Перейти к основному содержанию

04:28 20.09.2019

Богоявление – праздник крещения

26.01.2017 16:42:39

Тако глаголет Господь: почерпите воду с веселием от источник спасения. (Ис.12:3)

Январь особенный месяц православного календаря. Мы встречаем  сразу два великих двунадесятых праздника – Рождество Христово и Богоявление (или, как его ещё называют Крещение), которые когда-то  праздновались в один день. Во второй половине IV в. празднование Рождества было перенесено на 25 декабря, и 6 января стали посвящать воспоминанию только одного Крещения нашего Господа, которое имеет для нас столь большое значение, что стало отдельным великим праздником Церкви или лучше сказать, единый праздник распространился почти на две недели. (Интересно то, что и у большинства православных христиан, крещённых в детстве между рождением и крещением, как правило, тоже  проходит совсем немного времени). Как пишет святитель Епифаний Кипрский  "Он носим был во чреве, «родился от жены, был под законом» (Гал. 4:4); пришел на Иордан, крестился от Иоанна, хотя и не нуждался в омовении, но сделал это ради порядка требуемого истинным вочеловечением Его, не желая нарушить правды законной, дабы исполнена была, как Он Сам сказал, всякая правда (Мф.3:15), и дабы показать, что Он облекся в истинную плоть, в истинное человечество. Он сошел в воду, более давая, нежели приемля, скорее доставляя, нежели нуждаясь Сам, освящая ее и облекая силою во образ имеющего в Нем совершиться, дабы воистину уверовавшие в Него и имеющие веру истинную познали, что Он истинно вочеловечился, истинно крещен был, и таким образом чрез Его снисхождение и сами приступая к Нему, принимали в себя силу Его схождения и просветились Его световодительством..."  (На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег).

О явлении Пресвятой Троицы, Единого в трёх лицах Бога написано так много, что нет нужды умножать цитаты святых. Тем более что все мы каждый год слушаем  в эти дни проповеди, которые, как правило, посвящены именно этому величайшему событию, откуда и само название праздника - Богоявление. Я хотел бы обратить внимание читателей на то, что этот праздник отличался от других прежде всего тем, что накануне совершали обряд Великого освящения воды и крестили оглашенных. В наше время оглашенных нет, а чин Великого освящения так и остался основной особенностью праздника, можно сказать его изюминкой, которая особенно привлекает в  храмы не только постоянных прихожан, но и людей малоцерковных.  Скорее всего, именно благодаря древнему обычаю крестить оглашенных в ночь на праздник Богоявления и появилась традиция освящать воду.  Некоторые  ученые, например, профессор  Мансветов в своем Типиконе, предполагают, что в древнее время чин водоосвящения был неотделим от крещения и служил приготовительным к нему актом. На это указывает почти полное тожество молитв Великого водоосвящения с молитвами при освящении воды для крещения и предписание совершать данный обряд в крещальне. Вот  эти богослужебные тексты. Сначала из последования Великого освящения воды:

Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ниединоже слово довольно будет к пению чудес Твоих. [Трижды.]
Ты бо хотением от не сущих во еже быти  приведый всяческая, Твоею державою содержиши тварь и Твоим промыслом строиши мир. Ты от четырех стихий тварь сочинивый, четырми времены круг лета венчал еси. Тебе трепещут умныя вся силы: Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды: Тебе слушает свет, Тебе трепещут бездны, Тебе работают источницы. Ты простерл еси небо яко кожу: Ты утвердил еси землю на водах: Ты оградил еси море песком: Ты ко отдыханием воздух пролиял еси. Ангельския силы Тебе служат, архангельстии лицы Тебе кланяются: многоочитии херувими, и шестокрилатии серафими, окрест стояще, и облетающе, страхом неприступныя славы Твоея покрываются. Ты бо Бог сый Неописанный, Безначальный же и Неизглаголанный, пришел еси на землю, зрак раба приим, в подобии человечестем быв: не бо терпел еси, Владыко, милосердия ради милости Твоея, зрети от диавола мучима рода человеча, но пришел еси и спасл еси нас. Исповедуем благодать, проповедуем милость, не таим благодеяния: естества нашего роды свободил еси. Девственную освятил еси утробу Рождеством Твоим: вся тварь воспевает Тя явльшагося. Ты бо Бог наш на земли явился еси, и с человеки пожил еси: Ты Иорданския струи освятил еси, с небесе низпославый Святаго Твоего Духа, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев.

