Перейти к основному содержанию

19:15 04.12.2021

До чего дочитался…

03.01.2014 07:53:27

Некоторое время тому назад прочел с интересом и даже наслаждением интервью О. Седаковой о Ерофееве (который Венедикт Венедиктович). Кажется, интервью было озаглавлено «Человек страстей». По нынешнему пониманию «страсти» это те, что либо «сладостные», либо «роковые», но обязательно греховные. О безгрешных Страстях Иисусовых мы, увы, мыслим и помним мало. Вот, думаю, сейчас прочту о страсти пьянства и прочих страстях, пьянству сопутствующих. Ерофеев ведь был эдакий Омар Хаям холодных краев и специалист по составлению коктейлей. Но, слава Богу, я обманулся. В заглавии статьи слово «страсти» имелось в виду в Евангельском смысле. В том смысле, в котором Бах писал «Страсти по Матфею». И Ерофеев, со слов Седаковой его лично знавшей, был человеком, тонко чувствующим трагизм мира, слезную поэтику оставлености, беспомощности, странничества, нищеты. Это был сознательный анти-энтузиаст, для которого всякое самодовольное торжество в духе «Гимна демократической молодежи» было средством пробуждения в душе хамских и вульгарных стихий.

Седакова пишет, что однажды сказала Ерофееву, что тот, дескать, Евангелие только до Распятия и положения во гроб дочитал, а Воскресение его как бы и не коснулось. А тот ей тогда ответил, что она, мол, наоборот – прочла о Рождестве и потом сразу о Пасхе, а все остальное выпустила. Ради этих слов эти строки и пишутся.

Я не буду говорить о тех, кто Евангелие не читает, не изучает и не пытается к жизни приложить. Не внешних ли судит Бог? Но мы, читающие Евангелие, читаем его избирательно и выборочно. Дело не в том, что мы осознанно делаем некоторую установку в чтении (на это разве что такие как Толстой способны, и об этом позже). Дело в том, что согласно образованию, темпераменту, опыту жизни и еще сотням факторов, растворенных в крови, мы интуитивно одно принимаем, а другое отвергаем; к одному влечемся, а другого страшимся. Один, как Бродский, пишет каждую зиму по одному Рождественскому стихотворению, но ни в одну весну не рождает стихотворение о Воскресении. Другой весь живет в Апокалипсисе, в атмосфере грозных знамений и сбывающихся пророчеств. Третьему подавай чудеса, а четвертый именно от чудес с непониманием отворачивается. Впору спросить себя: «Как я читаю Евангелие? Что люблю, что понимаю, над чем стою в недоумении?»

Вот Толстой, сколь гениальный в художественном творчестве, столь же и примитивный в религиозной сфере, писал, что нужно для правильного понимания Евангелия вооружиться синим и красным карандашами. Следует подчеркивать то, что кажется самоочевидным, пропускать слова Евангелистов, обращая внимание на слова только одного Христа. Потом подчеркивать непонятное. Потом перечитывать понятное и опять возвращаться к непонятному в надежде, что оно прояснится. В результате получится скромный набор изречений, которые будут казаться кристально ясными, а все остальное можно не удостаивать внимания. Каким образом подобный горе могучий ум Толстого мог родить такую мелкую мысленную мышь – загадка. Но то, что на гении становится очевидным, в простых людях тоже живет, только в меньших пропорциях и в скрытом виде. И живет это желание уложить Живое Слово в прокрустово ложе собственных предпочтений далеко не в одной русской культуре. Вот яркий пример из американской истории.

Третий президент США, один отцов-основателей и творцов Декларации независимости Томас Джефферсон часто вечерами занимался тем, что вырезал избранные кусочки текста из нескольких изданий Нового Завета на греческом, латинском, французском и английском языках. Потом он наклеивал эти вырезки в тетрадь с пустыми страницами. Что получилось? А вот что. В письме своему предшественнику на президентском посту Адамсу, Джефферсон писал: «То, что у меня получилось, — это самый возвышенный и благотворный моральный кодекс, который когда-либо предлагался людям. Я нынче как раз закончил эту операцию для собственного моего пользования, вырезая из печатного текста стих за стихом и сводя воедино места, очевидным образом принадлежащие самому Иисусу и столь же разительно бросающиеся в глаза, как жемчужины в куче навоза». Навозом, надо полагать, Джефферсон считал непонятные места Писания а также слова самих евангелистов, а жемчужинами, совсем в духе Льва Николаевича, считал очевидное и понятное. В другом письме и другому адресату он яснее выражается: «Я отделяю золото от пустой породы, возвращая таковое Ему, а последнюю оставляя за глупостью и жульничеством кое-кого из Его учеников». Вот так! Отделить Павла с Петром и Иоанна с Матфеем от Истины и обвинить их в жульничестве, это смелый ход для человека, читающего Библию на четырех языках.

Остается добавить, что «Евангелие от Джефферсона» заканчивается положением во гроб, и в нем отсутствуют тексты о Воскресении и Вознесении. То есть в нем отсутствует самое главное в Евангелии – победа над смертью. Это некий опыт сведения Книги Жизни к одному лишь моральному кодексу и почти что «строителя коммунизма». Копия джефферсонова «евангелия» вручается, кстати, каждому члену Конгресса США. Пусть, мол, учат матчасть отцов-основателей. Сказанное шутливо о Ленине, актуально и в этом случае: «дедушка умер, а дело живет». Поневоле задумаешься, что хуже: не знать Евангелия вовсе, или «знать» его в урезанном, выхолощенном, подстроенном под себя виде.

