Перейти к основному содержанию

16:21 22.08.2019

bbb

17.12.2014 14:12:29

Есть ли у некрещеных ангел-хранитель,
что говорят святые Отцы?

Протоиерей Андрей Ткачев отвечает на вопросы слушателей радио «Радонеж».

- Отец Андрей, благословите. У меня вопрос, как вы относитесь к чуду Архистратига Михаила, когда он дважды в год спасает людей? Когда опускает свое белоснежное крыло в огненную реку... Чудо, поведанное Иоанном Богословом и записанное его учеником Прохором.

- Если Иоанн Богослов это сказал и Прохор это поведал, то я «ничтоже вопреки глаголю». Если это какой-то апокриф, то могут быть сомнения, что именно два раза в год. Может быть больше, может быть двадцать два. И не в год, а в месяц. Может быть всяко. Я не читал такого у Иоанна Богослова и у Прохора. Не встречал. Если это сказал Иоанн Богослов, я полностью ему доверяю. У меня нет никаких сомнений, что Иоанн Богослов говорит все правильно. Но я имею некую мысль, что, может быть, это какой-то апокриф. Потому что все, что касается хождения по мукам, т. е. по мытарствам и по местам страданий; что касается того, что в Благовещение «птица гнезда не вьет», а бесы в аду мучают грешников; что касается изымания из огненной реки согрешивших по нескольку человек в определенный период времени -  это все очень правильно и красиво, и на сердце ложится. Но так ли это буквально? Можно подумать. Может быть, не так буквально. Поэтому я не дерзаю заглядывать за край, за крышку гроба раньше времени. Поскольку я этого не видел, то категорично ничего говорить не буду. Иоанну Богослову я доверяю. И я верю, что молитва Церкви, молитвы Угодников Божьих, среди которых Михаил (а он Угодник Божий, он проявил верность, мужество; он не просто хороший изначально, просто ангел и все, он Богу угодил, в нем есть воинский дух), молитвы этих существ - живых людей и ангелов, угодивших Богу, они много могут во спасение человека. Лишь бы было за что зацепиться.

 

- Батюшка, я пришел в православие довольно поздно. И за это время накопилось огромное количество грехов. Сейчас уже я не помню, что исповедовал, что не исповедовал. Да, я во многом каялся. Какие-то грехи вспомнились, исповедовал ли я их, не помню. Я знаю, что есть такая вещь, как генеральная исповедь, есть елеосвящение, как быть? Второй вопрос. Я всю жизнь занимаюсь бизнесом, торговлей. Покупаю, продаю. Скверноприбытчество - я сразу это слово скажу. Я понимаю, что занимаюсь скверноприбытчеством. Вы как-то приводили в пример машиниста, так я этому машинисту завидую белой завистью. Потому что он-то машинист, а я просто торгаш. Я ничего не умею, кроме как торговать, покупать-продавать. Как сохранить душевный покой, когда занимаешься торговлей? Батюшка, еще два коротких вопроса. По Украине. Знаю, что для вас это больная тема. Когда говорят сейчас, удивляются: еврейские олигархи и бандеровцы... Это же несовместимо. Но если вспомнить, что на этой территории существовала Хазария, то все логично. Вам не кажется, что это второе издание Хазарии? И последний вопрос. Может ли курильщик войти в Царство Небесное, является ли это грехом?

- Поскольку все ваши вопросы социально значимы, и они, так или иначе, касаются большого числа людей, ведь многие занимаются торговлей, многие пришли в Церковь поздно, многие тревожатся об Украине и многие курят, то вопросы не столько личные, сколько широкие. Я с удовольствием буду на них отвечать, я вижу в них общую пользу.

Поздно пришел человек в Церковь... Ну что ж, «поздняя любовь моя», говорил Блаженный Августин Господу Иисусу Христу. В сорок с лишним лет Блаженный Августин пришел в Церковь. Успел после этого написать столько, что за жизнь одному человеку прочитать невозможно. Один из отцов Церкви удивлялся, как он столько написал, что за всю  жизнь невозможно прочитать. Он же не только писал, он же что-то читал, ел, спал, молился, постился, поклоны бил, людям проповедовал. Поздно - это не страшно. Главное, что пришел. Разбойник, на кресте висевший, ко Христу пришел за три часа до смерти. Никуда не двигаясь ногами, потому что ноги были пронзенные. Благословите Господа, что вы пришли. И не важно, что поздно. Слава Тебе, Боже. Дай Бог, чтоб приходило больше людей и в любое время.

Много грехов... Знаете что, превратите это в свое богатство. Человек, который мало грешил и знал Бога с детства - это святой человек, и мы ему завидуем. Но если вдруг покается грешник, а мы знаем из Евангелия, что ангелы Божии радуются об одном грешнике кающемся, то он порадует Небеса своим покаянием. Если человек, отягченный множеством грехов, приходит к Господу, искренно приходит, по-настоящему - то, по сути, он превращает свои злодеяния в золотой запас. Ибо ему тяжело было прийти, а он пришел. Здесь все меняется. Некоторые, которым повезло родиться в чистоте, прожить в чистоте, будут в Царствии Божием ниже тех, которые в грязи зачались, в грязи прожили, потом покаялись. Они могут высоко взойти. Здесь не нужно спешить. Бог - аптекарь, он будет взвешивать очень точно. Это не страшно.