И сие убо священник глаголя трижды, и воду рукою благословляет на кийждо стих:

Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию. [Трижды.]

И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово: Сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, сопротивным силам неприступную, ангельския крепости исполненную: Да вси почерпающии и причащающиися, имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов, и ко всякой пользе изрядну. Ты бо еси Бог наш, Иже водою и Духом обновивый обетшавшее грехом естество наше: Ты еси Бог наш, водою потопивый при Ное грех. Ты еси Бог наш, Иже морем свободивый от работы фараони Моисеом род Еврейский. Ты бо еси Бог наш, разразивый камень в пустыни, и потекоша воды, и потоцы наводнишася, и жаждущия люди Твоя насытивый. Ты еси Бог наш, Иже водою и огнем пременивый Илиею Израиля от прелести Вааловы.

А вот молитвы из последования таинства крещения:
Таже глаголет молитву сию велегласно:
Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих. [Трижды.]

Ты бо, хотением от не сущих во еже быти приведый всяческая, Твоею державою содержиши тварь, и Твоим промыслом строиши мир: Ты от четырех стихий тварь сочинивый, четырми времены круг лета венчал еси. Тебе трепещут умныя вся силы, Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды, Тебе слушает свет, Тебе трепещут бездны, Тебе работают источницы. Ты простерл еси небо, яко кожу, Ты утвердил еси землю на водах, Ты оградил еси море песком, Ты ко отдыханием воздух пролиял еси. Ангельския силы Тебе служат, Архангельстии лицы Тебе кланяются, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, окрест стояще и облетающе, страхом неприступныя славы Твоея покрываются. Ты бо Бог Сый неописанный, безначальный же и неизглаголанный, пришел еси на землю, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, не бо терпел еси, Владыко, милосердия ради милости Твоея, зрети от диавола мучима рода человеча, но пришел еси и спасл еси нас. Исповедуем благодать, проповедуем милость, не таим благодеяния: естества нашего роды свободил еси, девственную освятил еси утробу рождеством Твоим. Вся тварь воспевает Тя явльшагося: Ты бо Бог наш, на земли явился еси, и с человеки пожил еси. Ты Иорданския струи освятил еси, с Небесе низпославый Святаго Твоего Духа, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев.

Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию. [Трижды]

И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово, сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, сопротивным силам неприступную, Ангельския крепости исполнену. Да бежат от нея наветующии созданию Твоему: яко имя Твое, Господи, призвах, дивное и славное, и страшное сопротивным.
  Мне кажется, что Церковь использует одни и те же молитвы при освящении воды во время крещения и во время чина Великого освящения, желая показать нам, что мы крестились в одной воде с нашим  Спасителем, воде  над которой носился Святой Дух.  Мы празднуем явление Творца мира, Святой Троицы – Единого Бога смиренного и кроткого, в захолустной Иудее на задворках Римской империи и, как мне кажется, призываемся к торжественному воспоминанию не только Его крещения, но и каждый своего, ведь наше крещение - это тоже явление Бога, хотя у каждого оно своё. Те же молитвы, что звучат во время чина великого освящения воды  произносились и над нашей купелью и тот же Дух, видимо  сходивший на Господа Иисуса, должны были принять и мы. Это праздник не только крещения Господня, но и нашего,  Богоявления миру и нам.

Комментарии

пт, 01/27/2017 - 13:03 :

"Неотделим" пишется вместе, "когда-то" - через дефис, "желая показать" - деепричастный оборот, выделяется запятыми, а перед "это" нужна тире, а не запятая. "видимо сходивший на Господа" - причастный оборот, выделяется запятыми, перед словом "Богоявление" запятая не нужна. Когда читаешь столь небрежный текст, богословствования автора становятся неинтересны, ибо он не знает элементарного. Простите.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+