Перейти к основному содержанию

07:31 16.09.2019

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ХРИСТИАНИНА

28.03.2013 08:42:03

 

Интервью с профессором МДА А.И. Осиповым

 «Православная Москва» №8-9 (104-105), март 1997

   

 

 - Алексей Ильич, в настоящее время все больше людей, переступающих порог храма, осознают, что главное в Церкви - это внут­ренняя духовная жизнь христиа­нина. Сейчас издано довольно много литературы, посвященной духовному преуспеянию. Но очень скоро человек, пытающийся во­плотить советы и наставления свя­тых отцов в жизнь, замечает, что сделать это совсем не просто. В чем причина?

- Первая и главная причина со­стоит в том, что отцы обычно давали наставления конкретному лицу или лицам и всегда с учетом их духов­ного возраста и особенностей лич­ного устроения. Отсюда, естествен­но, у отцов появляются различия в советах разным лицам по одному и тому же вопросу. Отсюда и реальная опасность перепутать рекоменда­ции духовному младенцу и зрелому мужу. Но как современному челове­ку выбрать полезный для себя совет, вопрос далеко не всегда разреши­мый для неопытного.

Вторая причина, связанная с первой, - это сложность сориентиро­ваться в обилии и многообразии святоотеческих творений. Требуется определенное знание основополагающих истин духовной жизни, чтобы понять, кого из святых отцов следует читать в первую очередь, а кого, хотя бы до времени, не стоит и ка­саться. Все это ставит каждого ищу­щего спасения перед неотложной задачей - найти истинного руководи­теля, имеющего духовный опыт и могущего помочь в решении этих сложных вопросов. О необходимос­ти духовного наставника говорят все святые отцы.

- У Симеона Нового Богослова есть категорическое утвержде­ние, что без духовного отца спастись практически невозможно. Разделяют ли эту мысль другие святые отцы?

- Эта мысль является самой рас­пространенной и у последующих святых отцов, почему многие из них и говорят о трагичности той ситуа­ции, когда духовных наставников не будет. "Что делать?" - говорят они и указывают выход в руководстве Свя­щенным Писанием, творениями свя­тых отцов и советами преуспевших братий, но с великой осмотритель­ностью.

- Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил о том, что духовный наставник должен приводить души ко Христу, а не использовать их для поднятия своего авторите­та. Но как рядовому члену Церкви определить, что это действитель­но тот человек, которому можно доверить свою духовную жизнь?

- В общей форме ответить очень трудно, поскольку каждый человек требует индивидуального подхода в решении данной проблемы. Но су­ществуют некоторые общие призна­ки, которые могут позволить гово­рить о том, действительно ли этот человек "пастырь добрый". Автори­тарность (когда своим суждениям, зачастую требующим строгого ис­полнения, присваивается безапел­ляционный характер) - первый при­знак, присутствие которого в чело­веке свидетельствует, что перед вами мнимый духовник.

Второй признак - когда эти люди создают вокруг себя некую секту, так называемый круг духовных детей.

Третий, очень важный признак - для духовных чад такого наставни­ка Священное Писание и святоотеческие творения становятся вторичными по сравнению с советами и ре­комендациями, которые даются этим человеком.

В деле распознавания, действи­тельно ли духовное лицо духовно или же просто начитанно, при более тесном знакомстве сможет помочь интуиция. Исходят ли советы настав­ляющего из жизни по святым отцам или же являются теоретическими, умозрительными рекомендациями, которые он запомнил? И, опять-таки, к каким источникам он больше об­ращается в руководстве: к святоотеческим творениям или же светским писателям, мыслителям? Наблюда­тельный человек увидит, молится ли человек за богослужением или же просто совершает положенную службу.

- При выборе духовника мно­гие хотят видеть в нем так называ­емые чрезвычайные дары Свято­го Духа: целительство, прозорли­вость и тому подобное. Оправдан ли такой подход?

-            Этот критерий выбора совер­шенно неверный. Святые отцы еди­нодушно говорят, что высший дар, который дается духовному руково­дителю, - это дар рассуждения. Без него все прочие дары могут оказать­ся для человека губительными. Ис­тория подвижничества показывает, как многие из достигших больших дарований впадали в прелесть и кон­чали жизнь трагически. Преподоб­ный Макарий Великий говорил по этому поводу: "Встречаются души, соделавшиеся причастницами Бо­жественной благодати,.. вместе с тем, по недостатку деятельной опыт­ности, пребывающие в состоянии очень неудовлетворительном по от­ношению к тому состоянию, которое требуется и доставляется истинным подвижничеством. В монастырях го­ворят о таких: "Свят, но неискусен", и соблюдают осторожность в совещаниях с ними…”. Поэтому я считаю, что такая установка, когда люди ищут не истину, жаждут не спасения, а чего-то чрезвычайного, эффективного, неверна.

- Сегодня много печатают жиз­неописаний и высказываний со­временных подвижников, где го­ворится о скором конце света и тому подобных эсхатологических сторонах веры. Каковым, по Ва­шему мнению, должно быть наше отношение к таким известиям?

- К советам людей, не канонизи­рованных Православной Церковью, нужно относиться с очень большой осторожностью. Церковь нам пред­лагает "роскошный стол святоотеческих яств". У нас достаточно тво­рений святых отцов, достаточно со­ветов и указаний пути ко спасению. Если возникает сомнение - лучше воздержаться. Вот вам пример Софрония Сахарова. У меня нет ника­ких сомнений, что этот человек на­ходится в глубокой, причем в очень тонкой, духовной прелести. Для меня это стало очевидным после прочтения его книг "Видеть Бога как Он есть" и "О молитве". Беда наше­го времени как раз в том и состоит, что мы, оставив руководство святых отцов, гоняемся за сомнительными новинками - точно по духу времени сего: реклама, реклама, реклама! Нужно быть в высшей степени осто­рожными к писаниям тех, кто пока еще не вошел в сонм бесспорных ав­торитетов в Церкви. Однако и тут не обходится без "но". Сегодня наблю­дается тенденция к канонизации людей сомнительных. Весь Афон почитает Сахарова как святого. Дух прелести пытаются узаконить подоб­но тому, как это сделали у себя ка­толики, дойдя до почитания францисков, катарин, терез и так далее. Когда дело сомнительно, лучше от­ложить его в сторону, не осуждая, но и не принимая. У нас хватит "святоотеческих яств". Нет, вот давай нам этих "соловьиных язычков"! Но ведь такой подход как раз свидетельству­ет об отсутствии в душе у человека сознания греховности, стремления к истине. Ищем не истину, а экзотику. Сама установка поисков экзотики губит и тех, кто ищет, и тех, кто на­ставляет.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+