Перейти к основному содержанию

09:14 29.03.2024

Что делает праздник - праздником?

28.03.2013 08:42:00

В наше время,  когда люди, оторванные от христианской традиции, возвращаются к стихийному язычеству, Новый Год тоже обрастает всякими странными ритуалами. Как заметил недавно Иеромонах Филипп (Рябых), 

"В последнее время Новый год становится неоязыческим культом... Это некое языческое проникновение в празднование - и Новый Год потихоньку становится квазирелигиозным праздником" Иеромонах Филипп посетовал на то, что к 1 января выпускается масса соответствующих мягких игрушек, кружек, ложек, тарелок (с изображениями этих зверей), объявляются различные ритуалы, чтобы достичь максимального благоденствия в следующем году - "на какой ноге сколько раз попрыгать, в какую сторону повернуться, какие цвета надеть, что подать на стол". Он напомнил, что  празднование 1 января в общеевропейской традиции четко привязано к Рождеству Христову и связано с христианской концепцией истории.

Эти слова вызвали немалое раздражение — некоторые СМИ отозвались язвительными комментариями в стиле "Забудьте, что Новый Год праздник светский... РПЦ взялась за дело серьёзно". Между тем Иеромонах Филипп не стеснял ничью свободу с трепетом ожидать "Желтого Металлического Тигра" или благоговейно вчитываться в предсказания Нострадамуса. Он просто напомнил о нескольких очевидных культурных реальностях — Новый Год действительно связан с Рождеством, и мы действительно ведем наше летосчисление от Рождества Христова.

Это факт настолько раздражал большевиков, что в 20-тые годы они пытались искоренить рождественскую елку (как, и, конечно, сам праздник); в новом календаре оставались только коммунистические праздники — ни Рождества, ни Нового года.

Однако искоренить привычку людей отмечать эти дни не удалось, и тогда атеисты сменили тактику — елка стала трактоваться как новогодний, а не рождественский символ, первый новогодний утренник организуется в 1935 году, а начиная с 1937 года новый год начинает отмечаться уже широко.

Так Новый Год оказался, по сути, недобитым Рождеством, и сохранял его отсвет — может быть, поэтому  в советские годы для многих он оставался любимым праздником, наиболее семейным и наименее идеологизированным. Новый год обращался — и обращается — к очень глубокой, часто подавленной человеческой потребности — потребности в обновлении и надежде.

Многие из нас помнят свои детские переживания накануне новогодней ночи. Конечно, ребенок ждет подарков; но дело тут не только в подарках – в ощущении того, что в обыденную жизнь сейчас войдут Чудо и Тайна и все переменится. Первое января может быть очень грустным не потому, что ребенок недоволен подарками, а именно потому, что это переживание приближающегося чуда ушло.

Иногда люди – не дети, взрослые – совершают самоубийство после праздников, потому, что они ожидали какого-то чуда, каких-то перемен – и ничего не произошло. Они не могут – даже физически – этого пережить. У людей есть глубокая потребность в надежде – независимо от того, верят они в Бога или нет. Есть просто потому, что мы – человеческие существа, чувствуем, что созданы для чего-то очень хорошего.

Люди могут подавлять это чувство – в частности, из-за того, что жизнь обычно не оправдывает их ожиданий. У популярного когда-то певца, Юрия Лозы, есть песня, которая хорошо передает то, как утраченная надежда переходит в мечтательность:

Многое не повторится, многое будет не так.

Вот и мне стало за тридцать, самое время мечтать

О далеких мирах, о волшебных дарах,

Что когда-нибудь под ноги мне упадут.

О бескрайних морях, об открытых дверях,

За которыми верят, и любят, и ждут меня.

Человек прекрасно понимает, что никаких даров ему не упадет, и ни за какими дверями его не ждут – он ищет утешения в мечтах, которые, как он понимает, так и не осуществятся. Ничего особенно хорошего – настолько хорошего, чтобы это отвечало нашему внутреннему ожиданию – уже не случится, остается, так сказать, есть что дают.

"Светский" праздник, очищенный от всякого отблеска небесного света, праздник без чуда, без тайны, без надежды — не больше чем просто нерабочий день, или, хуже того, повод напиться. Нет ничего более унылого, чем светский праздник. И люди — почти инстинктивно — пытаются наполнить его каким-то духовным, или, хотя бы, мистическим содержанием. Отсюда все эти болезненные попытки "украсить" Новый год языческими ритуалами — отчасти импортированными (через третьи руки) из далеких стран, отчасти самостоятельно изобретенными.

Смотреть на это грустно и жалко; особенно жалко видеть, как люди отворачиваются от реальности ради подделок. Ведь за нашим летосчислением действительно стоит Чудо, и Тайна, и Надежда — мы отсчитываем годы от того Рождения, которое полностью обновило и преобразило наш мир, и продолжает преображать жизни многих людей.

В самых древних цивилизациях мы уже обнаруживаем те или иные новогодние праздники и ритуалы, время совершало оборот, и все вещи возвращались к своему первоначалу, к первобытной гармонии.  Жизнь как бы начиналась снова, с чистого листа. Глубочайшая человеческая жажда обновления, новой, чистой жизни, выражалась в торжественных ритуалах перехода. И Бог ответил на эту жажду и это ожидание: больше двух тысяч лет назад в наш мир пришел тот, Кто был — и остается — ответом на самые глубокие чаяния всех людей, "Желаемый всеми народами"(Агг.2:7), как Его называет пророк Аггей.

Он тот, кто действительно приносит новую жизнь; новую жизнь для тех, кто запутался в грехе, новую жизнь для тех, кто благополучен по мирским меркам, но чувствует в своем сердце пустоту, которую только Бог может заполнить, новую жизнь и для тех, кто уверовал, но остыл в вере и пришел в уныние.

Новогодние и Рождественские праздники — это время, когда Бог еще раз напоминает нам о распахнутых вратах в новую жизнь, о возможности начать сначала, о преображающем, исцеляющем, спасительном присутствии Сына Божия, который навсегда стал человеком, одним из нас, во всем подобным нам, кроме греха.

Многие в эти праздничные дни будут искать каких-то крох радости, какого-то утешения обжорстве, в выпивке, в глупых и пошлых телепередачах, но Бог предлагает нам нечто иное — великую, подлинную радость.

Как Ангел сказали Пастухам,  "не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; (Лук.2:10,11)"

 

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
2 + 14 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+