Что исповедовал, что не исповедовал... Здесь ценно не название всех своих злодеяний, грехов, не это главное. Господь знает число волос на голове. «Власы ваши вси изочтени суть». От нас, при этом, Он не требует, чтобы мы знали количество волос на голове. Он не хочет, чтобы мы считали себе волосы, как мартышки. Не нужно нам считать свои волосы. Он посчитал, а нам не надо. Он знает наши грехи, а мы до конца их не знаем. Поэтому мы каемся в ведомых и неведомых, вольных и невольных, помянутых и забытых. Если вы обращаетесь к Богу от всего сердца, то не тревожьтесь о том, что вы чего-то не сказали. Это я говорю вам и всем. Если вы обращаетесь к Богу от всего сердца, прошу вас не тревожиться бухгалтерской тревогой, или тревогой некоего педанта о пылинках, что вы не сказали чего-то. Ты обратился. То есть ты стоял к Богу спиной, а теперь повернулся лицом. Все. Это самая важная вещь. Высчитывать, взвешивать, записывать, архивировать, подшивать - это не наша задача вообще. На этом пути можно поломаться на сто кусков. Поэтому не занимайтесь подсчетом своих грехов, не мучьте душу мыслями: все сказал - не все сказал. Обратитесь к Богу. От смерти к жизни. От грязи к свету. От низа к верху. Обратитесь. И идите к Нему. Падаешь - вставай, дальше иди, это самое главное. Главное - вектор движения. Не бухгалтерская книжка с подсчитанными грехами, а вектор движения важен в отношении к Богу. Я думаю, на первый вопрос мы ответили. Поздно? Слава Богу, что пришел! Много грехов - преврати их в сокровище. Когда покаешься в них, они будут тебе в оправдание. Ибо ты был большой грешник, а теперь христианин.

Торговля, покупаю-продаю... Конечно, какой-то машинист, который водит электровозы до станции Бологое из Москвы, наверное, завидует тем, кто покупает-продает. Думает: «Вот, покупал бы я и продавал, был бы счастливый человек. А я тут ночами не сплю, езжу, вожу составы со спящими пассажирами». Естественно, кто-то покупающий-продающий завидует машинисту. Важно, чтобы каждый понял себя, и был благодарен Богу за то, что у него есть. Раз ваша работа не является служением непосредственно, как она является у врача, педагога, милиционера, священника, юриста, психолога, спасателя, пожарника (они работают служа: они спасают, лечат, защищают, вразумляют, учат), вы покупаете и продаете - покупайте и продавайте. Христос да благословит вас на ваши труды покупания и продавания. Покупайте и продавайте себе не в минус, себе в плюс. Из плюса этого кормите семью, арендуйте квартиру, и прочее, а также отделяйте нечто для тех, кто не может работать. По старости, болезни, одиночеству. Заработанные деньги, заработанный плюс, деньги-штрих по марксовой формуле делите правильно. Оставляйте себе и кому-то помогайте. Если вы с тысячи заработанных рублей десять рублей дадите кому-то, если с миллиона рублей вы отделите столько-то десятков тысяч кому-то, то это отданное в нужные руки оправдает заработанное. Вот я заработал, скажем, две тысячи долларов, взял двести долларов из них, это десятина чистая, отдал тому, кому надо. Значит, тысяча восемьсот оставшихся долларов освятились фактом отдачи. Отданное освящает оставшееся. Это закон Божий. Ты отдал, и то, что осталось, уже святое. Если ты заработал честно, конечно. Если не с ножом к горлу ты забрал у кого-то эти доллары. Поэтому, вы работайте. Покупайте и продавайте. Ничего страшного. Кто-то печет хлеб, кто-то продает хлеб. Кто-то пашет, сеет, убирает, молотит, возит. Кто-то его печет, кто-то развозит испеченный хлеб по магазинам, а кто-то просто его продает. Принимает товар и продает. Кого мы из них унизим? Пахаря не унизим, пекаря не унизим, водителя не унизим, но и продавца не унизим. Надо же кому-то продавать! Не будет же водитель продавать хлеб. Или пахарь. Пахарь пашет, водитель возит. Поэтому вы в этой цепочке занимаете свое звено. Ничего страшного, прекрасно, продавайте и покупайте. Не обманывайте покупателя, не продавайте залежалый товар как новый, не расхваливайте гадкий товар, не делайте намеренно подлостей покупателю. И заработанные деньги делите так, чтобы кому-то с них было немножко хорошо. Немножко лучше, чем есть сейчас. Вы правильно поступите, и ваше сердце будет иметь покой. Я однажды читал такое мудрое изречение, что когда человек попадает в будущий мир, у него спрашивают несколько вещей. Это дохристианская еврейская мудрость. Это когда еще Господь наш Благословенный, Христос, во чрево Марии не вошел и не вышел человеком. Они говорили так: «Кто в будущий мир попадет, его четыре вещи спросят. Первое - справедливо ли ты занимался своими делами? Второе - искал ли ты время для чтения Писания в течение дня? Третье - хотел ли ты детей? Четвертое - верил ли ты, что мир неисправим без Мессии?» Потому что только Мессия может поставить все на свои места, а человеку невозможно исправить мир. Очень важные вещи. Первая из них - справедливо ли ты работал, был ли ты честен в своих трудах? Потом, искал ли ты время для Писания, т. е. любил ли ты Господа, по сути, и Его слова? Хотел ли ты детей? Не имел ли, но хотел ли? Потому что многие хотят, но не имеют. Многие имеют, а не хотят. И наконец, верил ли ты, что Мессия все исправит? Что человек не может исправить мир, мир глубоко болен, без Мессии не обойдешься. Слава Христу, Христос все поставит на свои места. Так что торговля- это нормальное занятие, лишь бы только правильно делать свои дела. Со всеми остальными вытекающими последствиями.

