, которые ищут тему. И есть темы, которые ждут профессиональной подачи…

Вот фильм («Мое и наше» Павла Фаттахутдинова), который не выдержал конкурсного отбора. На мой взгляд, его следовало бы отметить «за проблему». Это то, чего на ТВ конечно не увидишь. История такая. В уральской казачьей станице «Державная» существует реабилитационный центр для людей, скажем так, не вписавшихся в жизнь общества… Опустившихся, потерявшихся, оказавшихся на нуле. Их здесь принимают. Дают кров, стол и труд. Денег не дают. Занимаются этим центром два атамана. Они не интересуются прошлым приходящего к ним человека, хотя и записывают то, что он готов о себе заявить. Люди приходят и уходят, но какой-то костяк остается. «Держава», как еще называют этот Центр, трудится и… развивается. Она даже строит дома для своих поднимающихся сограждан, во-первых, для семей. Их здесь три или четыре. Вот «Держава» отпраздновала свадьбу… Начинается новая жизнь…

Смотришь на атаманов, В. Н. Пономаренко и О. Н. Мажару, которые берут на себя ответственность за этих опустившихся людей, делают все, чтобы дать им возможность просто не погибнуть - и поражаешься их мужеству и стоянию в вере. В нашей жизни, когда людям большей частью едва хватает сил на свою семью и самых близких, эти два атамана, которых мы видим под иконами и в форме, дорогого стоят. И - никакой халявы для приходящих. Милосердие – да. Строгость – тоже да. И Бог дает им видеть плоды своего труда – люди, пусть и медленно, со срывами, но поднимаются. Это фильм о жизненных реалиях, которые большей частью остаются за кадром.

***

Еще один, вполне профессиональный телефильм, который следовало бы отметить «за тематику», это фильм Елены Саенко « Благая весть. Чужих детей не бывает». Речь в нем идет о многодетных семьях, составленных из приемных детей. Сколько любви и сил приемные родители отдают, дарят оставленным, обездоленным детям. И делают это с радостью. Будто это не они осчастливили, а их осчастливили. Это же особенные люди, люди с избытком любви, которые биологически не восприимчивы к теле-призывам «бери от жизни все». Они не задаются вопросами наследственности и даже состоянием здоровья детей, они просто включают их в свою жизнь. И иначе своей жизни они не мыслят. О них действительно надо рассказывать, чтобы пробуждать «чувства добрые» у других.

Многая и благая лета кинофестивалю «Радонеж» за чувства добрые, что пробуждает он в нас.

 

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+