На память приходят слова Паскаля о народе, которому были вверены первые Откровения. Евреи, писал Паскаль, бережно переписывали Библию столетиями, не дерзая изменить в ней ни йоту, ни черточку. И это при том, что Откровение возвещало вещи грозные и малопонятные. Оно им самим часто обещало проклятия и казни, изгнания и несчастья. Любой народ оказался бы перед соблазном вычистить текст, оставив в нем понятное и убрав непонятное; оставив то, что народ возвеличивает, и убрать, загладить то, что говорит о народе уничижительно. Евреи этот соблазн перебороли. Они не отнеслись к Слову, как к «своей» книге, как к смеси эпоса и хроники. Они отнеслись к Книге, как к зафиксированному голосу Живого Бога. Это подвиг. И в отношении заповедей понимали эти первые хранители Откровения, что есть не только понятные, но и совершенно невместимые в обычное сознание веления Божии. Но исполнять надо и то, и другое. Облобызать нужно и простое, и сложное, ибо то и то – Божье. Нужно смирять свой ум перед Словом, а не калечить его скальпелями логики и ножницами «здравого смысла».

Отношение к Богу требует мужества и честности. И открывание Книги Завета есть уже стояние на Суде. До чего я уже дочитался в Писании? Что из него вошло в меня? Сотворение мира, грехопадение, Благовещение, Рождество, Воскресение. Это только слова, или мне открыт, хотя бы отчасти, внутренний смысл этих понятий? Вот серьезный самодисциплинирующий вопрос, открывающий меру нашей церковности. Ответ на него у каждого свой. Если, конечно, вопрос понятен.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Комментарии

03.01.2014 - 19:55 :

Около 20-и лет назад прочитал "Москва-Петушки". Настолько тогда поразила эта книга, - надрывом, трагичностью, болью..., что потом, видя по телеку приуроченные к неким датам передачи..., - как люди спокойно пьют, спокойно едут по этому маршруту, спокойно вспоминают книгу, автора... и... при этом веселятся, - не по себе как-то становилось. Бррр... Люди, что вы делаете?!

04.01.2014 - 08:24 :

Воспринимаю Евангелие как Мораторий, как ПОСЛЕДНЮЮ кровь, последнюю жертву, но приходят новые времена и приносят с собой новые жертвенники и на них снова и снова кладутся новые жертвы, и конца края этому нет: "плоть немощна", а с духом дела обстоят ещё хуже.

06.01.2014 - 15:16 :

Спасибо за статью. И если уж мой предыдущий коммент поставили, то... попробую написать ещё коммент. Уже по сути вопроса, а не по поводу "Москва-Петушки"./// Как бывший "естествоиспытатель", - бывший физик, типатово, напишу. - Мощь, Силу и Правду Евангелия - любой технарь поймёт. Только... и... - испугается. Да, смотришь на своё прошлое, на своё настоящее..., сравниваешь с тем, что - Правильно, и... - страшно становится. Простите./// С наступающим Рождеством всех.

07.01.2014 - 14:21 :

Страшно-то страшно, но и спасительно...Ведь если однажды тебя посетил Страх божий, а не просто липкий физический страх (ой, помру!) смерти, это уже что-то важное, ведущее к перемене. А если так - ну, пью, ну, плохо делаю, а ну вас всех с вашими нравоучениями, напьюсь еще сильнее...тогда уже все, как говорят пьющие - кранты. А еще к этой заразе присоединяется много других - сквернословие, например, не говоря уже о всяких-разных беспорядочных связях...Самому человеку нет мочи СПАСТИСЬ, только с помощью Божией. Я работала соцработником с бездомными в Москве, вот где всего этого насмотрелась, загрузилась, а ведь многие только денежку просят на сигареты и..пиво. А священника только два раза и просили...за 4 года службы моей. Но и эти два раза имеют значение!

09.01.2014 - 16:32 :

Про страх///Вот пишу коммент. Зачем? По Евангельски это? Не льщу ли я себе и не тешу ли щас своё тщеславие и праздность? Кому от этого польза, а? Не больше ли вреда?? Но всё равно делаю ведь это! Вот пример того страха, о котором говорил в своё комменте///
--------/// Про бездомных/// В жизни всё бывает. И кто-то из упомянутых Вами бездомных может такОго хватанул в жизни..., и тАк покается...., - что спасён будет. Мы этого не знаем.

14.01.2014 - 04:17 :

Большинство нас, к сожалению, испорчено обрядоверием, им трудно понять сокровенный смысл Евангелия. Таким подавай вещественные знаки- свечки, записки. А Евангелие многим и не нужно, есть люди, что десятилетиями ходят в храм- а евангелия не читали, и считают себя верующими. И их не исправишь.

15.01.2014 - 16:09 :

14.01.2014 08:17 марина: А есть просто добрые, светлые, честные люди, - да, правда, не читающие. Но они - не хуже читающих. Просто - они ПОКА не читают. Коммент здесь я уже писал. Его не поставили. Это повтор в более мягкой форме. Хотя, - прежний был честнее и конкретней. Конкретика, кстати, касалась меня, а не марина 14.01.2014 08:17 и портала.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+