По Украине. Евреи, бандеровцы, Хазария... В принципе, схема работает. Еще два года назад я бы сказал: «Да ну, перестаньте, это мракобесие». А сегодня я вам скажу так: то, что вы сказали, работает. Очевидно, это похоже на правду.

Я не думаю, что курить - это похвальное занятие. Но я и не думаю, что курение - это самая страшная вещь, которая запрещает людям входить в Царствие Небесное. Поэтому я не могу благословить человека курить, но не могу сказать: раз ты куришь - ты пропал. Примером тому является страстотерпец Царь Николай. Он курил. И мы знаем это. Но это не мешает нам любить его и смотреть на него как на великого человека, который выпил свою чашу скорби до конца. И папироса, которую он выкурил, скажем, за день до расстрела в Ипатьевском доме, не помешала ему войти в Царство Небесное. Все, что он нес на себе - и он, и его семья было столь грандиозно по тяжести и скорбности, что там все папиросы мира ничего бы не испортили. Вот яркий такой пример. Понимаете, абсолютное безгрешие - это одно, а святость - это другое. Абсолютно безгрешен только Господь. Господь абсолютно безгрешен и свят, и прочее - прочее. Мы святые по призванию. Это не значит, что мы абсолютно безгрешны. И праведник не безгрешен, и святые все не безгрешны. О чем плачут святые - о грехах своих. Святость человеческая и безгрешие - это не одно и то же. И не думаю, что курение запрещает войти человеку в Царство Небесное, если человек борется. Может поборет эту страсть, дай Бог побороть. Мы знаем, кто не наследует Царства Божиего: блудники, малакии и прелюбодеи, скотоложцы, мужеложцы, сребролюбцы (сребролюбие - это идолослужение)... Там это перечисляется у апостола Павла. Там есть длинный перечень людей, которые не войдут в Царствие Божие. Курильщиков там нет. Это не значит, что это карт-бланш на то, чтобы курить дальше, но это значит, что не нужно уделять чрезмерное внимание греху, который не является самым страшным. Например, не прощать людей нельзя. Поссорился и не простил, не попросил прощения - это гораздо более серьезно, нежели съесть мясо в пятницу. Потому что Евангелие, молитва «Отче наш», говорит нам об одной главной моральной вещи - «Остави нам долги наши, как мы оставляем должником нашим». То- есть если мы ничего не оставляем, то и нам ничего не оставляется. Стоит только никому ничего не прощать, да хоть ты постись с утра до вечера - ну и что толку с того, если ты злой, как демон? Поэтому я бы не ставил курение в самый главный перечень грехов. Есть другие святые, подлинные святые, которые имели эту слабость. Особенно в Греции, на Балканах, там, где курение было насаждено турками, привито к культурному коду, многие выдающиеся архиереи позволяли себе курить трубку или сигару. Но это архиереи... Многие из нас подметок их не стоят. Это были великие люди. Я специально не буду называть имен, но есть такие примеры. Вы бросайте курить, но не делайте проблемы из  этого. Потому что проблема не такая большая, как кажется. У старообрядцев курение стоит в одном ряду вместе с кофе, чаем и картошкой. Кофе, чай, табак и картофель - это четыре проклятых зелья на земле. Мы к картошке привыкли, кофе пьем... А любой старообрядец вам бы сказал, я не знаю, как сейчас, может быть, сейчас по-другому думают, а раньше... «Ты что, кофе, чай пьешь? Все, ты не спасешься. Ты морс пей, а чай не пей». В общем, это не столько грех, сколько слабость. Не убийственная для души при условии, что человек борется с собой и старается вести христианскую жизнь. Так мне кажется. Я могу ошибаться. Многие, возможно, меня осудят, но с этим можно потерпеть. А другие вещи терпеть нельзя. Мир вам и благословение Божие.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+